Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язычество как основа позднейших мировых религий




Восстания против старой веры, старой системы слов, требовавших слепого послушания, вели к созданию новой догмы, которая вновь застывала и каменела.Наука располагает небольшими данными и том, «как всё было». Археологические данные дают нам знание о том, что древние 20-25 тысяч лет назад рисовали на стенах пещер бизонов, лошадей и др. животных. Но чем были эти изображения? Иконами? Или они были созданы просто так? Если обратиться к археологии и этнографии, окажется, что у одних племен искусство было тесно связано с культом, а у других – независимо от него. Нужно разобраться с тем как возникала религия. Связана ли она с примитивными представлениями первобытного человека, не могущего отличить движущееся от живого и сна от яви? Или в этом таится более глубокий смысл?

Мы можем сказать, что вначале была нерасчлененная культура, из которой постепенно выделились религия, искусство, экономика, политика, наука и все сферы человеческой жизни. Была целостная примитивная культура, неотделимая от мифа и обряда. Мы знаем, что у древних людей были похоронные обряды. Это было актом культуры, потому как животные не хоронят умерших, и, вероятно, связано с какими-то фантастическими представлениями. Видимо, смерть близкого перестала восприниматься легко и просто, она стала страшить человека, и он от неё пытался защититься обрядом.

Вообще язычество дало последующим религиям наличие магии. Тут стоит пройтись по терминам, которые могут понадобиться, и которые были в лекциях:

Анимизм- (анимус-душа,дух) – способность людей верить в существование души, духов. Анимизм возник в язычестве и перешел в последующие религии

Демонизм – вера в духа-хранителя, помогающего человеку в достижении его целей

Дуализм – двойственность – признание двух равноправных начал (идеального и материального)

Монизм – противопост. Дуализму – признание только одного начала (либо духа, либо материи)

Диалектический материализм – высшая форма монизма

Плюрализм – признание существования множества начал бытия

Парамонотеизм – отрицание единственности бога.

Играя в обряды, будущие люди изобретали и осваивали многие первые формы поведения; одной из таких форм было обрядовое поведение. До сих пор примитивные обряды похожи на игры: танцы ряженых, танцы в масках, хороводы.Только очень поздно, уже в историческое время, появилось чисто религиозное сознание, независимое от обряда, и религию стало возможным рассматривать как идеологию, миросозерцание. Первобытная религия – это обрядовое действо. Это игра, конечно, нагруженная смыслом, но по своей форме – игра.

Человек всегда остро чувствует свою зависимость от мира, боится вторгнуться в его порядок, обрушить на себя гнев неведомых сил. На каждом шагу он пытается привлечь к себе эти неведомые силы, или оборониться от них. Разум человека находится в плену запретов, очертивших его поведение невидимым кругом. Система обрядов и табу – своего рода общественный инстинкт, сложившийся в незапямятные времена и прочно установивший формы племенной жизни.

По сути, все современные канонизированные религии, насколько мне известно, против жертвоприношений. А посмотрим на христианство. Что в нём главный символ? – распятый Христос. Он был принесен в жертву, чтобы искупить все грехи человеческие и дать людям дальнейшую жизнь. Конечно, это всё завуалировано, и христиане против подобного сравнения с язычеством. Идея причащения также полна языческих отголосков. Люди, причащаясь едят хлеб (плоть Христа) и пьют вино (его кровь). Разница лишь в том, что языческие племена пили кровь и ели мясо. (опять же, здесь не имеются ввиду славянские язычники, потому что славяне в каннибализме замечены не были.

Существует версия о том, что сперва люди верили во множество богов и духов (политеизм=многобожие), а потом уже в Средиземноморье и других регионах победила вера в единого бога (монотеизм). Но это не совсем верно. Монотеизм возник среди отсталых племен и в глухих углах.

Вообще, политеизм не перешел в монотеизм, он попросту был им вытеснен. НО если сознание человека допустило такой «перелом», значит, на то были причины. Значит архаические племенные религии еще не были законченным политеизмом, они допускали развитие еще и в другую сторону, монотеизму. Не стоит слепо верить что на Руси люди с восторгом приняли христианство. Наверняка было что-то общее, что позволило людям так «переключиться». Разница между монотеизмом и политеизмом не в количестве духов, а в дистанции между верховным духом и всеми остальными.

Законченный облик религии придают священнослужители. А эти профессионалы появляются далеко не сразу. Сначала у людей не было обрядовых распределений обязанностей. Если обряд – то какой-то общий. А потом уже появились шаманы, жрецы, впоследствии «перешедшие» в современные религии. А в современных религиях священнослужителей множество, все они люди просвещенные и посвященные.

Наличие объектов поклонения, физически выраженных образов так же взято из язычества. У язычников – идолы (у греков – храмы и статуи). Впоследствии статуи остались у католиков, а у православных - иконы, мозаики...

Стоит еще сказать, что множество христианских символов уходят корнями в глубокую древность. На современных росписях всяких храмов и церквей мы можем разглядеть свастики (коловорот, древний языческий символ, который можно узреть и в мусульманстве, и в восточных религиях). Так же у креста очень глубокие корни, которые очень сложно установить. Существует множество гипотез о возникновении этого знака. Например, кельтский крест (там кружочек на крест наложен) тоже корнями в древность уходит. Концы креста обозначают 4 основные природные стихии (земля, огонь, вода, воздух), объединенные в единое целое.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.