Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и общество




ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И СОЦИОЛОГИЯ

Вопросы для повторения

1. Что такое философия культуры?

2. Почему Н.А. Бердяев считает философию самой незащищенной стороной культуры?

3. В чем различие между описательным и объяснительным понятиями культуры?

4. Чем занимается культурология?

5. Как распознать жанры той или иной идеи?

Глава 3

Коренные вопросы развития культуры рассматриваются не только в философии, но и в социологии — науке о закономерностях, развития глобальных и частных социальных систем. Как и культурология, социология нередко обращается к анализу культурных феноменов. Однако при этом в истолковании явлений культуры социологи видят, прежде всего, конкретные социальные механизмы, а не особенности антропологии человека. Изучение культурных процессов оказывается в данном случае фрагментом более общей социальной теории.

Интерпретация культурных феноменов в наследии выдающихся ее представителей Э. Дюркгейма, А. Вебера, М. Вебера, К.Мангейма, В. Парето нередко обретает философско-социологический статус. Иначе говоря, в ходе изучения глубинных процессов культурного творчества социологи приближаются к метафизическим обобщениям. В этом смысле трудно выделить подчас собственно философский и собственно социологический ракурсы исследования.

Основоположники социологии — Э. Дюркгейм, В. Парето, М.Вебер — исходили из установки, что общественные процессы, как бы сложны они ни были, можно разгадать. Несмотря на кажущуюся иррациональность многих социальных и культурных феноменов, социолог может учесть противостоящие друг другу общественные факторы и направить исторические процессы в нужную сторону. Их работы пронизывает всеобъемлющая вера в рационалистическое знание.

При анализе собственно культурных процессов названные мыслители постоянно выходят в мир культуры, оценивают ценностные и психологические факторы социального процесса. Так, по мнению французского философа Шарля Монтескье (1689 —1755), можно различать три основные разновидности политического чувства, каждая из которых обеспечивает стабиль-

ность той или иной формы правления. Республика опирается на добродетель, монархия — на честь, деспотизм — на чувство страха. Как считал французский исследователь, политическая социология входит составной частью в общую социологию. Одна из ее проблем — взаимодействие различных факторов и ценностей, взаимосвязь между пониманием социальных институтов и определением, каким должен быть желаемый или благожелательный политический строй.

Какие же социальные факторы кажутся Монтескье наиболее важными для функционирования культуры? С одной стороны, это совокупность верований, названная им религией, а с другой организация труда и система обменов. Истинный венец социологической мысли Монтескье — концепция духа народа. Он проводил также различие между законами и нравами. Общий дух народа понимается как образ жизни, образ действия, образ мысли и чувства отдельно взятой, географически и исторически сложившейся общности людей.

Монтескье исследует также проблему соотношения исторических фактов и моральных ценностей. Согласно ему, человек сам по себе не воинствен. Состояние природы не есть состояние «войны всех против всех» (Гоббс). Оно скорее способствует если не истинному миру, то уж по крайней мере состоянию, далекому от балансирования на грани войны. Человек сам по себе не может быть врагом человека.

В отличие от Монтескье французский ученый Огюст Конт (1798—1857) — социолог, приверженец идеи единства людей и общественных явлений, единства всей истории человечества. В «Курсе позитивной философии» Конт считает, что история, рассматриваемая в целом, представляет, в сущности, процесс становления разума человека. Неотвратимый прогресс ума — главный аспект культурного творчества. Конт анализирует историческое разнообразие, детально рассматривая три движущиеся силы изменения — расу, климат и политическую деятельность. По мысли Конта, цивилизация прогрессирует, потому что победы в материальной и интеллектуальной сферах не исчезают вместе с теми, кто их добыл. Человечество существует, потому что существуют традиции, т. е. преемственность поколений. Собственность— это накопление ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Язык—это место хранения имущества разума. Получая язык, мы получаем культуру, созданную нашими предками.

