Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика римской культуры




Стараж грэчаскае i стараж рымскае дойлiдства склад два апошн этапа ў развi ант арх-ры. В архитектуре: п одчеркивалась сила, величие, подавляющее ч-ка, пышная отделка, мноство украшений, монументальность, симметрия. Но главное отличие в том, что вся римская архитектура стремилась к сооружению не храмовых комплексов, а зданий для практических целей. Функциональна, эстетична. Особые округлые формы - арки, своды, купола. Это тлум различием буд-га материала. Долго не было мрамора, строили из вулканического туфа. Во 2-1 вв. до н.э. – бетон, потом кирпич, карский мрамор. Появляются новые типы зданий: базилики (торгов. сделки и суд), амфитеатры (гладиаторские бои), цирки (для соревнования колесниц), термы (бани), триумфальная арка. Памятники арх-ры: Колизей, Пантеон, Храм Юпитера, Триумфальная арка, Золотой дворец Нерона. В скульптуре: создали портретные статуи «тогатус», изображавшей ора-тора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов (бюсты Цице-рона и Цезаря, «Брут»).С развитием военного дела и распаусюдж колесниц римляне начали усиленное буд-ва дорог.

12. Мастацкая культура Візантыі: архітэктура, іконапіс, кніжная культура.

В.імперыя ўтварылася ў выніку распаду раней адзінай Рымскай імперыі ў 395 г. Віз імперыя праіснавала каля адной тысячы гадоў пасля распаду Рымскай імперыі – да заваявання сталічнага горада Канстанцінопаля туркамі ў 1453г. У перыяд існавання візантыйскай імперыі культура перажывала сапраўдны росквіт. На арх-ру Візантыі паўплывалі культ традыцыі Блізк Усходу – Сірыі, Палесціны, малой Азіі. Асноўнай формай архіт-ных пабудоў былі хрысціянскі храмы, якія пачалі актыўна будавацца пры імператары Канстанціне. Хрысціанскі храм разглядаўся як сімвал сусвету і прызначаўся для наведвання яго вернікамі. На працягу 4-5 ст у Візантыйскай імперыі склаліся некалькі тыпаў хрысцх храмаў: базіліка і цэнтральны купальны, які пазней змяніўся больш пашыраным “крыжова-купальным” Для яго была хар-на форма крыжа (у аснове) і больш-менш вялікі купал у цэнтры храма. Найбольш выдатны і знакаміты помнік візант архіт-ры – храм святой Сафіі ў Канстанцінопалі, пабудаваны пры імператары Юсціяне. Па яго ініцыятыве па ўсёй тэр-і імперыі будаваліся храмы, крэпасці, палацы, актыўна вялося гарадское будаўніцтва.Па свайму характару выяўл мастацтва Візантыі было відавочна рэлігійным – хрысціянскім. У выяўл. мастацтве існавала перавага жывапісу над аб’ёмнай скульптурай.Абсалютная перавага аддавалася выяўленню бога, імператараў і асобных знакамітых людзей. Выяўленчае мастацтва прадстаўлена пераважна фрэскамі, мазаікамі і іконамі, а таксама кніжнымі мініацюрамі. Творы мастакоў былі звычайна плоскія, мелі пераважна залацістую афарбоўку. Святыя угоднікі, імператары выяўляліся з залатым свячэннем (“німбам”) вакол галавы. Тыпы выяу:Хрыстос Пантакрата Уседзяржацеля (правай благаслауляе, левай трымае книгу), Адзигитрыя-пуцяводная- уадной трымае Хрыста другой паказвае на яго, -Маци боская замилав-Хр-с да шчаки, Маци боская Аранта-руки угору: симвализуе пакаянне. Лит-ра два накирунки:-ант спадчына- хрысц светапогляд. Адметн рысы л-ры: узн новых жанрау, стыляу звяз-х з хр-м-агеаграфия, у дух паэзии-дух гимны.У 4 ст распаус кодэксы-спец рукаписы-брашуры: змешчаны илюстр мат-л и минияцюры. У 5ст –парпурныя кодэксы:зроблены на пергаменце “Венская библия”.

