Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латинская Америка




Африка

США

Культура США, несмотря на свою сравнительную молодость, переживает сложный период, характеризуемый развертыванием как противоречий, заложенных в ее историческом становлении, так и вызванных процессами последних десятилетий. Многие современные американские мыслители, пытающиеся проанализировать самобытность культуры Нового Света, в конечном счете понимают, что история Америки дала пищу для несбыточных упований. Однако отсюда делается парадоксальный вывод: да, иллюзии сопровождали летопись Америки, а история показала их беспочвенность, но именно эта социальная мифология и содействовала формированию совсем иной, нежели европейская, культуры. Так, американский историк Дж. Робертсон в работе «Американский миф, американская действительность» (1980) отмечает, что мифология, основанная на подчеркивании девственности Нового Света по сравнению со Старым, находит свое регулярное воплощение в двух национальных праздниках — дне рождения Дж. Вашингтона и Дне Благодарения. Оба праздника представляют собой ритуальное воспевание американских мифов, отражают своеобразие американской культуры.

Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность про-

исхождения и судеб развития страны. Сложившаяся здесь культура была пропитана мыслью о том, что американцы — новый народ, который, сформировавшись из тех, кто искал свободу в Новом Свете и обрел ее, в последующие десятилетия был обязан выполнять свое миссионер­ское предназначение. Американская культура, стало быть, содержит в себе конгломерат представлений, имеющих более или менее тесную связь с действительностью. При этом многие из компонентов данной культуры, представляют собой некие культурные напластования, возникшие в результате определенной социально-исторической причины, но не исчезнувшие вместе с ней. Это относится к «американской мечте», т. е. к представлению, будто Америка может стать раем на Земле. Она возникла как результат деятельности первых поколений американцев, которые не расставались с Библией, осваивали новые земли. Отцы-основатели США задали жесткие параметры национальной культурной идентичности как «единства многообразия», достигаемого ассимиляцией эмигрантов на основе массового школьного образования, ценностей либерализма. На протяжении длительного периода в зна­менитой формуле «единство из множества» первое явно доминировало. В связи с этим в культурологии преобладали представления о США как о грандиозном «плавильном котле» культур. Их усиливали социально-экономические процессы 30—70-х гг. — эпохи централизма, массовости и масштабности, идеологией которой было стремление к экономическому прогрессу и демократическим идеалам как «гражданской религии» (Ф. Рузвельт) и которая обеспечивала гомогенность так называемой средней Америки. Это позволило Д. Беллу утверждать, что в США наконец-то сложилось «национальное общество» с высокой концентрацией политической и экономической власти. Метафора «плавильного котла» стала реальностью для белых американцев — к середине XX в. сложилась синкретическая национальная культура, по сути своей являющаяся массовой и обеспечивающая культурное единство белых. Попытка достичь культурного единства разных этничес-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

ких групп американцев не привела к желаемому результату, так как в 60-е гг. в ходе борьбы за гражданские права они заявили об особом месте своих культур, что начало подрывать с таким трудом созданное единство.

Это позволяет некоторым специалистам говорить, что американское общество обскурирует, распадается, теряя даже видимость единства. Очевидно, это связано с тем, что населению США так и не пришлось стать нацией: ничего, кроме формального гражданства, не объединяет все эти разнородные расовые, этнические, языковые, религиозные общины. Черные и белые продолжают жить раздельно, общины аборигенов — индейские племена — даже именуют себя «нациями». Многочисленные этнические общины «пришлых» (в последнее время) американцев также весьма далеки не только от культурного, но и мировоз­зренческого единства, не говоря уже о слиянии в один этнос, в одну культуру. Сейчас в культуре США доминирует стремление к углублению принципов плюрализма и децентрализации, что превращает США в мозаичное общество, чрезвычайно разнообразное и сильно дифференцированное. На смену «плавильному котлу» в 70-х гг. пришла мозаика расово-этнических общин (Д. Холлинджер), каждая из которых живет своей субкультурой, что привело к признанию в качестве официальной идеологии многокультурности. Модель этнокультурной мозаики не вызывает вопросов об американской национальной идентичности, о будущем США как форпосте западной культуры. Предлагаются рецепты «сдерживания эмиграции из незападных стран, усиления ассимиляции эмигрантов» (С. Харрингтон). Перед американской культурой опять во весь рост встает задача интеграции. Однако сейчас ее решение требует гораздо больших усилий, ибо «многокультурность» объективно базируется на фундаментальных социально-экономических сдвигах в развитии страны. Под влиянием НТП современные энергетика, техника связи, новые технологии и связанная с этим переоценка ценностей стали движущими силами децентрализации

американского общества, его культуры. Разнообразие видов энергии и более рациональное ее использование, развитие пригородов, филиалов и особенно формирование новых информационных систем, благодаря которым любой человек через персональный компьютер может получать и передавать информацию вне «культурных центров» и даже места работы, приводят к тому, что пирамидальная социальная структура, лежащая в основе «единства мно­гообразия», сменяется сетеобразной с множеством узлов инициативы и ответственности. (Очевидно, символом такой трансформации можно считать Интернет — глобальную информационную сеть, где наиболее популярным видом сервиса является World Wide Web — «всемирная паутина»). Компьютер стал мощным орудием децентрализации, так как он обеспечивает информацией все звенья, узлы общественного организма практически в равной мере, независимо от места в социальной иерархии и пространстве. Происходят изменения в системе ценностей среднего американца: он хочет менее претенциозного образа жизни, большего признания и реализации индивидуальных культурных запросов. Таким образом, конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими сдвигами привели к созданию динамичного (калейдоскопического) мозаичного общества. Для него характерны дальнейшая децентрализация образа жизни, расслоение «средней» Америки, растущее многообразие стилей, когда нормой становится не типичность, а разнообразие, прежде всего культурное. Эти процессы имеют серьезные последствия. Субкультуризация расовых, языковых, религиозных, этнических общностей оставляет все меньше надежд на формирование целостной этнической культуры европейского типа, поскольку они не проявляют стремления к адаптации в классической национальной культуре; из-за отрицательной комплементарности, естественного разнообразия этнокультурных доминант они ограничивают свое «единство» профессиональными или бытовыми контактами, прежде всего в сфере потребления.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Согласно переписи 1990 г., только 5% граждан США считают себя «просто американцами», остальные относят себя к 215 этническим группам.

В то же время там, где делаются попытки преодолеть ограниченность своей традиционной культуры, возникает ситуация, когда люди вынуждены утрачивать разделяющие их этнокультурные ценности. Это объективно обусловлено тем, что идейным стержнем американской культуры «отцов-основателей» является индивидуализм, который в условиях многонациональной эмигрантской страны не позволяет сформировать такую культурную общность, которую естественно и добровольно принимают как свою глубинную этнокультурную доминанту большинство людей.

В этих условиях Америка вынуждена иметь в качестве национальной, по сути, массовую культуру, основанную на биологических и социальных архетипах, не имеющих этно-национальной природы. Очевидно, в этом можно усмотреть корень американской трагедии: отсутствие этнокультурного единства вынуждает формировать национальную культуру не на духовном, а на биологически-потребительски-информационном уровне. (Возможно, американскую культуру можно сравнить с крупным орехом, имеющим прочную оболочку массовой культуры, но пустым внутри, без этномонокультурного ядра.) Такая установка достаточно успешно реализует себя, и не только внутри страны, поскольку потребности, воплощаемые интернациональной массовой культурой, есть у абсолютного большинства людей, и американская культура оказывает большое влияние на другие культуры. (В этой ее агрессивности, возможно, проявляется момент зависти нации, так и не создавшей своей самобытной культуры, к народам с мощной глубинной этнокультурой: стремление навязать свой вариант культурной идентификации под прикрытием лозунгов «общечеловеческих ценностей», конкурентного «диалога культур», привести другие культуры к свойственному США состоянию несложившегося этнокультурного национального единства.) Это обуслов-

ливает необходимость весьма осторожного отношения к культуре США; сомнительно ее восприятие как некоего универсального общечеловеческого образца только в силу высокого развития американской цивилизации. Примечательно, что все голливудские фильмы о будущем Америки рисуют его в крайне мрачном, зачастую апокалипсическом свете очевидного культурного регресса человека, общества в целом.

