Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель энергетически рациональной структуры движения 5 страница




В спорте критериями оптимальности удара служат сила и точность. Как правило, с увеличением силы точность снижается. Умение нанести сильный и вместе с тем точный удар является одним из важных признаков мастерства в спортивных играх, боксе и некоторых других видах спорта.
Обычно ударное действие включает в себя пять фаз: замах, движение в сторону удара (мяча, соперника), соударение, движение по инерции после соударения и сходное состояние.
При выполнении бросков чаще всего стремятся послать снаряд как можно дальше. Для этого (так же, как и при ударе) необходимо максимизировать его количество движения (m * V). Но, поскольку масса снаряда не меняется, задача сводится к максимизации скорости метаемого снаряда в момент отрыва от руки метателя. С этой целью в процессе метания (как и в процессе удара) части тела вовлекаются постепенно. Вначале разгоняются проксимальные сегменты тела, затем дистальные звенья. В результате, при правильной технике броска (или удара) скорость снаряда (или бьющего звена)
а) непрерывно нарастает.
Еще одним признаком оптимальной техники метания в легкой атлетике является угол вылета снаряда. Наибольшая дальность действия достигается, когда угол вылета близок к 45°.Техника бросков в значительной мере определяется спецификой вида спорта. Так броски в борьбе или хоккее отличаются от легкоатлетических метаний, хотя основные закономерности справедливы и здесь
БИОМЕХАНИКА ТЕХНИКО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА
В гимнастике, фигурном катании и других технико - эстетических видах спорта мастерство оценивается судьями, наблюдающими за соревновательной деятельностью спортсменов. В основе принятой системы оценивания лежат представления об эстетическом идеале, изменяющимся со временем. Эволюцию эстетического идеала можно проследить по произведениям искусства.
В настоящее время завершается возвращение к эстетическим идеалам античности. Говоря словами Корбювье, "прекрасно-функциональное". И поэтому во внешнем облике и движениях человека ценится все, что свидетельствует о физическом и психическом здоровье и ему способствует.
Рассматривая биомеханические аспекты эстетики движений, удобно воспользоваться принятым в биомеханике разделением движений на пять групп: равновесия, движения на месте, движения вокруг осей, перемести-тельные действия и локомоции. Эстетичность каждого из этих движений определяется многими факторами. В том числе специфические (неожиданность, оригинальность, соответствие "школе" и т.п.) и общебиологические (экономичность, точность). Например, как красивое воспринимается такое исполнение равновесия, при котором не совершается лишних движений, а поза выбрана так, чтобы минимизировать активность мышц - антагонистов и, следовательно, затраты энергии на поддержание позы.
Эстетичность движений имеет большое значение не только для спорта, но и для бытовой и производственной двигательной деятельности. Правильная осанка и выбор оптимальных режимов в повседневной жизни помогают сохранить и укрепить здоровье. Все это является необходимым компонентом культуры движений.
5.3. экономичность техники локомоций
В циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, остро стоит проблема экономизации спортивной техники. На соревнованиях любого ранга обычно побеждают те спортсмены, которым удается сохранить больше сил к финишу или, говоря другими словами, затратить меньше энергии на совершение одного и того же двигательного задания. Например, бегунам необходимо преодолеть дистанцию 10 тыс.м. Одни спортсмены прибегают к финишу "едва передвигая ноги", а другие на-ходят силы для финишного рывка. По-видимому, одной из причин такого положения (при прочих равных условиях) является более экономичная техника бега.
Для того чтобы иметь возможность оценивать экономичность выполняемой разными спортсменами работы, был предложен показатель, аналогичный коэффициенту полезного действия, та называемый коэффициент механической эффективности (КЭМ), равный отношению выполненной механической работы (А) к общим энергозатратам

Энергозатраты определяются обычно с помощью непрямой калориметрии. причем этот метод дает достаточно точные результаты при определении энергозатрат при относительно низкой интенсивности мышечной деятельности, когда поставка энергии, необходимой организму, обеспечивается исключительно аэробными механизмами энергообразования (Более подробно этот курс затрагивается в курсе биохимии).
Здесь отметим лишь, что большинство исследователей определяли не сами энергозатраты, а их мощность, то есть величину энергозатрат в единицу времени. Удавалось даже получить уравнение регрессии для расчета этого показателя в различных видах спорта. Примером такого уравнения может служить уравнение регрессии для расчета валовой метаболической мощности полученное в 1976г.:

где Vm - скорость передвижения (м/мин).
Это уравнение можно с успехом использовать для расчета , если преобразовать формулу последнего, разделив числитель и знаменатель выражения (1) на величину интервала времени, в течение которого выполнялась работа:

где Р - мощность выполненной работы.
Рассчитаем для вертикальной работы; для бега на семинаре "Определение внешней механической работы".

