Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и общество




Общественные отношения

Это многообразные формы взаимодействия взаимосвязей, возникающих в процессе деятельности между большими социальными группами (этнос, класс, организация, сообщество и т.д.) а также внутри них..

Отметим сущностные социальные черты, формирующие общественные отношения:
1) трудовая деятельность, использование орудий труда, особенно искусственно созданных;
2) наличие языка в качестве осознанного способа общения и развитие на его основе письменности;
3) развитие мышления и разума;
4) наличие сознания и самосознания, мировоззрения, а отсюда - и целеполагающей деятельности.
Три основных подхода

Натуралистический подход Культурно-исторический подход Психологический подход
Общество рассматривается по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы. С этих позиций общество и тип общественного устройства определяются: · силовыми взаимодействиями (вариант классического механизма – Т. Гоббс, П. Гольбах); · особенностями географической и природоклиматической среды («географизм» – Ш. Монтескье, И. Мечников); · спецификой человека как природного сушества, его генетическими, половыми и расовыми особенностями (представители социобиологии – Э. Уильсон, Р. Докинс и др.) · ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев); · особенностями общества как живого организма (органическая версия Г. Сренсера) · особым статусом экономики, которая признается определяющим в развитии истории, а люди оказываются пассивным «элементом» производительных сил, «продуктами»производственных отношений (марксизм) Появился в конце XIX- нач.ХХ века. Осознание различий природы и культуры, отличия природных объектов от общественных, развитием таких наук об обществе, как антропология, история, искусство, культорология, этнология, психология и др. Изучение общества рассматривается как реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей и культурных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (И. Кант, Г.Гегль, И. Гердер, Г. Риккерт, Ф. Тейлор и др.) Объяснение смысла общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых компонентов, сферы бессознательного, социальной психологии межличностных отношений.(З. Фрейд)

1) Влияние природы на общество.

2) Теории взаимодействия природы и общества

А) «географическая школа» Шарль Луи Монтескье «О духе законов» климат и рельеф страны влияет на типичный характер и темперамент людей, на манеры их поведения и отношение к труду. (в странах с жарким климатом – тяж. труд только при принуждении Þ рабство; для островных гос-в, маленьких стран, отгороженных горами, характерны свободные политические режимы)

Л.И. Мечников (1838-1888) «Цив-ция и великие исторические реки» связывал появление первых развитых цив-ций с геораф. Условиями совместной жизни людей вдоль великих людей.

Б) биологическое направление – рассматривает общество по аналогии с биологическими организмами или объявляет формы социальной жизни как продолжение коллективных форм поведения животных. Г.Сренсор (1820-1903)

Общество и природа. Понятие «природа», как и понятие «общество», имеет несколько значений. В наиболее общем смысле природа трактуется как совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей (не случайно долгое время научное знание подразделялось на «науки о природе» и «науки о духе»). С этой точки зрения материальная сторона жизни общества также является частью природы и во многом развивается по общим с ней законам. Отсюда — попытки мыслителей XIX в. проводить при изучении общества прямые аналогии с живой природой: общество подобно живому организму, каждая часть которого (его институт) выполняет определенную функцию, в обществе, как и в природе, идет борьба за существование, в которой выживает сильнейший, и т. п. Но со временем под природой в обществознании стали понимать естественную среду окружения человека, существующую наряду с социальной средой. При таком толковании и общество, и природа являются двумя относительно самостоятельными «жизненными мирами», в которых существует человек. Обособленность общества выражается, в частности, в том, что в нем действуют закономерности, не присущие развитию природы (например, закон ускорения общественного развития).

Долгое время природная и социальная среды в сознании человека были нераздельны. Социальные отношения понимались людьми как естественные условия их существования. Сложившиеся обычаи воспринимались как непреложная данность, проявление естественного порядка вещей. В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине — мир божественного, за ним — социального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, по­степенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

Социальная среда и сегодня воспринимается человеком как более значимая. Однако постепенно преодолевается упрощенно технократический подход к природе и ее роли в развитии общества. Природа предстает сложной и разнообразной, требующей от человека приспособления к ее ритмам, бережного к ней отношения. На первый план выхо­дит неразрывная связь природы и общества, которая сохраняется и в условиях постиндустриального общества.

 

Вторая природа. И все-таки человек и сегодня остается преобразователем существующего мира, создателем, творцом нового. Этот созданный мир, получивший название «культура», по своему влиянию на жизнь людей не уступает воздействию природных факторов, именно поэтому культуру еще называют «второй природой». Понимание культуры как совокупности всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого, раскрывает это понятие в наиболее Широком значении и наиболее полно соответствует первоначальному смыслу слова «культура».

Есть и более узкие значения этого понятия. В частности, под культурой нередко понимают достижения человечества в духовной сфере жизни общества: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека. Культурным считается человек образованный, воспитанный, обладающий хорошими манерами и вкусом, владеющий литературным языком интересующийся произведениями искусства.

 

Культура: 1) в широком смысле – мир создаваемых человеческой деятельностью объективированных результатов в форме идеальных (смыслов – ценностей, норм, целей) и материальных (вещей-артефактов) объектов, и историческая совокупность результатов этой деятельности, образующая «вторую природу» человека как итог «возделывания» человеком природы, общества и самого себя; 2) в узком смысле – достижения человечества в духовной сфере жизни общества: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека.