Культуре современной Африки трудно дать обобщающую характеристику. Тем не менее при всей сложности и многообразии этого феномена можно выделить характеристики, позволяющие рассматривать культуру огромного континента как некую общность, присущую негритянским этнокультурам.

Видный идеолог негритюда Л. Сенгор называет негра дитя природы; его разум интуитивен, нацелен на соучастие другому человеку. Африканский негр, кем бы он ни был, живет в гармонии с природой, подчинен суточным и сезонным ритмам; его чувства и душа открыты глубинным импульсам, волнам природы. Для него на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение, его стихия — танец. Очевидно, потому так популярны в современном мире негритянские музыка и танцы, негритянский спорт. Все культурные ценности африканцев имеют эмоциональную окраску. Можно говорить о принципиальной разнице отношения европейцев и африканцев к миру: если европеец живет разумом, логикой, расчетом, анализом, потреблением, действием, плотским, земным, то африканец — ритмом, слиянием с природой, объектом, сопереживанием, ощущением, космическим, духовным; ему присущи стремление к единству человека и природы, психология «прожиточного минимума», доми-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

нирование коллективизма над индивидуализмом, стремление к гармонии, кооперации. Сейчас развитие африканской культуры определяют две тенденции. Первая — стремление воссоздать, развить историческую культурную самобытность своих народов после веков колониального порабощения Западом, определенная враждебность к его культуре. Сторонники афроцентризма предлагают избавляться от комплекса неполноценности, привитого колонизаторами, критически оценивать западную культуру, искать пути ее адаптации для развития африканской культуры. Вторая — растущее влияние западной массовой культуры в сочетании с рецидивами преклонения перед европейской культурой, коренящегося в том же колониальном прошлом. Взаимодействие этих культурных процессов осложняется большим разнообразием природных и этнических факторов, острыми проблемами межнациональных отношений, обилием очень мелких культурных организмов, не объединенных социально-экономической и политической общностью. Следует отметить и влияние не только колониальной христианской, но и арабо-мусульманской культуры в сочетании с мощными традициями языческих религиозных верований, этнических форм народного художественного творчества (музыка, песни, танцы, праздники и т. п.), патриархальности мировоззрения и образа жизни. Народная культура, пережившая ко­лониальную аккультурацию, формирует исключительное многообразие культурного лика Африки, его самобытность. Вместе с тем в условиях бурного роста культурных контактов, информационного влияния отмечается стремление элиты «поднять» культуру своих народов, не консервировать традиционность туземных танцев вокруг костра для развлечения туристов. Большое внимание уделяется преодолению неграмотности, внедрению цивилизованных форм жизни. Но эти стремления наталкиваются на социально-экономическую отсталость, растущее отставание в материальном уровне жизни от Запада, а также на сохраняющуюся «аллергию» к культурному влиянию «белых», традиционной колониальной ориентации на прошлое.

В последние годы элита африканских стран все более осознает, что акцент на самобытность может привести к консервации отсталости, что необходимо усиление культурных контактов с другими странами. Отсюда — ренессанс изучения европейских языков, форм образования, пропаганды европейской художественной культуры, рост спортивных контактов, эмиграции. В связи с этим в Африке отчетливо наблюдается значительный разрыв европейски ориентированной элитарной культуры и культуры народной, обращенной к своим корням, традициям, а следовательно, большое расхождение всего образа жизни элиты и «народа». Процессы глобализации обостряют эту проблему, но вместе с тем способствуют консолидации народов Африки на культурной основе, где возможна успешная конкуренция с Западом, формированию африканской культурной идентичности перед лицом новой угрозы глобального сверхобщества.

