Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостность формы объекта – это единство визуального текста, его способность существовать в коммуникации как внешне организованное целое




Контрастность форм имеет место тогда, когда два элемента объекта сильно отличаются друг от друга по форме, структуре, цвету, фактуре и др. признакам.

При контрастном сопоставлении элементы объекта не должны терять между собой художественно-пластической и смысловой связи.

Гомогенный визуальный текст отдельного объекта обладает такими свойствами формы, как целостность и связность ее элементов. Взаимодействуя друг с другом, элементы формы объекта обеспечивают целостность и связность предмета. Когда в форме любого объекта (бытовой предмет, транспортное средство, здание, стихотворный текст, картина и др.) разорваны связи между элементами, то форма объекта рассыпается и не воспринимается адресатом как единое целое.

 

Целостность формы искусственно созданного объекта прежде всего обеспечивается путем «сколачивания» ее элементов на основе единого принципа композиционного формообразования. Должен просматриваться единый язык формообразования, единый принцип композиционного решения и стилизации. Это прослеживается в системе расположения линий, углов их наклона, в применении типа пропорций, в использовании цветосочетаний и стилизаций, в уравновешенности элементов формы и других способов упорядочения объекта.

 

П.А. Флоренский, рассматривая такие понятия, как целостность, пространственность, вещь, а также функция и стиль, применительно к анализу произведений искусства, создает этимологический этюд, посвященный слову «целое», явно имеющий в виду интересы эстетической терминологии. Результаты этого исследования сведены автором в схему, структура которой соответствует известной из истории античной философии аристотелевской типологии причин. На вертикали, означающей пространственную иерархию, «верх» отождествляется с формальной причиной, а «низ» – с причиной материальной; на горизонтали, означающей ось времени, «начало» отождествляется с действующей причиной, а «конец» – с причиной конечной. Точка пересечения осей символически истолковывается как самое целое.

«Художественное целое» оказывается для П.А. Флоренского многослойным и открыто антропоцентричным. В русском языке он усматривает в «целом» целомудрие, неповрежденность и, в конце концов, красоту (как значение конечной причины); в древнегреческом – уравновешенность, гармонию внешнего и внутреннего, здоровье (как значение действующей причины); в латинском – спаянную множественность рода, общины, наполненность содержанием, материалом, т.е. полноту (как значение материальной причины); наконец, в семитских языках – законченность, упорядоченность, формальное совершенство (как значение формальной причины). Вся совокупность причин, взятых вместе, характеризует художественное целое…» (Генисаретский 1989: 57).

 

В форме объекта должен присутствовать визуальный элемент, который наиболее притягивает внимание зрителя к объекту. Таким гармонично соединяющим все элементы формы объекта при восприятии выступает композиционный центр. Композиционный центр (зрительный центр), подчас не находясь в центре рекламного текста, обладает свойством концентрировать и притягивать внимание зрителя. Композиционным центром, как правило, является наиболее выразительный по пластике и по цвету элемент формы, акцентирующий на себе внимание. Этот элемент композиции должен хорошо и быстро читаться адресатом, привлекать его внимание, вызывать заинтересованность.

Композиционным центром может быть графика визуальных компонентов текста: притягивающий внимание элемент в изображении (фотография, рисунок), буквица или необычный (рисованный) шрифт заголовка, слогана.

 

Отмечая значимость композиционного центра как сигнала первого уровня при восприятии рекламы, биографы Н.В. Гоголя приводят один случай из его жизни. В свободное время Гоголь выходил в город, любовался зданиями. Однажды на прогулке с писателем произошел казусный случай: налетел ветер, сорвал с его головы белую пуховую шляпу и швырнул ее в лужу. Надо было покупать новую шляпу. Писатель в Гостиных рядах купил новую шляпу, а пострадавшую шляпу оставил у рядных. Когда писатель ушел, то все рядные «один за другим пробовали эту шляпу» и нашли, что голова писателя «была более других, потому что он писал такие умные книги». Владелец лавки, гордый тем, что у него был сам Гоголь, выставил его шляпу на витрину под стекло, чем, говорят, обеспечил себе бойкую торговлю.

 

Существует также и тематический центр, раскрывающий суть и содержание, например художественного произведения. Тематический центр имеет более обширный пространственный охват, диктуемый содержанием произведения

 

В архитектурном ансамбле Троице-Сергиева монастыря композиционным центром является крест на колокольне, который возносится над окружающим пространством и акцентирует на себе внимание. В картине Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" композиционный и геометрический центры совпадают: голова Иисуса Христа расположена в центре холста на пересечении диагоналей.

Композиционное формообразование, как правило, связано с упорядочением формы объекта, с так называемой гармонизацией формы. Форма объекта должна восприниматься зрителем как логически организованный объект, информирующий адресата или передающий ему некое содержание. Такими механизмами логической организации формы объекта могут быть спаянность элементов формы, соподчиненность, уравновешенность, устойчивость и др.

