Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уважаемый Председатель Государственной аттестационной комиссии, коллеги!




Часть2



          В Exele        
  Определение центра тяжести составного сечения (значения в «формулах»)    
Вариант №                 Таблица 1
                     
№№ Тип профиля Площадь сечения Y1 Z1 Статический момент инерции каждого сечения Статический момент инерции всего сечения Положение центра тяжести сечения
SY1 SZ1 SY1 SZ1 y z
мм2 мм мм мм3 мм3 мм3 мм3 мм мм
                     
  Двутавр №20       =D9*F9 =D9*E9 =СУММ(G9:G10) =СУММ(H9:H10) =J9/(D9+D10) =I9/(D9+D10)
  Уголок №7,5/5   124,4 212,1 =D10*F10 =D10*E10
                     
                     
                     
                     
                     
      Определение центра тяжести составного сечения (значения в числах)      
  Вариант №               Таблица 2    
                             
    №№ Тип профиля Площадь сечения Y1 Z1 Статический момент инерции каждого сечения Статический момент инерции всего сечения Положение центра тяжести сечения    
    SY1 SZ1 SY1 SZ1 y z    
    мм2 мм мм мм3 мм3 мм3 мм3 мм мм    
                             
      Двутавр №20           421772,5   65,84141 123,8686    
      Уголок №7,5/5   124,4 212,1 153772,5      
                             
                             
                                                 

 


В MathCADe

Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование интереса к труду у младших школьников в процессе социально-досуговой деятельности», выполненная под руководством доктора педагогических наук, профессора Ольги Юрьевны Елькиной.

Актуальность проблемы формирования интереса младших школьников к труду определяется ее значимостью, которая характеризуется тем, насколько младший школьник способен уже в начальной школе к восприятию различных видов профессиональной деятельности, а в дальнейшем к самостоятельному выбору профессии.

На сегодняшний день эта профессия остается в центре внимания, и ее изучением и исследованием занимаются специалисты в области социологии, педагогики, психологии, философии. Проблеме профессионального интереса школьников посвящены работы В. Ф. Афанасьева, Л. В. Ботяковой, Т. Л, Бухариной, Т. И. Гореловой, П. К. Елаева, Н. П. Майоровой и др. В них уделяется внимание определению структуры профессионального интереса учащихся, динамике его развития, условий, способствующих эффективности этого процесса. Исследования некоторых ученых посвящены развитию профессиональных интересов младших школьников. Т.В. Васильева предлагает научно-обоснованную программу формирования интереса младших школьников к миру профессий. Г.Н. Котельникова в качестве средства формирования у младших школьников интереса к трудовой деятельности рассматривает профессиональные пробы. Л. А. Мамонтова выявляет недостатки профессиональной ориентации младших школьников и предлагает некоторые пути их преодоления. А.В. Мордовская определяет возможности факультативных занятий по профессиональных интересов школьников. Т.А. Плотникова определяет педагогические условия преемственности работы по профориентации детей в детском саду и начальной школе. О.Ю. Елькина разрабатывает учебно-методическое обеспечение пропедевтического этапа подготовки младшего школьника к выбору профессии.

Младший школьный возраст определяется данными учеными как важный этап подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

Недостаточно разработанными в проблеме формирования интереса к труду являются такие вопросы, как определение специфики форм и методов развития интересов в начальной школе, поиск оптимальных способов ознакомления младших школьников с миром профессий. Данная ситуация обострила противоречие между запросами практики и недостаточной разработкой форм и методов формирования интересов к труду в теории. Теоретическое обоснование психологического аспекта проблемы представлено в трудах отечественных ученых Л. И. Божович, В. В. Давыдова, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева и др.

Однако анализ литературы свидетельствует о том, что развитию профессиональных интересов младших школьников уделяется недостаточно внимания. Необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста в профориентации и с учетом индивидуального подхода разрабатывать новые формы и методы развития у них интереса к миру труда. Если в воспитательно-образовательном процессе проблема формирования интереса к труду решается дидактическими и воспитательными средствами, то сфера досуговой деятельности младших школьников остается без педагогического внимания.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий и средств формирования интереса младших школьников к труду в процессе социально-досуговой деятельности.

Объект исследования: процесс формирования интереса младших школьников труду в процессе социально-досуговой деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования интереса к труду у младших школьников в процессе социально-досуговой деятельности.

Гипотеза исследования: формирование интереса младших школьников к труду в процессе социально-досуговой деятельности будет эффективно, если:

§ обеспечивается расширение представлений младших школьников о труде и людях труда в ходе производственных экскурсий;

· осуществляется формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к труду по средствам коллективной творческой деятельности;

· актуализируется интерес к миру труда посредствам включение младших школьников в профориентационные игры.

Разрешите далее перейти к изложению основного содержания нашей работы.

На теоретическом уровне уточнено определение понятия «формирование интереса к труду» применительно к младшему школьному возрасту. Формирование интереса младших школьников к труду - это избирательное отношение личности к объективному миру трудовой деятельности, имеющее для него жизненное значение и эмоциональную привлекательность. Выявлены структурные компоненты интереса к труду младших школьников: интеллектуальный (знания учащихся о труде людей, стремление узнать о специфике труда и путях получения образования); мотивационно-ценностный (положительное отношение к труду и результатам труда других); волевой (стремление младших школьников к овладению профессией, преодолевая различные трудности, встречающиеся на пути при ознакомлении с ней).

Данная структура является основанием для разработки критериев воспитанности интереса младших школьников к труду. Разработан критериально-оценочный аппарат выявления уровня воспитанности интереса младших школьников к труду. Критерии и показатели включают: когнитивный (знания о труде людей и мире профессий, понимание значения труда в жизни человека, знания о качествах, необходимых в труде); мотивационно-ценностный (стремление изучать мир профессий, желание иметь профессию в будущем, стремление к социально-ценностной деятельности); деятельностный (преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений, участие в коллективной деятельности, дисциплинированность и ответственность).

В соответствии со значением данных критериев охарактеризованы уровни воспитанности интереса младших школьников к труду: высокий, средний, низкий.

Проанализирован практический опыт развития воспитания интереса младших школьников к труду. На теоретическом уровне уточнено определение понятия «формирование интереса к труду» применительно к младшему школьному возрасту. Формирование интереса младших школьников к труду - это избирательное отношение личности к объективному миру трудовой деятельности, имеющее для него жизненное значение и эмоциональную привлекательность. Выявлены структурные компоненты интереса к труду младших школьников: интеллектуальный (знания учащихся о труде людей, стремление узнать о специфике труда и путях получения образования); мотивационно-ценностный (положительное отношение к труду и результатам труда других); волевой (стремление младших школьников к овладению профессией, преодолевая различные трудности, встречающиеся на пути при ознакомлении с ней).

В констатирующем этапе эксперимента было проведено наблюдение за деятельностью учащихся при выполнении трудовых поручений. Из наблюдений нами было выявлено, что второклассники принимают участие в деятельности, которая никак не поощряется формально. Невнимательно прослушивают инструкции к заданию, не пытаются их запомнить. Лишь некоторые учащиеся умеют планировать собственную деятельность. Также учащиеся не умеют соотносить запланированную деятельность с конечным результатом. Деятельность, за которую не ставят оценки, учащиеся выполняют поспешно, неаккуратно.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по воспитанию интереса к труду людей у младших школьников.

Формирующая работа проводилась по 3 направлениям:

1 Расширение представлений младших школьников о труде и людях труда в ходе производственных экскурсий.

2 Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к труду в ходе КТД.

3 Включение младших школьников в профориентационные игры в социально-досуговой деятельности.

Представления о мире труда и профессий у младших школьников ограничены небогатым жизненным опытом - работа родителей, ближайшего окружения: учитель, врач, продавец. К этому списку можно добавить профессии коммерческой направленности, но они малознакомы учащимся. Однако в современном мире существует огромное множество видов профессиональной деятельности. Ориентация в этом потоке человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации школьников. Знакомство с различными видами человеческой деятельности на ранних этапах развития способно не только расширять кругозор младших школьников, но и открывать возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

По мнению ученых С. Н. Чистяковой и А. Я. Журкиной - «школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личного психологического роста учащихся и повышения уровня их информированности о различных аспектах мира современного труда».

Расширение представлений младших школьников о труде и людях труда осуществлялось в экспериментальной работе в социально-досуговой деятельности во время подготовки и проведения экскурсий. Подготовка к экскурсии в магазин осуществлялась на резервном уроке математики при повторении величин деньги, масса, емкость, длина были организованы два магазина: продуктовый и тканей. Дети выполняли роли продавцов и покупателей. Были использованы макеты товаров. В процессе игровой ситуации учащиеся совершенствовали вычислительные навыки, покупали, взвешивали, отмеряли.