Термин «Латинская Америка» весьма условен: он отражает общую латинскую языковую

основу большинства стран региона, преобладающее влияние романских народов Иберийского

полуострова, колонизовавших эти территории в XV—XVI вв. Однако история культуры

Латинской Америки значительно старше ее современного названия.

Доколумбова Америка. За длительный период своего существования территория Америки

приняла несколько волн переселений, претерпела несколько «открытий». Как показывают

исследования современных археологов, уже 30—25 тыс. лет тому назад эти земли были

заселены выходцами из северо-восточной Азии.

Самые ранние следы пребывания человека обнаружены здесь в местечке Пуэбла (долина

Мехико). Они отно-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

сятся к XXIII—XXII тыс. до н. э. Основным видом занятий людей в то время была охота. Развитие земледелия начинается в VII тыс. до н. э., а завершается формирование оседлого образа жизни древних земледельцев во II тыс. до н. э. К этому времени были освоены основные виды сельскохозяйственных культур, сохранявших свое значение в жизни индейских племен вплоть до прихода колонизаторов.

Уже в I тыс. до н. э. в Латинской Америке начинают складываться два основных очага древних раннеклассовых цивилизаций — Месоамерика и Андская область. Материальную основу жизни древнего американского общества составляло подсечно-огневое и поливное земледелие, эксплуатация труда крестьян-общинников. Власть принадлежала родоплеменной знати, военным вождям, жрецам. Доминировала деспотическая форма правления. Царь и царская власть обожествлялись. Решению этой задачи был о подчинено искусство, прежде всего, архитектура и скульптура. Древние зодчие возводили культовые комплексы (включавшие ступенчатые пирамиды с храмом или алтарем наверху, дворцовые постройки, своеобразные обсерватории» и «стадионы»), а также оборонительные сооружения. Раннеклассовые цивилизации Латинской Америки смело могут быть названы городскими. Причем структура типичного города-государства доколумбовой Америки, Древнего Востока и отчасти античного полиса отмечены поразительным сходством: столица — основное политико-административное, культовое и экономическое ядро города-государства — место пребывания правителя и его приближенных, храма главного божества и обслуживающего его жречества, была связана с сельскохозяйственными округами, находившимися от города на расстоянии примерно 15 км. Города были благоустроены, имели мощеные улицы, акведуки и т. п.

К числу городских (среди наиболее крупных — города-государства Теотиуакан, Трес-Сапотес, Тикаль, Тахин, и

др.) относилась и цивилизация майя, расцвет которой пришелся на классический период (I— IX вв. н. э.). Все «археологические признаки» города майя — каменные дворцы и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных двориков и площадей, «акрополи», культ стелы-алтаря, иероглифическая письменность — образуют единый культурный комплекс. Причем постройка майянских городов зачастую предварялась научными изысканиями. Так, свя­щенный город майя Теутиакан был спланирован в строгом соответствии с астрономическими и математическими данными. В нем находились пирамида Солнца и пирамида Луны, великолепно декорированные храмы.

Большое внимание древние майя уделяли календарю и летосчислению. И это вполне понятно: благополучие, сама жизнь человека в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему напрямую зависели от учета природных закономерностей. Отсюда вытекала важнейшая роль календаря, дающего земледельцу возможность жить в согласии с ритмами природы. Двойная календарная система, существовавшая у месоамериканских народов, исходила из существования 260-дневного круга, отражавшего изменение картины звездного неба и фазы планеты Венера, и второго, 365-дневного круга, соответствовавшего длине солнечного года.