 

13. Романский. Ар-ра.10 ст Первым сам-ным специфически евр худ. стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был прароманский стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с чертами др. сев. племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста, исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был працягам раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар-ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и живопись была в основном визант приемом и широко использовалась в оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка, Венеция и сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Творы английской школы иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. и Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса, Беаты. Прароманская и романская обработка металлов - для создания церковной утвари, вык-ся для религиозных ритуалов. Другие металлические изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным примером рам текстильного твора явл. вышивка 11в., наз. «Гобелен из Байя». Рам арх-ра: царква абатства Клюни- цэнтр ордэна бенедыкцинцау, Францыя- храм Пар ле Маниаль, Пизански сабор- Италия.

 

13.Готика. 12ст. Романский стиль по мере развития общества постепенно переходит в новый - гатычны. Готическое ис-во возникло во Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар-ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора. Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была бодльш вытранчанай, легкай, адасбл ад сцяны, набывае х-р, дынамику, Рух- гэта не партрэт, Але пачуцце рэальнасци паустае вельми канкрэтна. С 1180г. романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии скульптура готики сопровождалась появлением натурализма. Самыя вядомыя гатычн храмы:Сабор Парыжск багамацеры, Рэймски сабор, саборы у Кельне и Шартры, касцел Святой Ганы у Вильнюсе, Домски сабор у Рызе,Палац дожау у Венецыи.

 

14.Канцэпцыя к-ры эпохи Рэнесансу.

В кон. 14— нач. 15 вв. в Италии начала культура Возрождения (Ре-нессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь с античностью.

В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение но­сителей этой культу-ры обозначают термином «гуманис-тическое» (от лат. человеческий»).

Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение или со­циальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность.В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. Гуманисты прытрымливалися антрапацэнтрычнай идэалогии, па якой ч-к –есць цэнтр и высшая мэта быцця. Чалавеч асоба набывае небачную дагэтуль каштоунасць, важнейшай рысай гуман падыхода да жыцця станов индывидуализм, што садзейничае распаусюджванню идэй либерализма и агульнаму павышэнню узроуня свабоды людзей у грам-ве. Гуманисты личыли, што магчымасци чал-га пазнання бязмежны бо розум ч-ка падобны божаму розуму, а сам зъяул як бы смяротн богам, и у канцы канцоу людзи уступяць на тэр-ю нябесн свяцил и там стануць як боги. Скарына (1490—1551) — выдатны прадстаўнік нац паліт і прававой думкі эпохі Адрадж.. У 1504 г. паступіў у Кракаўскі ун-т на фак-т свабодных мастацтваў, які закончыў са ступенню бакалаўра філасофіі.. У 1512 г. С доктар філасофіі і ў тым жа годзе Падуанскі ўн-т прысвойвае яму — першаму з усих славян — вучон ступень доктара медыцыны.У 1517 г. С пасяліўся ў Празе і распачаў актыўн выдавецкую дзейнасць. Ён пераклаў на старабел мову і выдаў на працягу трох гадоў 23 кнігі Бібліі. Першая кніга С “Псалтыр” выйшла ў Празе 1517 г. Каля 1522 г, ён выдаў “Малую падарожную кніжыцу”, а ў 1525 г. “Апостол”.У сярэдзіне 30-х гадоў Ф. Скарына зноў выехаў у Прагу, дзе | прайшлі апошн гады яго жыцця. Ён быў адным з заснавальнікаў Пражскага батан саду і займаў пасаду каралеўск садавода-батаніка да самай смерці- 1551 г.Кіпучая і пленная дзейн С праявілася ў самых розн галінах. Ён быў і кніга- і выдавец, і літаратар, і перакладчык, і мастак, і гісторык, і ўрач, і батанік, і мовазнаўца, і адважны падарожнік, і філосаф, паліт мысліцель і прававед. Светапогляд С прасякнуты моцнымі нац-патрыят ідэямі, якія ён выказваў у прадмовах

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.