Устранение «визуального шума» – элементов формы, не «работающих» на содержание объекта, – профессиональный ход художника-графика в процессе его работы над композицией. Перегруженность объекта многочисленными стилизациями, использованием большого количества деталей в изображении и гарнитур в шрифтах, наслоениями изображений, усложняет и загромождает композицию, нарушает целостность композиционного построения и затрудняет восприятие объекта

В настоящее время существует проблема обеспечения целостности и упорядочения визуального хаоса городской среды. Проблема визуальной разрозненности объектов городской среды кроется в изолированности разработок, например, объектов рекламы и визуальных коммуникаций, в невозможности их комплексного проектирования и увязке с архитектурным и градостроительным решением.

 

Художник-график при проектировании объекта рассматривает свойства формы как закономерность; они при разработке объекта в его профессиональной деятельности начинают выступать как способы и приемы по упорядочению и гармонизацииформы объектов.

 

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена тектоничность отдельных объектов?

2. В чем состоят принципиальные отличия тектоник сыпучих материалов, монолитных блоков, балок равного сопротивления и оболочек?

3. Приведите пример тектоники балки равного сопротивления в наружной рекламе.

4. Приведите пример тектоники оболочковых конструкций.

5. Чем обусловлена симметричность естественных и искусственных материальных отдельных объектов?

6. Назовите виды симметричного построения формы.

7. Охарактеризуйте форму статичных и динамичных объектов.

8. Каковы виды пропорций в композиционном формообразовании?

9. В чем состоит различие метрических и ритмических чередований?

10. Что может выступать в роли указателей масштаба в наружной рекламе? В чем причины не масштабности наружной рекламы и окружающей среды?

11. Что представляет собой контрастное сопоставление форм и цветовых решений?

12. Какими средствами достигается целостность композиции?

13. Что представляет собой композиционный центр?

14. Что создает «визуальный шум» в композиции отдельного объекта?

 

Практические задания

1. Нарисуйте на мониторе компьютера графический двухмерный объект, форма которого отображала бы состояние тектоничности.

Цель данного задания – выразить в рисунке распределение нагрузок, действующих на предмет в условиях земного притяжения. (Рис. 2.62).

 

 

Рис.2.62. Щербак Кирилл. Тектоника. Компьютерная графика. 2010.

Практическая работа студента 3 курса по теме «Тектоника».

 

2. Разработайте композицию, в которой строчки текста и отдельные символы отображали бы состояние невесомости.

Цель задания – создать посредством компоновки строк и символов

ощущение невесомости вербального текста.

3. Создайте в одном из редакторов векторной графики рисунок декоративной бабочки.

Цель задания – научить рисовать изображение с зеркальной симметрией

посредством отражения части изображения относительно вертикальной или

горизонтальной оси. (Рис. 2.63).

 

 

Рис.2.63. Абрамова Екатерина. Бабочка. Компьютерная графика. 2006.

Практическая работа студентки 3 курса по теме «Симметрия».

 

4. Создайте композицию с поворотной (осевой) симметрией вербального текста, в которой строки текста располагались бы симметрично относительно оси. (Строчками текста нарисуйте изображение цветка ромашки).

Цель данного задания – освоить построение изображения с осевой симметрией посредством строк текста.

5. Посредством строк текста создайте рисунок с винтовой симметрией.

Цель предлагаемого задания – освоить создание изображения посредством строк текста с винтовой симметрией.

6. На одной странице (файле) создайте две композиции, которые отражали бы динамику и статику вербального текста.

Цель данного задания – получить два блока текста, один из которых бы был статичен, другой – динамичен.

7. Создайте две беспредметные композиции в векторной графике, в которых было бы отображено направление движения элементов изображения из его центра вовне и наоборот.

Цель задания – получить изображения с центробежной и с

центростремительной динамикой.

8. Разработайте в растровой графике беспредметную композицию на тему «Динамика напряжения».

Цель данного задания – передать в изображении состояние напряженности.

9. Нарисуйте в векторной графике декоративную буквицу, в композиции которой бы присутствовала пропорция «золотого сечения».

Цель задания – получить в рисунке буквицы пропорцию «золотого сечения».

10. Создайте композицию в растровой графике на масштабность

изображения и блока визуализированного вербального текста.

Цель данного задания – создать масштабные изображения и текст.

11. Нарисуйте в любом из графических редакторов два контрастных беспредметных изображения.

Цель данного задания – получить контрастное изображение элементов

композиции.

12. Наберите текстом композицию, в которой бы присутствовал цветовой

контраст.

Цель задания – получить контрастное сопоставление текстовых блоков.

13. Нарисуйте в одном из графических редакторов абстрактный объект, в

котором бы имелись трансформируемые элементы.

Цель данного задания – получить изображение с трансформацией элементов его формы.

14. Нарисуйте беспредметную композицию с взаимно уравновешенными

частями

относительно ее центра.

Цель данного задания – получить гармонично-уравновешенное изображение.

15. Создайте композицию на тему: «Настроение буквы».

Цель предлагаемого задания – нарисовать букву, которая бы выражала определенное настроение: радость, скорбь, торжество, агрессию и др.

16. Разработайте в одном из графических редакторов беспредметную композицию, изображение которой бы отображало сжатие объекта внешними силами.

Цель задания – получить изображение объекта, форма которого бы

отображала сжатие. (Рис. 2.64).

 

 

Рис. 2.64. Рахманова Александра. Сжатие. Компьютерная графика. 2006.

Практическая работа студентки 3 курса по теме «Сжатие».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.