Кроме того, майя имели серьезные достижения в области математики (им были известны позиционная система счета и математическое понятие нуля), а также в области астрономии, географии, минералогии, медицины, фармакологии и т. д. Но все эти области положительного знания были тесно переплетены с религиозно-мифологическими представлениями. Интересны в этой связи космогонические представления древних майя. Вся история Вселенной делилась на определенные циклы, каждый из которых заканчивался мировой катастрофой — пожаром, потопом, землетрясением и т. п. Вселенная состояла из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось мировое (зеленое)

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

дерево, пронизывающее собой все слои небес. Оно было окружено четырьмя другими деревьями, символизирующими стороны света: красное — восток, белое — север, черное — запад, желтое — юг. Характерно, что с цветовой и календарной символикой были связаны и божества майя. Так, Бакабы — боги-братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк соотносились с определенными частями света и символизирующими их цветами. Эти боги стоят в четырех углах Вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Одним из главных божеств в мифологии майя было хтоническое божество Ицамна, голова которого образовывала землю, а туловище — небесный свод. Постепенно Ицамна обрел множество ипостасей, но главная его роль — это роль творца мироздания. Он также создатель письменности, основатель жречества, покровитель правителей майянских городов-государств. Другим божеством, относящимся к разряду главных, был Кукулькан — бог ветра, дождей, планеты Венера.

В результате социальных потрясений и варварских нашествий большинство крупных раннеклассовых городов-государств прекратило свое существование. В X—XVI вв. появились новые культурные центры. На полуострове Юкатан возникли майя-тольтекские города-государства: Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан. В 1325 г. образовалось царство ацтеков, которое постепенно установило свое господство на значительных территориях. В 1438 г. инки создали государство Тауантинсуйу. Произошла перегруппировка классовых сил: всю полноту власти захватили военные вожди. Генеалогическая и календарная символика сменились символикой войны. В религиях главное место заняли боги войны и солнца, жаждущие крови и человеческих жертв.

Господствовало убеждение, что Солнце должно было получать постоянную пищу — человеческую кровь. Только кровь могла спасти Вселенную от катастрофы, а все живое — от гибели. Для этого на вершине пирамиды-хра-

ма у живого еще человека из груди вырывали сердце. Разумеется, ацтеки и представители других месоамериканских культур не были каким-то зловещим исключением, они, скорее, выступали как типичные представители в ряду архаических обществ, в жизни которых жертвоприношения, в том числе и человеческие, играли исключительно важную роль. У ацтеков Теночтитлана (современный Мехико), ставшего столицей ацтекского царства, вплоть до прихода испанских завоевателей сохранялись родоплеменные традиции. Одной из них было деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие должности избирались представители одной семьи. Существовало рабство, десятки каст. Главный правитель ацтекского царства формально являлся выборным вождем, но фактически власть его была наследственной.

Цивилизация ацтеков впитала в себя богатые традиции народов Месоамерики и продолжила их как в области материальной, так и духовной культуры. Как и их предшественники, ацтеки большое внимание уделяли развитию городов. Города имели правильную планировку, отчасти связанную с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний.

Даже земледелие ацтеки смогли приспособить к условиям «озерной» жизни, сооружали «плавучие сады» на искусственных островках, болота осушали с помощью каналов, выращивали разнообразные сельскохозяйственные культуры. Ремесло у них уже отделилось от земледелия и достигло высокого уровня развития (ткачество, гончарное дело и др.) Основными монументальными сооружениями ацтеков были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине. Культовые здания украшались рельефами, росписями. У ацтеков имелись зачатки письменности (пиктографическое письмо с элементами иероглифики), система летосчисления и календарь,

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

сходный с календарем майя; были развиты медицина и астрономия.

