КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контекст и его виды
Изучение контекста Тексты для анализа Упражнения 1. Сравните приведенные произведения между собой и определите в каждом из них специфическую функцию ремарок: Н.В. Гоголь. Женитьба, А.Н. Островский. Снегурочка, А. П. Чехов. Дядя Ваня, М. Горький. Старик. 2. Исправьте ошибки в определении типа пьесы (не обязательно все определения ошибочны): А.С. Пушкин. Борис Годунов — пьеса настроения, Н.В. Гоголь. Игроки — пьеса действия, Н.А. Островский. Бесприданница — пьеса-дискуссия, Н.А. Островский. Бешеные деньги — пьеса настроения, Л.Н. Толстой. Власть тьмы-пьеса-дискуссия, А. П. Чехов. Иванов — пьеса настроения, А.П. Чехов. Чайка — пьеса действия, М. Горький. Старик — пьеса действия, М.А. Булгаков. Дни Турбиных — пьеса-дискуссия, А.В. Вампилов. Утиная охота — пьеса-настроения. 3. Кратко охарактеризуйте образ лирического героя в следующих произведениях: М.Ю. Лермонтов. Пророк, Н.А. Некрасов. Я не люблю иронии твоей…, А.А. Блок. О весна без конца и без краю…, А.А. Ахматова. Мне голос был. Он звал утешно…, А.Т. Твардовский. В случае главной утопии… 4. Определите стихотворный размер и создаваемый им темпоритм в следующих произведениях; А.С. Пушкин. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…, И.С. Тургенев. Утро туманное, утро седое…, Н.А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда, А.А. Блок. Незнакомка, И.А. Бунин. Одиночество, С.А. Есенин. Я последний поэт деревни…, В.В. Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии, М.А. Светлов. Гренада. Итоговое задание В приведенных ниже произведениях отметьте родовые и жанровые особенности существенно важные для анализа, и проанализируйте их. Одновременно отметьте те случаи, когда родовая и жанровая принадлежность произведения практически не влияет на анализ. А: А.С. Пушкин. Пир во время чумы, М.Ю. Лермонтов. Маскарад, Н.В. Гоголь. Ревизор, А.Н. Островский. Волки и овцы, Л.Н. Толстой. Живой труп, А. П. Чехов. Иванов, М. Горький. Васса Железнова, Л. Андреев. Жизнь человека. Б: К.Н. Батюшков. Мой гений, В.А Жуковский. Жаворонок, А.С. Пушкин. Элегия (Безумных лет угасшее веселье…), М.Ю. Лермонтов. Парус, Ф.И. Тютчев. Эти бедные селенья…, И.Ф. Анненский. Желание, А.А. Блок. О доблестях, о подвигах, о славе…, В. В. Маяковский. Сергею Есенину, Н.С. Гумилев. Выбор. В: В.А. Жуковский. Ивиковы журавли, А.С. Пушкин. Жених, Н.А. Некрасов. Железная дорога, А.А. Блок. Двенадцать, С.А Есенин. Черный человек. Литературное произведение, с одной стороны самодостаточно и замкнуто в себе самом, а с другой — разными гранями соприкасается с внетекстовой действительностью — контекстом. Под контекстом в широком смысле слова понимается вся совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но в то же время внеположных ему. Различают контекст литературный — включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений; исторический — социально-политическая обстановка в эпоху создания произведения; биографически-бытовой — факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, сюда же относятся обстоятельства работы писателя над произведением (история текста) и его внехудожественные высказывания. Вопрос о привлечении контекстуальных данных к анализу художественного произведения решается неоднозначно. В ряде случаев вне контекста вообще невозможно понимание литературного произведения (так, эпиграмма Пушкина «Двум Александрам Павловичам» требует обязательного знания исторического контекста — деятельности Александра I, — и биографического — знания о лицейском Александре Павловиче Зернове); в других случаях привлечение контекстуальных данных необязательно, а иногда, как будет видно из дальнейшего, и нежелательно. Обыкновенно сам текст содержит в себе прямые или косвенные указания на то, к какому контексту следует обращаться для его правильного понимания: так, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» реалии «московских» глав указывают на бытовой контекст, эпиграф и «евангельские» главы определяют контекст литературный и т. п.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |