Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние изменения состава воздуха на состояние водителя




Влияние микроклимата на состояние водителя

 

Показатель микроклимата Состояние водителя
Повышение температуры воздуха до 25 °С Снижается скорость реакции, ускоряется физическое утомление
Температура воздуха выше 30 "С Ухудшается умственная деятельность, замедляется реакция
Температура воздуха ниже 17°С Начинается охлаждение тела, наблюда­ется снижение работоспособности мышц и их быстрая усталость, неточность и скованность движений. Минимальная допустимая температура в кабине 11 °С
Повышение влажности при низкой температуре Увеличивается теплоотдача и интенсив­ность охлаждения организма
Повышение влажности при высокой температуре Перегрев организма

 

 

Таблица 9.17

 

Изменение состава воздуха Состояние водителя
Повышение концентрации оксида углерода Снижается внимание, увеличи­вается сонливость, снижается острота зрения, особенно ночью
Концентрация оксида углерода свыше 0,02 % Легкое отравление
Концентрация диоксида углерода более 1... 2 % Снижается эффективность работы
Повышение концентрации диоксида углерода до 3 % Затрудняется дыхание
Концентрация оксидов азота (NO, NOj) более 0,01 % Вдыхание в течение 0,5... 1 ч может вызвать заболевание
Повышение концентрации акролеина — газа, содержащегося в отработавших газах дизелей Раздражение слизистой оболочки горла, носа, глаз
Количество пылеватых частиц более 150 млн на 1 м3 воздуха Раздражение дыхательных путей

Шум оказывает вредное воздействие на органы слуха, кору го­ловного мозга. Снижается внимание, увеличивается время реак­ции, затрудняется восприятие сигналов других транспортных средств, слуховой контроль работы агрегатов своего автомобиля. Уровень шума до 75 дБ считается нормальными условиями, уро­вень 80...85 дБ является уже вредным. Болевые ощущения возни­кают при уровне шума 130 дБ и выше. Действие шума определяет­ся не только его интенсивностью, но и частотой. Среднечастотные шумы (350...800 Гц) и высокочастотные (свыше 800 Гц) бо­лее вредны, чем низкочастотные (200...300 Гц). Длительное воз­действие громких высокочастотных шумов вызывает головные боли. Нормы предельного уровня шума в кабине составляют от 75 до 85 дБ в зависимости от типа транспортного средства.

Источниками вибраций и колебаний являются работающие дви­гатель и агрегаты транспортного средства, неровности дороги. Вибрации и колебания характеризуются частотой и амплитудой, скоростью и ускорением колебательного движения. Чем больше частота вибраций, тем меньше может быть допустимая амплитуда колебаний. Собственные частоты колебаний частей человеческого тела составляют 4...5 Гц для области таза, 4...8 Гц для области брюшной полости, до 30 Гц для области головы. Собственная ча­стота колебаний всего тела составляет примерно 5 Гц. Если при движении автомобиль испытывает колебания, кратные частоте ко­лебаний тела человека или его частей, возможны резонансные колебания, что резко повышает утомляемость водителя, так как вызывает общее напряжение тела и увеличивает расход энергии.

Эргономические свойства — показатели, характеризующие со­ответствие размера, формы сидений и органов управления транс­портным средством антропометрическим параметрам.

Управление автомобилем требует высококоординированных действий и движений, быстроты и точности двигательных реак­ций. Длительное пребывание в условиях ограниченной подвижно­сти, однообразие рабочей позы и движений вызывают нарушение координации. Требуется обеспечение условий, соответствующих физиологическим возможностям человека.

Компоновка кресла водителя должна способствовать удоб­ной посадке водителя (прежде всего правильное положение по­звоночника), обеспечивающей наименьшие физические затра­ты и состояние постоянной готовности в течение длительного времени. Это достигается определенным соотношением разме­ров элементов сиденья, возможностью регулировки в верти­кальной и горизонтальной плоскостях, изменением наклона спинки сиденья, амортизирующими устройствами и материа­лами сиденья.

При разработке конструктивных решений органов управления автомобилем (расположение, форма, размеры и т.д.) учитывают их функциональное назначение, значимость, частоту пользова­ния, очередность пользования. Кроме того, конструкции органов управления должны обеспечивать:

экономию движений (число движений и траектории должны быть минимальны);

простоту и законченность движений (последнее предполагает, что окончание предыдущего движения должно быть удобным для начала следующего);

размещение в оптимальной зоне досягаемости рук и ног води­теля;

равномерное распределение нагрузки на руки и ноги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.