Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Ст Египта




Ст Егіпет –дзяржава ў даліне і дэльце Ніла ў паўночна- Усходняй Афрыцы. Самі егіпцяне называлі краіну “Та-Кемет” (“Чорная зямля”). Егіпецкая цывілізацыя праіснавала з канца 4-га тысячагоддзя да н.э. да 332 г да н.э., калі Егіпет быў заваяваны войскамі Аляксандра Македонскага.

Эта стар земледельческая цивилизация начала формир у 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов:Дадынаст, Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство, позни перыяд. Ранний Е. - это было время образования рабовлад строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформир хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом буд-ве начал широко выкар камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением моцы Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха буд-ва, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено да пэунай божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все спец веды концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно выкарыст-ли для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже ф-фские диалоги и полит. трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие ис-ва в древнеегипетском общ-ве привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и ф-фских размышлений.

6.Культура старажытнай індыі Культура Стар Індыі ахоплівае прамежак часу прыблізна ў 2 тысячагоддзі – ад сярэдзіны 3-га тысячагоддзя да н.э. да 6-га ст. н.э. Яе центры Хараппа и Мохенджо-Даро поддерживали связи с Месопотамией, странами Центр. и Ср. Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и канализации, кот. не было ни у одной их других древ. к-р. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность. Яркой особенностью к-ры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древ. инд. мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой к-ры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, кот. взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные - брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеинд. к-ра достигла в эпоху «Ригведи» - большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так наз. «великого переселения народов». В это же время образовался брахманизм как своеобр. синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Сев. Индии. В эпоху «Ригведи» начал складываться инд. феномен - кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения инд. Общ-ва на 4 осн. «варны»: жрецы, воины, простолюдинов-земледльце и слуг. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим законным считался брак лишь в пределах одной варны. Рез-том таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее кол-во мелких каст. Формирование каст - это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе к-ры древнеинд. общ-ва, где образовалась очень сложная соц. структура. Олимп индуизму символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, кот. представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобр. реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступало против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего мусульм. племена владели военной тех-гией и сильной полит. системой, но гл. их верование опиралось на концепцию«сгруппированного братства», кот. объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся инд. лит-ра, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В к-ре Др. Индии тесно связаны оригинальность к-рных направлений и ф-фкая мысль. Ф-фские взгляды, кот. разделяли религиозное разделение света, вкл. в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все ф-фские взгляды играли важную роль не только в истории к-ры Индии, а и мир. ф-фии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеинд. науки - мат-ки, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что инд. ученые еще в далеком прошлом опередили некот. открытия, сделанные европ. учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Худ-ная к-ра древнеинд. общ-ва неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и ф-фскими системами. Идеи, хар-рные для религиозных верований древ. индийцев, вдохновляли тв-во в ар-ре, к-ре и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, кот. вызывают удивление своими колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, кот. объединяют традиции сев. и юж. типа строения храмов в Др. Индии. Літаратура: узніклі першыя эпічныя творы – дзеве вялікія эпічныя паэмы “Махабхарата” і “Рамаяна”

 

7.К-ра Др. Китая. Наиболее древ. периодом китайской цивилизации лич эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабулад страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший наз. стране и правящей династии царей. Позже ее завоевали др. китайские племена, наз. новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографичн письменность, кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена.Также был изобретены механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ. китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу». Своеобразность духовной к-ры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как «китайские церемонии». Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ. китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов, воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот. достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в лит-ре, образном ис-ве и, особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К. прочти 2 тысячелетия, заметно изменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском ис-ве, кот. как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд. Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов. Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля, но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру.