Во время экскурсии в магазин была проведена беседа о профессии продавца. (Что необходимо, чтобы стать хорошим продавцом?, Каких продавцов вы встречали в своей жизни?). Младшие школьники описывали продавца, указывая на лучшие его качества, осуждали грубость. От работника торговли школьники узнали, что для того чтобы стать продавцом, необходимо быть здоровым, закаленным, выносливым, иметь крепкие ноги, так как приходится весь день стоять на ногах, иметь хорошую память, хорошо считать, быть общительным, уметь красиво говорить, уметь общаться с людьми разного характера, плохо слышащими и видящими, уметь управлять собой. Были обыграны ситуации общения: «капризный покупатель», «покупатель -ребенок», «покупатель - старик».

Мы убедились, что экскурсии по формированию образа профессий и расширение представлений младших школьников о мире труда – неотъемлемая составляющая общей работы по включению учащихся в различные формы социально-досуговой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа по включению школьников в социально-ориентированную деятельность успешно осуществлялась при организации коллективных творческих дел. Включение учащихся в социально-ориентированную деятельность осуществлялось на всех этапах коллективного творческого дела. На этапе коллективного планирования была определена цель работы редакции журнала, в ходе совместного обсуждения, утверждены название журнала и тематика первого выпуска. В ходе экспериментальной работы при организации коллективных дел младших школьников нами решались во взаимосвязи следующие задачи: 1) обогащать коллективную профориентационную деятельность школьников созданием ими общественно полезного продукта; 2) обеспечивать приобретение учащимися практического трудового опыта.

Методика подготовки и проведения профориентационных игр в начальной школе имеет особенности, обусловленные возрастом учащихся и задачами пропедевтического этапа профессионального самоопределения. Через профориентационные игры осуществляется ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих различных профессий, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, что способствует профессиональному самоопределению. В процессе выполнения профориентационных игр развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, созидательному и обоснованному выбору профессии.

Особенность профориентационных игр в начальной школе состоит в том, что учебной программой по математики, естествознанию, трудовому обучению предусмотрено проведение игр, знакомящих с профессиями. Например, на уроке математики при изучении единицы измерения длины «Метр» проводится игра «Ателье». Изучение единицы измерения веса «килограмм» и объема «литр» предполагает игру «Магазин».

По завершению формирующего этапа эксперимента был проведен контрольны этап эксперимента с целью: выявить изменения уровней развития профессионального интереса младших школьников. В ходе эксперимента для диагностики когнитивного компонента профессионального интереса учащихся была предложена анкета, для диагностики мотивационно-ценностного компонента использовалась методика неоконченных предложений «Когда я вырасту, я стану...», волевой компонента диагностировался при помощи наблюдений за деятельностью младших школьников.

Проанализировав сочинения экспериментальной группы на тему «Когда я вырасту, я стану...», что большинство учащихся (15 человек, 60 %) имеют высокий уровень по мотивационно-ценностному критерию. Для многих из них профессия является значимым компонентом будущей жизни. Привлекательной стороной желаемой профессии для данной группы учеников является характер труда и личное удовлетворение. Учащиеся понимают, что необходимо для достижения цели, для получения желаемой профессии. Они описываю пути достижения данной профессии: самообразование, продолжение обучения после школы, а также хорошая учеба в школе. В связи с расширением представлений младших школьников о мире профессий в процессе обучения и во внеклассной работе второклассники выбирают профессии не только ближайшего производственного окружения и родителей, но и другие профессии.

Таким образом, отмечается позитивная динамика роста показателей по всем компонентам профориентационного интереса к миру труда и миру профессий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что работа, проведенная в экспериментальном классе, оказалась весьма продуктивной. Благодаря использованным методам и средствам у младших школьников экспериментальной группы повысился уровень воспитанности интереса к миру труда и миру профессий. Можно отметить значительные расхождения с контрольным классом. В контрольной группе изменения либо не произошли, либо очень незначительны. Это объясняется тем, что процесс развития младших школьников при отсутствии системной работы осуществляется крайне медленно.

Итак, в ходе экспериментальной работы произошли качественные изменения личности, проявившиеся в сформированности интереса младших школьников к труду. Отмечаем наличие обширных знаний о мире профессий, принадлежащих к разным типам (человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - знаковая система, человек - художественный образ); пониманием значения труда в жизни человека. Школьники имеют развернутые представления о профессионально важных качеств, необходимых человеку той или иной профессии.

В социально-досуговой и учебной деятельности проявляется наличие самостоятельного и активного стремления изучать мир профессий; желание иметь в будущем социально-значимую профессию; стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в учебной и трудовой деятельности. Благодарю за внимание!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.