Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории развития культуры




В начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным.

То, что было создано в то время, существует и сейчас. Возрождение возможностей осевого времени (Ренессанс) ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу происходит периодически на Западе, Китае, Индии.

Осевое время знаменует исчезновение Древних культур как целостной системы, но древние культуры продолжают существовать сегодня в воспринятых элементах.

Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.

Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса.

Пример. Европейцы, китайцы, африканцы, индейцы принадлежат к одному и тому же биологическому виду, произошли от кроманьонцев, используют одни и те же машины, компьютеры и др. блага цивилизации. НО, у них разные традиции и шкалы ценностей. Часто у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, различный образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни (народы Закавказья живут рядом тысячелетия, но их культуры сохраняют самобытность).

В современном мире происходит унификация, но очевидно ее проявление в поведении людей, а не в культуре.

Развитие техники формирует определенный стандарт общения. НО, главная тенденция сегодня: 1. усиление специфических особенностей этнических культур – ренессанс;

2. целостность культурного процесса;

3. различные уровни состояния мировой культуры: сосуществование новейших технологий и архаика (аборигены Новой Гвинеи). Э. Тейлор, Д. Фрезер, М. Стингл,

М. Мид.

Предположительно – труд и общение являются основными критериями культуры.

Культурологическая концепция К. Ясперса (1883-1969, экзистенциализм), О. Шпенглера (1880-1936), А, Тойнби утверждает единое происхождение и единый путь развития человечества. Суть: 5 век до н.э. – начало духовного процесса (разложение родовых отношений), результатом которого явился современный тип человека. Этот период (8 -2 век до н.э) Ясперс называет «ОСЕВЫМ ВРЕМЕНЕМ»: зарождение практических всех философских течений; имена: Китай – Конфуций, Лао-цзы; Индия –Будда, Упанишады; Иран – Заратустра; Палестина – пророки Илия, Исаия, Иеремия; Греция – Гомер, Архимед, Сократ, Платон и т.п. В этот период разработаны основные категории нашего мышления, основы мировых религий. По Ясперсу: происходит осознание человеком самого себя и всего бытия в целом.

 

Выводы.

В начале ХХ века были разработаны 3 основные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.

Освальд Шпенглер (немецкий философ, «Закат Европы») говорит об обреченности западной цивилизации, вследствие деградации высших духовных ценностей. Он выделяет 8 культур в истории человечества (цивилизация = культура): египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя, западноевропейскую. Предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

 

Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма») считает, что кризиса нет, т.к. на смену одним ценностям пришли другие (универсальная рациональность).

 

Альберт Швейцер продолжает идею Шпенглера (упадок, кризис), но считает реальным спасение западноевропейской культуры возможным. Культура – это господство человека над силами природы и над собой (гуманизм).

Русская философия предлагает свои концепции в лице философов П.А. Сорокина (1889-1968), А.Л. Чижевского (1897-1964), В.И. Вернадского (1863-1945).

Контрольные вопросы по теме:

  1. Как вы полагаете, зачем в принципе нужно производить научный анализ культуры?
  2. Назовите известные вам модели культуры? Какая из них является сегодня определяющей (на ваш взгляд)?
  3. «Отношение человека к миру определяется смыслом». Прокомментируйте этот тезис.
  4. «Культура – это способ творческой самореализации человека через смысл». Прокомментируйте этот тезис.
  5. Как вы понимаете выражение «кризис культуры»? Возможно ли, на ваш взгляд, рождение новой культуры, если «да», то когда?

Словарь:

Артефакт культуры – это материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры, т.е. материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека.

Аксиология (греч. ) – философское учение о природе ценностей, о связях различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Кабуки - классический японский театр, возникший в период Эдо, становление его связано с формированием городской культуры в 16-18 веках.

Катарсис (греч. Очищение ) – 1. Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии; 2. Термин античной эстетики, обозначающий способность искусства, воздействуя на человека, очищать его от вредных страстей и эмоций, доставлять эстетическое и художественное удовольствие, облагораживать человека; 3. В психоанализе З. Фрейда – один из методов психотерапии.

Культурный ареал – это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных культурных чертах.

Культурные универсалии – это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства.

Доминанта – главенствующая мысль, идея, основной признак.

Культурогенез – происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы.

Парадигма (греч. Пример, образец ) – одно из основных понятий культурологии, обозначает совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих сосуществование общества и культуры.

 

Рекомендуемая литература.

1. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974

2. Зись А.Я. На подступах к общей теории культуры. М., 1995.

3. Русские писатели о литературе. Л.,1939.

4. Ван Гог В. Письма. М-Л., 1966.

5. Лев Толстой об искусстве. М., 1958.

6. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

7. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. М., 1965.

8. Бредбери Р. Избранные сочинения. Любое издание.

9. Цветаева Марина. Мой Пушкин.

10. Мастера искусства об искусстве. Любое издание.

11. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., 1999

12. Эстетика. \ в т.ч. Учебные пособия. Любое издание.

13. Файнберг Е.А. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

14. Холлингсворд М. Искусство в истории человека. М., 1889

15. Мифы народов мира. Любое издание.

16. Мировая культура: традиции и современность. М., 1990

 

Приложения. Для диалога и размышлений «Искусство в жизни человека».

Прокомментируйте следующие цитаты:

«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества». В.М. Гаршин

«Многое во мне определил Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, - то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.

И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества». Марина Цветаева.

«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это – выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освящающей путь тем, что стремится к свету. Хочет быть лучше, совершеннее». Марк Антокольский.

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить призвание». Огюст Роден.

Искусство и развлечение или искусство – это развлечение? \Тема диспута \.

Преемственность в культуре.

Каждый имеет право «все на земле унаследовать: капища, игрища, зрелища, истины обнаженные, мысли, уже зарожденные, кисти, уже погруженные в краски уже разведенные». Леонид Мартынов.

Каждое новое поколение вступает в мир, созданный предыдущими, и идет дальше. Преемственность – закон общественного развития.

Но, «каждая эпоха приобретает новые идеи и новые глаза и видит в старинных созданиях человеческого духа много нового» Генрих Гейне.

«Век может идти вперед, науки, философия, гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, - поэзия остается на одном месте. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно живы». А.С. Пушкин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.