8. Асноуныя х-ки и канцэпты антычн культуры. Тэрмин “антычнасць” у шыр сэнсе-к-ра любога народа на стадыи рабаулад-ва, у вузк сэнсе-к-ра Ст Грэцыи и Рыма. Тэрмин “ант” умоуны.(прапанавали гуманисты у 16 ст-Дж Вазары. Эпоха А прыпадае на 3 тысяч д н э -5 ст н э. Вылуч 4 перыяды:- Крыта-микенски сяр 3тыс д н э- 7 ст д н э- у гэты перыяд адбыв працэс пераходу ад родаплемян тыпу да стар-грэч грам-ва полисн тыпу. Аб гэтым перыядз ведаюць па даследв Шлимана(раскапау Трою), Эванса(даслед Крыт итв Гамера). Нар-не грэч цыв-и-адказ на сац и прыр выклик. Сац выклик закл у тым, што Грэцыя заваявана дарыйцами, якия заклали аснову гр к-ры. Прыродны- адсутн зерня у глебе. –архаичны 7-6 ст д н э – угэты п-д складв асновы уласна-грэч к-ры-ант цыв-я набывае выразны земляробчы х-р- аграрны тып к-ры са спецыялизацыяй на винаградстве и садаводстве. Зарадж тав- грашовыя адносины, ант филасофия, ствар перш вобразы ва ул-грэч скульптуры, 2 першых ордэра: дарычны и ианичны- у арх-ры, закладв асновы рабаул дэмакратыи

-класичны 5-4 ст д н э- ствар с-мы кирав па узору класичнай рабаулад дэмакратыи, узводз афински Акропль, час разв и найвял уздыму маст-ва.- элинистычны апошни 4-1 ст д н э – пачын з заваеу А Македонскага- распаус ул-грэч к-ры на тэр-и Пяр Азии да Индыи, пн Афрыки, еур узбярэжжа мижземн мора. К-ра гэт перыяду уяуляе синтэз к-ры Грэцыи и элинист к-р заваяваных краин. Цэнтры к-ры: вострау Пергам, Александрыя Египецкая. Найбольш бачны синтэз к-р у маст-ве, уарх-ры и ск-ры(уласцивыя Усходу и Египту гигантамания. У 2 ст д н э тэр-я Грэцыи паступова заваеув рымлянами.

 

9. Антычная філасофія і мастацкая культура Грэцыі перыяду класікі.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),- архаический (VIII - VI вв. до н.э.), - классический (V - IV вв. до н.э.) – эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Непаўторная ант грэч к-ра стала асновай усёй еўрап культуры. Старажытнагрэч цыв-цыя была першай з усіх вядомых высокаразвітых цывілізацый на еўр кантыненце. Архітэктура: Ордэрная сістэма. Назвы ордэраў: дарычны, іянічны, карынфскі. Класічную грэч пабудову адрознівае прастата формаў і разам з тым мастацкая завершанасць усёй архітэктрунай сістэмы.Усе дэталі – стройныя калоны, якія падтрымліваюць порцік, што увенчвае будынак, дэкарат франтоны, фрызы. Скульптурныя выявы Афіны-Палады і Дыяніса, Зеўса-Грамавержца або юнага дыскабола – творы Мірона, Паліклета, Фідзія, Праксіцеля і сёння успрымаюцца як цуд. Целая плеяда цуд-х имен откры­вае старонки ант к-ры:драматурги: Эсхил, Софокл, Эври­пид, Аристофан, Гесиод, поэзия Сафо, Фиокрита. гисторики: Геродот, Фукидид, Ксе­нофонт, Полибий.Философы: Зенон, Эпикур, Пла­тон, Демокрит, Аристотель, Фалес, Гераклит.з лит-ры: Гамер «Илиада», Сафокл «Эдзип», «Антигона»

Мифы, афоризмы: кануть в лету, троянский конь, прокрустово ложе, авгиевы ко­нюшни, ахиллесова пята. Грэч театр и драматургия. Ант драма зарождается в рамках празд-неств в честь культа бога Диониса. У греков существовало состязание. Каждые пол года на 4 дня устраива­лись выходные, чтобы все граждане шли в театр для просмотра и про­слушивания пэунай колькасци драм. Проагония - папераджальнае со­стязание, на яким комиссия отбирала драмы для показа.После просмотра зрители выражали свое мнение. Структура: - Театр - это зрительный зал.- Орхестра - хор.- Скена - место для актора. Виды представлений: драма - «действие»; трагедия - «песнь козлов»;комедия - «шествие бражников». Гл. темы - существование божественных сил и судьба рода, наследственная ответственность - «Молящие», «Орфея», «Прикованный Прометей».

Среди комедийных поэтов 5 в. - Кратин, Эвполид и Аристофан- палит настрои сялян - «Всадники», «Осы», «Облака».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.