Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные картины мира




^ Классическая картина мира основана на физических теориях (механики) Галилея и Ньютона и очень часто называется механической картиной мира. Эта научная картина мира господствовала в научном сознании на протяжении довольно продолжительного периода, от времен Галилея до конца XIX в. Ее основу составляли: классическая концепция истины, принцип механистического (лаплассовского) детерминизма, редукционизм, корпускулярное строение вещества (материи), субстанциональное понимание времени и пространства.

Согласно классической концепции истины, можно достичь однозначного соответствия высказывания и объективной реальности. В соответствии с этим процесс научного познания представлялся как планомерное исключение из научного знания всего субъективного (избавление от «идолов») и прогрессивный рост объективного, независимого от субъекта знания.

Принцип механистического детерминизма означал существование однозначных причинно-следственных связей. Другими словами, если мы знаем все факторы, действующие на объект А в настоящем, то мы можем точно определить, что случится с ним в будущем, что было с ним в прошлом. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Случайность и вероятность в объективном мире, согласно этому принципу не существует. Случайность есть результат нашего незнания всех причин.

Редукционизм как методологическая установка приводил к стремлению объяснить сложное из простого, из свойств атома, например, вывести свойства человеческого общества, а из физических законов – социальные.

С точки зрения классической картины мира, вещество (материя) состоит из неделимых корпускул (частиц), или, другими словами, из атомов. Фундаментальным, атрибутивным свойством вещества-материи считается масса. Масса выступает не только константным свойством механики, но и характеристикой, определяющей химические свойства атомов.

Время и пространство рассматривались как независимые от материи и движения субстанции, в которых разворачиваются все физические, природные процессы.

^ Неклассическая картина мира основана на теории относительности А. Эйнштейна и квантовой механике (начало XX в.). Однако предпосылки для возникновения этой картины мира начали складываться в середине XIX в. Это как философские, так и научные предпосылки. В физике появляются теории, нередуцируемые к механике (термодинамика, теория электромагнетизма); в геометрии – неевклидовы теории, обнажившие трудности применения классической теории истины в логико-математических науках; в биологии – теория эволюции видов Ч. Дарвина; возникновение гуманитарных дисциплин, основанных на принципах естествознания (социология, психология). В философии происходит критика редукционизма (Ф. Энгельс); попытки построить теорию познания, основанную на анализе психологических свойств человека (Э. Мах и Р. Авенариус). В целом, для этой картины мира характерно признание конструктивной, в кантовском смысле, роли познающего человека и вероятностного детерминизма.

В теории относительности в Декартову систему координат был явным образом введен наблюдатель. Все физические процессы происходят относительно этого наблюдателя и его познавательных возможностей.

Согласно этой теории, мы не можем говорить об абсолютных величинах времени, пространства и массы. Так, для наблюдателя на земле время полета космического корабля, двигающегося с околосветовой скоростью, будет иным, чем для космонавта, находящегося внутри его. Причем, правомерный в классической картине мира вопрос: «А сколько же времени в действительности летал космический корабль?» – в этой картине мира становится неправомерным. Согласно неклассической картине мира, мы можем сказать, что для людей, оставшихся на земле, космический корабль летал 10 лет, а на борту корабля прошел лишь один год. Таким образом, содержание категорий время, пространство, материя кардинально переосмысливается.

Вероятностный детерминизм в неклассической картине мира означает, что причина обусловливает следствие неоднозначно. Отсутствие детерминированности на уровне элементов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Так, в квантовой механике невозможно точно предсказать траекторию движения одной частицы, в то же время можно определить среднестатистическую траекторию движения большой совокупности частиц. Таким образом, неклассическая картина мира характеризуется утратой однозначности и абсолютности.

Почти одновременно с формированием неклассической картины мира возникают и неклассические концепции истины [более подробно об этом см.: раздел 2]. Истина в этих концепциях уже более не понимается как однозначное соответствие объективной действительности. Это по-прежнему основная характеристика или свойство знания, но отражает она уже не отношение между знанием и действительностью, а отношения: знания к опыту или практике (прагматистская концепция истины); одного знания к другому знанию (когерентная концепция истины); знания и субъекта познания (конвенциональная концепция истины).

^ Постнеклассическая картина мира находится в стадии становления и ее основу составляет синергетика. В целом постнеклассическа картина мира углубляет и расширяет тенденции, заложенные в неклассической картине мира. Это касается как увеличения роли субъекта познания, так и пересмотра принципа детерминизма. Так, например, В. Степин считает, что «постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами». Говоря о детерминизме, с точки зрения синергетики считается, что в определенных точках развития (точках бифуркации) поведение системы в принципе непредсказуемо. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаше всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.

В постнеклассической картине мира и методологии очень популярны такие понятия, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность. Они наделяются категориальным статусом и используются для объяснения поведения всех типов систем.

Акцент на исследовании систем создает обратную редукционизму тенденцию объяснять поведение элементов (простого, частей и т.п.) свойствами системы (сложного, целого и т.п.).

 

6.
Уровни и формы научного познания.

Уровни:

1)К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, ма­териально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходит накопление, фиксация, группировка и обобще­ние исходного материала для построения опосредованного теорети­ческого знания.
К эмпирическому уровню относятся такие методы, как наблюде­ние, различные формы экспериментирования, предметное модели­рование, описание полученных результатов, измерение и др. На эм­пирическом уровне познания складываются основные формы зна­ния — научный факт и закон. Закон — высшая цель эмпирического уровня познания — является результатом напряженной мыслитель­ной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фак­тов, в которой применяются различные приемы мышления (анали­тические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и др.). Закон отражает устойчивое, повторяющееся в явлении.

2)К теоретическому уровню относятся все те формы и методы по­знавательной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обес­печивают создание, построение и разработку научной теории (логи­чески организованного знания о законах, необходимых связях и от­ношениях предметной области данной науки). Сюда относятся теория и такие ее элементы и составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различимые методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий, логические средства организации знания и т.д.
Теория — это высшая форма познания. Естественно-научные теории нацелены на описание некоторой целостной предметной области, объяснение эмпирически выявленных закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым высшим достоинством — возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

Формы научного знания выступают в форме проблемы, гипотезы, теории.

Научный факт - это достоверное знание о единичном. Научные факты связаны с практической деятельностью человека, отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с повседневным опытом человека. Чтобы прийти к объективному знанию о явлении, необходимо произвести множество исследовательских процедур и их статистическую обработку.

Факт связан с проблемой, это то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Именно существование проблемы придает научному исследованию цель и смысл. Это форма перехода от старого знания к новому, так как старое знание уже потерло свою значимость, а новое еще не известно.

Чтобы решить проблему выдвигается гипотеза (предложение, догадка, предсказание). Это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием в исследуемой области или об объекте. Главное гипотезы в науке - ее обоснованность, этим свойством гипотеза отличается от мнения. Всякая гипотеза превращается в знание, что сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы.

Теория - система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений и действительности. Построение теории опирается на результаты, полученные на уровне исследования. Теория выступает в качестве опоры и средства дальнейшего исследования, на разрешение множества задач и проблем. Теория должна постоянно развиваться, углубляться, совершенствоваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.