Основной предмет рассуждения французского социолога Алексиса де Токвиля (1805—1859) — неизбежность поддержания

в эгалитарном обществе, стремящемся к самоуправлению, моральной дисциплины, внедренной в сознание индивидов. Надо, чтобы подчинение дисциплине было для граждан естественным, а не внушалось бы просто страхом наказания. По мнению Токвиля, разделявшего по этому вопросу позицию Монтескье, именно религиозная вера лучше всего другого создаст эту моральную дисциплину.

Токвиль показал, что любая демократия эволюционирует к централизации. Она, следовательно, переходит в некий деспотизм, рискующий переродиться в деспотизм отдельного лица. Любой демократический строй утверждает постулат: большинство право. И непросто бывает противодействовать большинству, злоупотребляющему своей свободой и притесняющему меньшинство.

Французский социолог пытается, анализируя структурные особенности демократического общества, выявить те настроения, которые станут основными в любом социуме этого типа. В демократическом обществе будет преобладать пристрастие к равенству, оно возьмет верх над склонностью к свободе. Общество будет больше стремиться сглаживать неравенство между индивидами и группами, чем сохранять уважение к законности и личной независимости.

Итальянский социолог Вильфредо Парето (1848—1923), обращаясь к анализу культуры, подчеркивал, что общество держится на чувствах, которые не подлинны, но продуктивны. Если социолог открывает людям оборотную сторону медали, он рискует развеять необходимые иллюзии. Дюркгейм, Парето и Вебер стремятся рассматривать европейское общество в перспективе по отношению к другим цивилизациям. В качестве объекта соотнесения и противопоставления Дюркгейм, почти в духе Конта, берет архаические общества. Парето пользуется понятием исторической культуры, которое он применяет к античному и современному миру. Что касается Вебера, то он наиболее ярко подчеркнул неповторимость западной цивилизации, а чтобы выявить ее оригинальность, занялся сравнительным изучением религий и цивилизаций.

В наследии французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858— 1917) на первый план выходит понятие коллективного сознания. Это совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества. Могущество коллективного сознания напрямую связано с его распространенностью. Одна из ведущих идей Дюркгейма: на основе изучения примитивных

форм религии допустимо и возможно создавать теорию высших религий. Сущность религии выражает и раскрывает тотемизм.

Сущность религии, по Дюркгейму, в разделении мира на священные и мирские феномены, а не в вере в трансцендентного бога: есть религии, даже высшие, без божества. Большинство школ буддизма не исповедует веры в личного и трансцендентного бога. Для изучения теории анимизма и натурализма Дюркгейм обращается к модным в то время работам культуролога Тайлора. По его версии, тотемизм представляет собой наипростейшую религию. Рассматривая религию, Дюркгейм обращается к элементарным формам религиозной жизни. Он не стремится прослеживать развитие религиозного феномена в разных социальных видах. Сердцевина дюркгеймовского учения: общество есть реальность, отличающаяся по своей природе от индивидуальных реальностей. Причиной любого социального факта выступает другой социальный факт, но никогда — факт индивидуальной психологии.

По мнению Р. Арона, Дюркгейм под названием социологии представил социальную философию. Он был скорее философом, нежели социологом. Он исходит из постулата: «каждому обществу свойственна своя мораль». Французский социолог считал, что нашел способ отделения фундаментальных феноменов общественного устройства или социальной интеграции, которые относятся к сфере социологии, от других феноменов, менее глубоких, таких, как политические режимы и даже экономические институты, принадлежащих к сфере исторической науки и неподвластных строгим законам.

Дюркгейм считал, что в ходе истории постепенно вычленились различные виды человеческой деятельности. В архаических обществах мораль неотделима от религии, и именно в течение веков мало-помалу обрели самостоятельность категории права, науки, морали и религии. Дюркгейм хочет стабилизировать общество, высшим принципом которого является уважение личности и независимость человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.