где - интервал времени от момента минимального значения потенциальной энергии ОЦМ до момента окончания опорного периода.

Факторы, влияющие на экономичность техники локомоций

Физиологические и биохимические Биомеханические
Снижение энергозатрат в каждом цикле движения Рекуперация энергии
- устранение ненужных движений (см. примеры вопрос 2, уменьшение боковых колебаний ОЦМ) - улучшение управления работой мышц (установлено, что время активности мышц у квалифицированных спортсменов несколько меньше по сравнению с их менее опытными коллегами, что приводит к уменьшению общих энерго-затрат); - уменьшение внешнего сопротивления (с помощью выбора оптимальных поз при выполнении движения, снижения силы трения за счет смазки лыж); - уменьшение внутрицикловых колебаний скорости(согласно определению горизонтальной работы, она будет тем меньше, чем меньше отличаются значения минимальной и максимальной скорости в цикле движения); - выбор оптимального соотношения длины и частоты шагов; - выбор оптимального соотношения между силой действия и скоростью рабочих движений. Это особенно характерно для таких видов спорта как гребля, велосипед. - переход между кинематической и потенциальной формами энергии (в ходьбе сохраняется до 65% об-щей энергии, в беге - 8%); - переход кинетической энергии движения в потенциальную энергию упругой деформации мышц (при прыжках на месте в и мед-ленном беге со скоростью 3,9 м/с в икроножных мышцах рекуперируется порядка 45-60 Дж, при приседаниях 400 Дж).


5.4 Эргометрия
Основы эргометрии. Предметом эргометрии являются количественные методы измерения физической работоспособности человека. Эргометрия изучает, в частности, соотношения между показателями работоспособности.
Эргометрические задания. Когда человек выполняет какое-либо достаточно длительное двигательное задание, например, бег или плавание на заданную дистанцию, подъем и удержание какого-либо груза, мы всегда имеем дело с тремя основными переменными:
1. Интенсивность выполняемого двигательного задания. Этими словами обозначается одна из трех механических величин:
a) скорость спортсмена, например, в беге; единицы измерения - м/с
b) мощность, например, при педалировании на велоэргометре; единицы измерения - ватты (Вт)
c) сила, например, при статическом удержании груза; единицы измерения - Ньютоны (Н).
2. Объем выполняемого двигательного задания. Этим обозначается одна из следующих трех механических величин:
a) пройденное расстояние, например в беге; единицы измерения - метры (м);
b) выполняемая работа (в физическом смысле, например, при вращении педалей велоэргометра); единицы измерения - джоули (Дж);
c) импульс силы (при статическом усилии); единицы измерения - Ньютон * секунды (Н*с).
3. Время выполнения (единицы измерения - секунды (с)).
Показатели интенсивности, объема и времени выполнения двигательного задания называются эргометрическими показателями. Если вели-чина времени, объема и интенсивности двигательного задания соответствуют друг другу, то при разных вариантах задания получаются совпадающие результаты. Это так называемое правило обратимости двигательных (эргометрических) заданий.
Эргометрические зависимости. Результаты в разных эргометрических заданиях (например, достижениях на разных дистанциях) связаны между собой. Существуют три эргометрические зависимости:
1) "объем задания - время" (в видах спорта циклического характера дистанция - время);
2) "интенсивность задания - время" (в частном случае "скорость - время");
3) "интенсивность задания - объем задания" ("скорость - дистанция").
Наиболее интересны две первые из них, которые в циклических видах спорта в широком диапазоне дистанций имеют прямолинейную зависимость (между длиной дистанции и рекордным временем), а связь "скорость - время" выражается криволинейными зависимостями.
Зависимость "дистанция - время" может быть описана уравнением вида
D = a + bt (1)