 

Вернемся к широкому значению понятия «культура». Что мы отнесем к созданному, «возделанному» человеком? Это и построенные здания, и технические приспособления, и написанные книги, и засеянные поля, и общепринятые нормы человеческого общежития, и сочиненные песни во многое, многое другое. Все это плоды деятельности людей, связанных сложной системой отношений. Таким образом,культура не может создаваться и существовать вне общества. В то же время и общество невозможно вне культуры. Без нее мы бы не были людьми, а оставались лишь сообществом особей определенного вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним «воспитательный» смысл понятия культуры), накапливают и передают другим поколениям достижения культуры (благодаря этому возможна преемственность в общественном развитии), создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс).

Даже естественные стороны нашей жизни преображаются под влиянием культуры. Например, потребность в пище мы удовлетворяем именно теми способами, которые приняты в современном обществе: в большинстве случаев мы покупаем продукты в магазине (кто-то использует воз­можности личного хозяйства), обрабатываем (если это не готовый продукт) их на плите, подаем приготовленное блюдо на тарелках и едим его, используя специальные приборы.

Культура характеризуется историчностью и огромным многообразием. Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют ее типы, формы, компоненты и создают различные классификации.

Общепринятым является деление культуры на материальную (предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.). Это деление достаточно условно. Понятно, что за каждой материальной вещью стоят определенные формы организации труда, замысел создателей, подчас сложные расчеты, т. е. явления, относящиеся к духовной культуре. В то же время плоды духовной культуры чаще всего овеществляются: художественные образы оживают на страницах книги или на живописном полотне, религиозная идея воплощается в строительстве храма.

Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего самобытной культурой. И это относится не только к языковым различиям, религиозным взглядам или художественному творчеству. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, семейном укладе и отношении к детям, манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. При этом понять отдельные элементы культуры общества можно только в рамках всей его культуры. Один американский социолог приводит следующий пример: люди западных стран отличаются особо трепетным отношением к гигиене полости рта. На взгляд представителя другой культуры ритуал регулярной, тщательной чистки зубов выглядит не менее странно, чем обычай, встречающийся у некоторых племен, выбивать у себя передние зубы для красоты или с той же целью выпячивать губы с помощью особых пластин.

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культур ными универсалиями. К ним, в частности, относится наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест — сексуальные отношения с близкими родственниками. Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

О культурном своеобразии различных типов обществ, о многих культурах внутри национальной культуры вы узнаете последующих параграфов учебника.

 

Становление общества. Что было раньше — человек или общество?» — вопрос, который интересовал ученых. С одной стороны, очевидно, что в человеке немало природного, а с другой, по словам философа Н. А. Бердяева, — «человек есть принципиальная новизна в природе». В этом выражении подчеркнуто, что человек не только существует в мире по пр иродным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения. Эту же мысль высказывал немецкий просветитель Иоганн Гердер, называя человека «вольноотпущенником природы».

В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первоначально люди жили в нестабильных коллективах, именуемых человеческим стадом. Отношения в таком коллективе во многом были сходны с поведением высших социальных животных: сообща охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство. Однако постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Люди создали новую форму коллективной, совместной жизни — общество.

Первоначальные общества иногда называют простыми. Они были основаны на кровном родстве и предполагали совместное владение имуществом, коллективный труд, не знали имущественного расслоения. Постепенно структура общества становилась более сложной. Одной из важнейших предпосылок этого явилось усложнение трудовой деятельности с помощью усовершенствованных орудий техники и технологии, специализации трудовых усилий.

Большую роль в становлении отношений человеческого сообщества с природой и с другими людьми играл обычай. Существует даже мнение, что роль обычая в сфере обще­ния аналогична роли орудий труда в отношении внешней природы. По существу, границы восприятия опыта предков и фарватер деятельности индивида как бы очерчивались существовавшими табу (запретами), выступавшими в качестве руководства к действию. Табу — система запретов на совершение определенных действий, нарушение которых, по первобытным представлениям, карается сверхъестественными силами. Ряд исследователей связывают возникновение табу с потребностями общества обуздать естественные инстинкты индивидуумов, подчинить их интересам коллектива.

Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о фантастическом родстве между группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — с неодушевленными пред­метами), увязывался в определенную систему, получившую название тотемизма. Среди исследователей ведутся споры о природе тотемизма. Одни полагают, что это была первоначальная форма религии, другие — что это была примитивная система классификации окружающих предметов и явлений.

С переходом от присваивающего к производящему хозяйству, а потом и к оседлому образу жизни постепенно расширялись и усложнялись отношения между людьми. Одновременно с изменившимися условиями тесно связан рост популяции людей и распространение их по Земле. Достаточное количество пищи и относительная безопасность существования позволяли людям больше времени уделять заботе о потомстве. Управление жизнью человеческого коллектива, в котором связи между его членами строились не только на кровном родстве, но и на совместной деятельности, обмене, со­подчинении, требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений — общество. Именно в обществе были созданы ценности, которые не под силу создать индивиду. К числу таких ценностей относятся язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и др. Успешная продуктивная деятельность общества связывалась все больше не только с мускульной силой и умелостью, но и со знаниями, с обращением к опыту предков. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.