Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 1. Понятие культура в современной науке. Специфика культуры наших дней




Русская культура. Ответы на вопросы

Культура- совокупность достижений людей во всех сферах жизни. Высокий уровень этих достижений- культурность.

Концепт «культура» характеризуется полной объективностью и отсутствием эмоциональной оценки.

Культура (от лат. cultura и глагола colere -обрабатывать, возделывать, взращивать, населять, обитать.*привет Щегловой* У этого слова индоевропейские корни- двигаться, вращаться * kuel. Старославянское слово «коло» -круг, во мн.ч. –телега, а в переносном значении- цикличность каких-либо событий. По словарю Даля, К.- обработка, уход, возделывание.

Культура- образование умственное и нравственное. Ушаков противопоставляет культуру природе. Ожегов и Шведова определяют К. как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

Подходы к изучению культуры:

1.Антропологический допускает, что каждое общество через свою культуру находит свои ценно-сти. А К.- это выражение человеческой природы. Основоположник подхода- Эдвард Тэйлор. Он понимал под культурой совокупность знаний, морали, права и.т.п., присущих человеку, как члену общества. Наряду с этим Тэйлор писал, что «с идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека».

П. Сорокин. К.- это всё, что создано или модифицировано в результате сознательной или неосоз-нанной деятельности 2х или более индивидуумов.

К. Рейтер. К.- всё материальное и нематериальное, созданное человеком. (Л.Бернард к определению Рейтера присоединял ещё поведение и социальное положение человека)

2.Социологический подход. К.- фактор организации и образования жизни общества. Культурные ценности создаются самом обществом, но впоследствии у общества вырабатывается зависимость от этих культ.ценностей.

Дж.Даунс. К.- это система символов, разделяемых группой людей и передаваемая следующим поколениям.

У.Беннет. К.- прочные верования, ценности, нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта.

Б.Малиновский. К.- система наследуемых изобретений, вещей, тех.процессов, идей, ценностей, обычаев.

Юнг. К.- это общепринятый способ мышления.

В культуре, как целом, как органе самоконструирования человека, речь всегда идёт о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными обрести универсальную меру, которая бы не нарушила ту собственную внутреннюю меру каждой из враждующих сторон.

3.Философсикй подход изучает культуру как содержание или выражение общества. К.- духовная жизнь общества. А философия- это культура духа и ума.

В эпоху античности культуру сначала ассоциировали с разумностью, а потом стали отождествлять с образованностью (греч. пайдейя) По Платону, образованность- это руководство к изменению человеческой сущности. Цель образования- приучить человека переносить знания из круга ближайших ему вещей в другую область, где проявляется самая главная сторона любого предмета. * знаете, говорят, что детское мышление не может переносит знания из одной области в другую? вот это оно самое*

В современном значении слово «культура» появилось только в 17 веке. Впервые его употребил Немецкий мыслитель ХVII века рационалист С. Пуфендорф применительно к «человеку искусст-венному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному, или дикарю. При этом Пуфендорф указывал, что дикарь культурой не владеет, а «человек искусственный» — владеет. То есть культуру он увидел и помыслил уже не как некое действие или дополнение, имеющее смысл только в связи с чем-то иным, с определяющим или смыслозадающим объектом: культура впервые предстала как относительно самостоятельный объект, как специфическая вещь, которой можно овладеть. Это был очень важный поворот в осмыслении культуры, который позволил применять понятие культуры гораздо шире.

По мнению отца Павла Флоренского, природа всегда служит культуре основой и они существуют в тесном контакте друг с другом. Культура –вторая природа (рукотворная).К.- природное явление, так как она создана человеком. Явления культуры расслаиваются на естественную природу своего бытия, а явления природы- на исторически-культурные условия своего осмысления.

В.Соловьёв. «К-это решительно всё, производимое человеком». К. начинается в тот момент, когда мы пытаемся обнаружить смысл какого-либо явления. К.- не только самые высокие человеческие достижения, но и самые низкие.

Компоненты сферы культура:

- произведения искусства

- философия

-религия

- наука, теория

-нравственные поступки человека

В последнее время в культуре произошли заметные преобразование, которые характеризуются следующими признаками:

1)разрыв между понятиями «культура» и «образование»

2)стремление культуры стать центром нашей жизни

3)сопряжение типологически различных культур

Нынешнее демократизированное общество неизбежно ведёт к снижению культуры.(Бердяев: «В демократическом обществе культура переходит в цивилизацию»). Сейчас конфликт между высокой К. и культурой среднего уровня обострён до предела. * появление понятия «массовая культура»*. Для власти К. стала средством политики и экономии, а образование – средством пополнения казны.. Культура хранит традицию, связь с прошлым. Высокая К. дорожит своей преемственностью. У цивилизации другие ценности: гордость настоящим и стремление к новым открытиям взамен старым. В культуре происходит борьба вечности и времени. Время разрушает, вечность хранит. К. –единственный способ обретения бессмертия. Цивилизация не стремится к вечности, пребывая в глубокой убеждённости своего превосходства над предыдущими эпохами. *пафос* Различие между цивилизацией и культурой довольно точно уловил М.Горький, который так интерпретировал изречение Ф.Шиллера «любовь и голод правят миром»: «Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем справедливо гордимся. Там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию» («О С.А.Толстой»). *пафос-пафос-пафос*

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.