где D - длина дистанции (м), t - время ее прохождения (с), a,b - константы (рис.1).
На графике а равно величине отрезка, отсекаемого по оси ординат прямой, b - тангенсу угла наклона "линии рекордов" кандидат оси абсцисс. Константа b имеет размерность скорости (м/с) и характеризует так называемую критическую скорость.
При содержательной интерпретации математических зависимостей, описывающих кривые рекордов, обычно опираются на анализ путей по-ставки энергии, необходимой для передвижения по дистанции. Общая величина поставленной энергии будет равна:

E = a` + b`t (2)

где E - суммарная величина поставленной энергии,
t - предельная продолжительность эргометрического задания,
a` - анаэробная продукция (Дж),
b` - скорость поставки энергии из аэробных источников (Вт или кал/мин).
При этом в состав анаэробной продукции условно включается энергия, обеспечиваемая с участием кислорода, резервированного в организме.
Видно, что уравнение (1) совпадает с уравнением (2). На этом основании считают, что коэффициент a в уравнении (1) отражает объем эргометрического задания, которое может быть выполнено за счет источников энергии, на выполняемых в процессе упражнения (в циклических локомоциях это так называемая дистанция анаэробных резервов); коэффициент характеризует интенсивность задания, при которой анаэробная энергопродукция максимальна. В циклических локомоциях с участием большого числа мышечных групп коэффициент соответствует так называемой критической скорости, т.е. скорости, при которой имеет место максимальное потребление кислорода. Критическая скорость меньше действительной - абсолютной. Последняя есть отношение пройденной дистанции ко времени ее прохождения (рис.2).


Зависимость скорость - время в первом приближении может быть получена в результате преобразования уравнения (1). Поскольку средняя скорость на определенной дистанции равна частному от деления длины дистанции (D) на время (t), можно на основе уравнения (1) записать:

v = D / t = a / t +b

График этого уравнения представлен на рис.3. Если данный график представить в логарифмическом масштабе, то эта зависимость распадется на четыре прямолинейных участка, каждый из которых соответствует группе дистанций, которые в свою очередь, относятся к четырем зонам относительной мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной.
Измерение выносливости на основе эргометрических зависимостей.
Измеряемые в эргометрических заданиях показатели выносливости бывают: относительными (латентными) и абсолютными (или явными).
В показателях первой группы учитывается влияние на результат не только выносливости, но и других факторов: уровня силы, скорости, владения техникой. Показатели второй группы измеряют выносливость, так сказать "в чистом виде".
Наиболее общим из относительных показателей является критическая скорость (коэффициент b в уравнении (1)). Его достоинство - ясный физиологический смысл.
Можно придумать довольно много других латентных показателей, но следует подчеркнуть, что все они не будут нести какой-то новой информации, помимо той, что уже содержится в эргометрических зависимостях.
5.5. онтогенез моторики
Онтогнезом моторики называется изменение движений и двигательных возможностей человека на протяжении всей его жизни. Известно, что развитие моторики определяют два фактора - созревание и научение. Под научением понимают освоение новых форм движений или совершенствование в них под влиянием специальной практики, обучения или тренировки.
Созревание - наследственно обусловленные изменения анатомического строения и физиологических функций человека. Взаимодействие созревания и научения определяют онтогенез моторики.
Двигательный возраст характеризует средние показатели развития моторики у людей одного возраста.
Двигательный возраст можно определить следующим образом: из-меряют результаты в каких-либо двигательных заданиях большой группы детей одного возраста и рассчитывают средние достижения, которые они показывают. Зная результаты отдельного ребенка, можно установить, какому возрасту в среднем соответствует данный результат. Детей, у которых двигательный возраст опережает календарный, называют двигательными акселератами. Детей, у которых двигательное развитие отстает, называют двигательными ретардантами.
Например, двигательный возраст был определен в прыжках в длину с места, причем результатам 170 180 190 200 см соответствовал двигательный возраст:
12-5 13-4 14-2 14-10
Из указанного соотношения видно, что результат 180см показывают дети в среднем в 13 лет 4 месяца и наоборот, дети в 13 лет 4 месяца в среднем показывают результат в прыжках в длину с места 180 см. Дети этого возраста, показавшие больший результат, например, 190см, называются двигательными акселератами (в этом упражнении), а показавшие результат ниже 180см - двигательными ретардантами.
Акселераты в одних двигательных заданиях могут быть ретардантами в других. полные ретарданты и акселераты встречаются редко.
Замедленное развитие моторики ребенка, вызванное неблагоприятными условиями (болезнью, травмой, плохим питанием), выравнивается за счет более ускоренных темпов развития организма и возвращается в свой канал развития. Такое свойство живых организмов носит название канализирования или гомеореза (в отличие от гомеостаза).
Прогноз развития моторики. Задача прогноза двигательной одаренности является наиболее важной в проблеме отбора. Сюда входят такие вопросы, как:
1) начальных отбор спортивной специализации - спортивная ориентация;
2) отбор в ДСШ;
3) комплектование команды, формирование спортивного коллектива;
4) спортивная селекция - выбор спортсменов в сборные команды страны для участия в соревнованиях высокого ранга.
Ответы на поставленные вопросы возможны при оправданном прогнозе развития моторики. Прогноз спортивных способностей может быть сделан на основе изучения либо стабильности показателей моторики, либо наследственных влияний.
Основой прогноза индивидуального развития человека является изучение стабильных показателей. Предположим, были измерены скорость бега, сила и выносливость у группы восьмилетних детей. Что будет с ними через 10 лет и сохранят ли сильные и выносливые свои преимущества перед сверстниками? То есть на сколько стабильны характеристики организма и личности в процессе развития ребенка и юноши?
Значение признака в детские годы называют ювенильными, в конце наблюдаемого периода (у взрослых детей) - дефинитивными. Для оценки стабильности рассчитывают коэффициенты корреляции между ювенильными и дефинитивными показателями - коэффициенты стабильности.
Интересные данные получены в результате шестилетних наблюдений за группой юных пловцов в процессе многолетней тренировки - с 11 лет (III спортивный разряд) до 16 лет, когда большинство из них стали кандидатами в мастера спорта СССР по плаванию.
Наиболее высокая стабильность тенденций индивидуального развития обнаружена у показателей длины и веса тела, подвижность в суставах, аэробной выносливости (мощность и емкость аэробных процессов), о чем свидетельствуют спортивные результаты в плавании на средние дистанции.. Несколько меньшей стабильностью, которая, однако, увеличивается с возрастом, обладают следующие показатели: силовые характеристики, длина скольжения (обтекаемость, плавучесть, равновесие в воде), суммарное время проплывания теста 4х50м с максимальной скорость и убывающими интервалами отдыха (как показатель долгих возможностей), результат в плавании на 50м как показатель, характеризующий анаэробную гликолитическую мощность, результаты в плавании на 100 и 200м.
При спортивной селекции, например, при отборе в сборные команды страны приходится решать вопрос о сравнении достижений и потенциальных возможностей спортсменов разного возраста. Например, если два спортсмена впервые в жизни толкнули ядро на 19м, но одному из них 20 лет, а второму 30 лет, то резонно думать, что первый из них гораздо более перспективен. Можно составить таблицы достижений равной значимости для спортсменов разного возраста и на их основе осуществить спортивную селекцию. Для этого надо:
1) определить возрастные пределы, в которых демонстрируются наивысшие достижения в данном виде спорта;
2)прогнозировать уровень результатов финалистов ближайших олимпийских игр;
3) не основе данных спортивной статистики определить средние темпы роста достижений у спортсменов, ставших ведущими в своем виде спорта (с учетом возраста).
Такая работа была проделана в легкой атлетике и плавании польскими исследователями (1969, 1970 гг.). Она послужила основой для раз-работки селекционных критериев к Олимпиаде 1972 г. Например, в 1968г. 18-летний юноша, показавший результат в плавании 100м вольным стилем 57.0, рассматривался как потенциальный столь же ценный кандидат в сборную команду 1972г, что и 14-летний подросток с результатом около 1.03.0. На основе подобных статистических данных были составлены таблицы нормативов для селекции кандидатов в сборные команды.
Вопрос наследственности спортивных (в частности, двигательных) способностей тесно связан с перспективами прогноза индивидуальных достижений в спорте. Наследственные влияния, в частности, морфологических признаков таких, как рост, конституция и т.п., проявляются как воздействие генетических факторов (корреляция между ростом родителей и детей обычно находится на уровне 0,5). Наследуемы ли в какой-то степени собственно двигательные способности? В данном направлении существуют четыре варианта исследований:
1) изучение родословных (показано, что в среднем у 50% детей выдающихся спортсменов можно ожидать наличие выраженных спортивных способностей не обязательно в том виде спорта, в котором достигли успеха их родители);
2) исследование статистических связей между двигательными возможностями детей и родителей (коэффициенты корреляции между движениями отцов и детей, продемонстрированных ими в одном и том же возрасте в беге на 100 ярдов - 0,49, в прыжках в длину с места - 0,8);
3) изучение зависимости между двигательными способностями с од-ной стороны, и каким-либо показателем (так называемым маркером), заведомо передающимся по наследству (например, группой крови), с другой стороны;
4) исследование близнецов.
Рассмотрим последний метод более подробно, поскольку он обладает богатыми возможностями для изучения наследственных признаков в широком диапазоне проявления спортивных способностей и наследуемости близнецов. Как известно, монозиготные (однояйцевые) близнецы (МБ) наследственно тождественны, дизиготные (двуяйцевые) (ДБ) - различны. Совпадение (конкордантность) или несовпадение (дискордантность) тех или иных признаков у них служит надежной основой для определения наследуемости обусловленных свойств. Есть несколько направлений в исследовании близнецового метода:
а) Определение конкордантности в отношении занятий спортом. оказалось, что у МБ было лишь 6% случаев, когда один из близнецов занимался спортом, а второй - нет. У ДБ дискордантность достигала 85%. Что касается видов спорта (л/а, футбол и др.), то конкордантность была у МБ в 83% случаев, у ДБ лишь в 31%. Одну и ту же специализацию в рамках данного вида спорта (например, бег 400м в легкой атлетике или амплуа вратаря в футболе) избрали 87% среди МБ и 66% среди ДБ. Наконец, примерно равных спортивных достижений добились 70% МБ и 22% ДБ.
б) Конкордантностью двигательных возможностях и физиологических показателях - расчет коэффициентов наследуемости.
Индекс наследуемости характеризует долю генетической вариации в общей вариации изучаемого признака. Так, например, у детей 7-13 лет максимальные величины потребления кислорода на 93,4% обусловлены гинетически, максимальная чистота сердечных сокращений на 85,0%.
Для спортивной ориентации были выявлены следующие признаки, находящиеся под значительным контролем наследственных факторов (Л.П.Сергиенко, 1977). Эти признаки приводятся в порядке убывания генетических факторов.
1. Антропометрические показатели.
а) длина тела; б) длина нижних конечностей; в) длина верхней части тела; г) окружность верхних и нижних конечностей и груди; д) вес; е) длина верхних конечностей.
2. Гибкость в суставах (плечевых, тазобедренных).
3. Латентное время двигательной реакции (для ответного движения рукой, ногой).
4. Аэробная производительность.
5. Скоростно - силовые тесты:
а) прыжок в длину с мета; б) бег 30м; в) прыжок в длину с разбега.
6. Относительная мышечная сила.
7. Максимальная чистота сердечных сокращений.
8. Быстрота одиночного движения.
Эффективность отбора. прогнозирование потенциальный спортивных достижений основано как на изучении стабильности, так и выявлении роли генетических факторов. Оценка эффективности отбора возможна при наличии теста или группы тестов, показывающий высокую корреляцию между ювенильными значениями теста и критерием, в качестве которого надо брать дефинитивные показатели спортивного результата (рис.14).
Рассмотрим рис.1 на котором изображена схема классификации в процессе отбора: линия АБ показывает, что на основании критерия в данном тесте (область значений, лежащих правее) можно оценить наиболее способных в будущем спортсменов; линия ВГ и область, лежащая выше, не позволяет выбрать спортсменов, показавших наилучшие достижения в контрольном тесте. При этом все кандидаты, проходящие процедуру отбора, классифицируются на четыре группы:
1 - способные, которых отобрали для дальнейших занятий,
2 - неспособные и отчисленные,
3 - способные, которых по ошибке отчислили,
4 - неспособные, которых по ошибке отобрали в число способных.
Эффективность отбора будет, очевидно, тем выше, чем больше испытуемых попадет в группы 1 (правильно зачисленные) и 2 (правильно отсеянные) и чем меньше - в группы 3 (неправильно отсеянные) и 4 (не-правильно зачисленные).
Здесь встает несколько вопросов:
1. Чему равна эффективность отбора?
2. Каков должен быть классификационный норматив (т.е. на каком уровне должна пройти линия ВГ, чтобы отбор был уравновешенным)?

Рис.14. Схема классификации в процессе отбора

3. Сколько кандидатов надо просмотреть, чтобы добиться желаемой эффективности?
Введем понятия коэффициента эффективности и коэффициента выбора. Коэффициент эффективности равен доле правильно отобранных (принятых, зачисленных) кандидатов среди общего числа отобранных. Этот коэффициент имеет две разновидности:
а) коэффициент эффективности без использования тестов отбора:

где N - общее число кандидатов, цифрами 1,2,3,4 обозначена численность людей, попавших в каждую из отмеченных классификационных групп;
б) коэффициент эффективности при использовании тестов отбора 1

Коэффициент выбора - для отобранных среди общего числа кандидатов:

Рассмотрим, насколько процедура отбора повышает эффективность. Рассчитаем коэффициент эффективности в случае использования тестов отбора Повышение эффективности зависит от коэффициента выбора и исходного коэффициента эффективности. Исходная номограмма Тейлора - Рассела дает возможность рассчитать по известным значениям и величину коэффициента эффективности
Так при заданных значениях = 0,05 и = 0,10 составляет около 0,4. Другими словами, если в каком-либо случае способные составляют лишь 5% всех кандидатов, а мы отбираем каждого десятого из числа про-смотренных ( = 0,10), то в отобранной группе будет около 40% действительно способных спортсменов. Отбор в этом случае повысил эффективность в 8 раз (0,4: 0,5 = 8).

Задание: по номограмме Тейлора - Рассела определить величину коэффициента эффективности в случае использования тестов отбора при заданных значениях коэффициента эффективности


Таблица 1.

Варианты заданий для расчета коэффициента выбора

Варианты                    
0,05 0,11 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,3
0,2 0,1 0,4 0,2 0,6 0,1 0,4 0,2 0,4 0,1

Определить, во сколько раз повысилась эффективность отбора при использовании тестов отбора.

5.6. Оценка эффективности спортивной деятельности
Эффективность спортивной техники это степень близости выполнения движения данным спортсменом к рациональному варианту. Выделяют три группы показателей эффективности техники:
1) Абсолютная эффективность оценивается путем сопоставления техники данного спортсмена с образцом - наиболее рациональным вариантом техники, определенным на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических соображений. В циклических локомоциях абсолютная эффективность определяется путем сопоставления характеристик выполненного движения с некоторым идеалом. Например, одним из показателей эффективности техники в плавании и гребле служить может степень отклонения от равномерной скорости передвижения. На рис.15 показано, что с увеличением скорости академической гребли уменьшается падения скорости внутри цикла движения.
1) Абсолютная эффективность оценивается путем сопоставления техники данного спортсмена с образцом - наиболее рациональным вариантом техники, определенным на основе биомеханических, физиологических, психологических и эстетических соображений. В циклических локомоциях абсолютная эффективность определяется путем сопоставления характеристик выполненного движения с некоторым идеалом. Например, одним из показателей эффективности техники в плавании и гребле служить может степень отклонения от равномерной скорости передвижения. На рис.1 показано, что с увеличением скорости академической гребли уменьшается падения скорости внутри цикла
2) Сравнительная эффективность определяется на основе сравнения техники движения спортсменов разного уровня, за образец техники берется техника спортсмена высокой квалификации. Признаки техники, которые изменяются с ростом спортивного мастерства, называются дискриминативными (различительными).
Применяемый метод дискриминативных признаков основан на вы-явлении признаков техники, обладающих диагностической информативностью (максимально различающиеся по t - критерию признаки берутся как информативные). Показателями сравнительной эффективности можно пользоваться в том случае, если сильнейшие спортсмены применяют один и тот же вариант спортивной техники.
Существуют два подхода определения дискриминативных признаков: а) сравнение показателей техники спортсменов высокой и низкой квалификации; б) расчет показателей корреляции и уравнений регрессии между спортивным результатом, с одной стороны, и показателем техники - с другой.
3) Реализационная эффективность (эффективность реализации) определяется при сопоставлении показанного спортсменом результата либо с тем достижением, которое он по уровню своих двигательных качеств может показать, либо с затратами энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.