Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19. Выбор партнера для общения




ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Тема 18. Аутотренинг

Задача. Учить сосредоточиться на выполнении конкретной профессиональной задачи.

— Работа есть работа. Она требует от вас немалых физических и умственных усилий. Но помимо этого она требует еще и веры в себя. Предлагаю вам маленькую разминку, которая поможет быть смелыми и решительными. Сядем удобно, расслабимся, можно закрыть глаза, постарайтесь мысленно повторять за мной то, что я буду говорить.

В аутотренинге это упражнение называется «самоуспокоение»3. Для достижения самоуспокоения вы приняли удобное положение, закрыли глаза. Предлагается проводить дыхание «успокаивающего типа»: 2 сек. — вдох, 3 сек. — выдох, 1 сек. — пауза. Давайте попробуем.

(Установка дыхания проводится под диктовку педагога).

После установки дыхания педагог произносит уверенно, не торопясь, с расстановкой (каждое слово на выдохе) формулы самоуспокоения: «Я совершенно спокойна (спокоен). Ничто меня не тревожит. Я перестала (перестал) спешить — все успеваю. Делаю все спокойно, уверенно и легко. Я все успеваю. Я уверена (уверен) в себе. Всегда сохраняю сдержанность, выдержку, юмор. Я всегда говорю спокойно, владею собой. Я выше мелочей, всегда спокоен и уверен в себе. Я заканчиваю каждое дело всегда внимательно — я верю себе. Решения принимаю уверенно, действую энергично. Решаю смело, уверенно. Думаю и действую решительно. На душе светло, спокойно. Живу интересно, радостно. Я полезен людям. Мне легко среди людей. Работу знаю — работаю легко. Я все могу».

(Формулы аутотренинга могут быть и иными4).

После формул самовнушения педагог предлагает «активизирующее» дыхание 4 сек. — вдох, 1 сек. — пауза, 1 сек. — выдох. Причем первый вдох — для снятия вялости с нижней части туловища, возникшей в результате расслабления, — производится «через ноги» («всасывать» воздух якобы через кончики пальцев ног), второй — «через руки» и тре­тий — «через голову». Затем сокращать мимическую, жевательную и речевую мускулатуру, мышцы кистей. Например: наморщить нос, подви­гать бровями, стиснуть зубы, произнести звукосочетания «и-э-а-о-у-ы». Одновременно с этим — несколько раз энергично сжать и разжать пальцы кистей. И, наконец, — открыть пошире глаза, сплести пальцы рук, вывернуть сплетенные руки вовнутрь и энергично потянуться, напрягая все тело. Глубоко вдохнуть, опуская вяло разомкнутые руки — резко выдохнуть. Повторить это три раза3.

Задача №1: Показать, какое значение в общении имеет выражение лица.

— Почему вы откликнулись на приглашение (обращаясь к одному из присутствующих)?

— От кого в вашей паре исходила инициатива?

— Как вам удалось пригласить партнера на танец (эти и другие вопросы поочередно задаются присутствующим)?

Приглашение на танец было сделано без единого слова: вы пользовались глазами, улыбкой, всем тем, что в обыденной жизни мы называем выражением лица. У вас было лицо, открытое для общения.

— Как вы думаете, какое лицо можно назвать открытым для общения? (Присутствующие могут говорить о значении глаз, улыбки, выражении лица и т.д.)

— Спасибо большое, каждый из вас посвоему прав. А теперь, пожалуйста, станьте по парам, лицом друг к другу. Все, кто стоят справа от меня, должны рассмешить своего партнера. Вспомните, как вы это делали в детстве. При этом не должно быть сказано ни единого слова (можно показать язык, состроить рожицу). Все, кто слева улыбнулся, запомните и остановите на лице улыбку. А теперь вы рассмешите своего коллегу. Стоп, запомните и остановите свою улыбку. Вот с таким лицом, готовым в любую минуту улыбнуться, вы и должны выходить из дома.

Психологи рекомендуют утром чуть подольше задержать взгляд на своем отражении в зеркале, показать себе язык и улыбнуться своей шутке. Именно такое выражение, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на люди6.

А вот что о роли выражения лица для женщин писал Дейл Карне-ги: «...выражение, которое женщина «надевает» на лицо, производит большее впечатление, нежели платье, которое она надевает на свое тело. Общаясь, не скупитесь на улыбку, это поможет расположить к вам людей».

Давайте же запомним еще один совет Дейла Карнеги, который ко­роче всех его советов:

«Улыбайтесь»!

Прикрепим этот совет Карнеги к уже известным нам советам.

Задача №2. Найти еще один способ поднять настроение.

— Вы остались довольны собой и своей партнершей. Скажите, молодые люди, несколько искренних слов восхищения своей партнерше. В свою оче­редь, девушки—несколько поощрительных слов молодым людям.

(После обмена комплиментами).

— Вы заметили, что ваше настроение стало лучше? Ваши взаимные старания были замечены и отмечены в комплименте. Вот вам еще один способ поднять настроение другому человеку. Умейте найти в человеке достойное похвалы!

Задача №3: Научить обращаться к людям с какой-либо просьбой.

— У нас прекрасное настроение, которое располагает нас к общению с другими людьми. И это прекрасно. Значит, все что мы задумали — выполним, и у нас все получится. Но жизнь так устроена, что мы вольно или невольно, в силу самых разных обстоятельств должны обращаться к разным людям с просьбами помочь нам в решении тех или иных вопросов: раздобыть монету для автомата, узнать, как пройти или проехать в нужном направлении, получить какую-нибудь справку и т.д.

Не перечесть всего, что нам приходится в жизни делать с помощью незнакомых людей.

Попробуйте ответить на вопросы:

— Считаете ли вы себя воспитанным человеком?

— Как, на ваш взгляд, должен вести себя воспитанный человек?

В следующем задании, о котором я скажу чуть позже, хотелось бы, чтобы вы проявили все те качества воспитанного человека, о которых вы сказали.

Теперь о задании. Каждый из вас получает записку, в которой указаны мотив и цель общения. Желательно, чтобы ваш коллега, партнер по общению не знал о вашем мотиве и цели общения.

(На отдельных листочках раздаются задания).

Варианты заданий.

1. Вам очень приятно общаться с этой девушкой, она вам нравится, вы хотите произвести на нее благоприятное впечатление. Для более близкого знакомства завяжите с ней беседу и постарайтесь как можно дольше задержать ее внимание.

2. Разговор вам совсем не интересен, вы обещали позвонить своей подруге, вам необходимо закончить разговор, не обижая партнера по общению.

3. Вы за границей, в одной из развитых стран. Отбились от группы и заблудились. Можно обратиться к полицейскому, но языковой барьер мешает. Как поступите?

4. Вы оказались в загранкомандировке, посетили магазин, но не видите нужной вам вещи. Можно воспользоваться помощью сотрудника, но вы не владеете языком...

Могут быть и другие варианты задания:

— выпроводить товарища из комнаты...

— уговорить подругу пойти в театр...

— отпроситься у куратора (классного руководителя) с занятий...

— выпросить у товарища понравившуюся вам вещь...

— заставить другого признать свою бестактность...

— уговорить проводника довезти вас без билета... и многие другие. (После того, как все получили задания).

— Несколько секунд обдумайте свою линию поведения.

— Кто из присутствующих готов к выполнению задания, согласуйте это со своими партнерами, но просьба делать это без слов, дайте мне понять (естественно, тоже без слов), что вы уже готовы.

— Пожалуйста. Я правильно поняла, что ваша пара готова к выполнению задания (обращаясь к некоторым из присутствующих). (Начинается демонстрация диалогов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.