Религиозно-мифологические представления ацтеков наложились на местные культы и верования и породили чрезвычайно интересные формы. Верховным и наиболее почитаемым божеством ацтеков был Уицилопочтли («колибри левой стороны»), сын Коатликуэ и Мишкоатля. Этому солярному божеству приносились кровавые человеческие жертвы. Из культуры завоеванных тольтеков ацтеки позаимствовали мифологический цикл о Кецалькоатле («змее, покрытом зелеными перьями») и его брате-двойнике Тескатлипоке («дымящемся зеркале»). Кецалькоатль олицетворял для ацтеков идею космической и социальной упорядоченности. Его же брат-близнец и антагонист Тескатлипока выступал как воплощение хаоса и предвестник перемен. Существует ацтекский космогонический цикл о сотворении мира из хаоса и о пяти солнцах, в котором главными действующими лицами выступают эти братья-близнецы, а также мифы о сотворении современного человечества и о даровании ему маиса и ремесел, героем которых тоже является Кецалькоатль. Другой наиболее развитой цивилизацией постклассического периода была цивилизация инков. О происхождении инков рассказывают легенды. Согласно одной из них бог Солнца Инти с печалью наблюдал жизнь людей на земле: нищета и невежество были их уделом. И вот Инти послал к людям своих детей, дав им золотой посох и повелев обосноваться там, где посох без труда войдет в землю. Так был основан город Куско. Создав государство, сын бога Инти стал его первым Инкой-властелином, а дочь — его супругой.

Свое государство инки называли Тауантинсуйу — «земля четырех частей». И действительно, империя инков была разделена на 4 провинции, которые в свою очередь подразделялись на округа, которыми управлял назначенный Инкой чиновник. В округ входило несколько деревень, каждая из которых была представлена одним или несколькими родами. Род владел общинными угодьями, из кото-

рых каждый мужчина получал надел, а женщина — его половину. Вся земля делилась на 3 части: поля общины, «земля Солнца», поля государства и Инки. Основу хозяйства составляли земледелие и животноводство, было развито и ремесленное производство, особенно ткачество. Общественный строй инков представлял собой разновидность рабовладельческой деспотии с элементами первобытного коммунизма. На троне мог находиться только мужчина королевской крови. К трудной роли правителя будущий Инка готовился долго: изучал религию, различные науки, кипу — узелковое письмо, этикет и военное дело. Власть Инки была безграничной, абсолютной. Ее опорой была армия, насчитывавшая свыше 150 тыс. чело­век.

С другой стороны, на местах имели место элементы демократии — проводились собрания семей, решавшие насущные вопросы, в которых женщины и мужчины участвовали на равных. Уровень жизни рядовых общинников был примерно одинаков. Голодающих и бедных не было, так как те, кто не мог работать, обеспечивались государством всем необходимым. Отношений купли-продажи не существовало. Их заменял государственно регулируемый обмен на деревенских и городских ярмарках, которые устраивались каждые 10 дней. Инки внесли весьма существенный вклад в развитие науки и искусства. Основой инкской науки была математика, которая базировалась на десятиричной системе. Развивались астрономия, география и картография. Но наиболее развитой наукой была медицина, свидетельством эффективности которой служило долголетие жителей империи. Инки прославили себя и в области искусства. Они сочиняли религиозные и светские гимны, мифы, баллады. Жемчужиной мировой драматургии называют инкскую драму в стихах «Апу-Ольянтай».

Подводя итог рассмотрению раннеклассовых цивилизаций доколумбовой Америки, можно сделать вывод, что к моменту прихода европейцев американские народы добились значительных успехов в самых различных областях.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Вместе с тем к моменту появления на континенте европейцев для всех индейских обществ (при весьма существенных различиях между ними во многих других аспектах) были характерны следующие основные структурные характеристики: жесткая подчиненность всех этих обществ, включая высокие культуры доколумбовой Америки, природным ритмам, безусловное преобладание тенденции адаптации к среде над попытками приспособить ее к собственным потребностям, доминирование естественно сложившейся общности над индивидом, полное растворение в ней личностного начала; господство общинного архетипа как основы и системообразующего принципа доколумбовых обществ; качественное преобладание традиции над инновацией, вытекающая из всех этих характеристик особенность исторической динамики автохтонных цивилизаций — циклическая форма социального движения и временных представлений. Вступившие в соприкосновение с «осевыми» цивилизациями «доосевые» культуры встали перед жесткой альтернативой: либо усвоить основные принципы культур «осевого времени», либо остаться на периферии исторического движения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.