Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натурфилософская картина




Неподвижная и шарообразная Земля находится в центре мира. Вокруг нее по сложной системе круговых орбит равномерно вращаются Луна, Солнце, 5 планет и звездная сфера. Общее число круговых движений для всех небесных тел — 88. Земной шар имеет небольшие размеры по сравнению с расстояниями до светил – около 252 тыс. стадиев (39 690 км). Луна меньше Земли в 3 раза (что верно), Солнце больше Земли в 12 раз (на самом деле в 109 раз). До Луны 60 радиусов Земли, до Солнца — 2550. До звезд очень далеко. Возможно, все-таки, что не все они на одинаковом расстоянии от Земли. Смена дня и ночи связана с очень быстрым суточным вращением небесной сферы. Сам свод — твердый, он ограничивает космос. (Мнение атомистов, что мир бесконечен и в нем бесчисленное множество миров, считалось неправильным.) Все подлунные предметы состоят из четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. Сами элементы вечны, но все, что из них составлено, — временно и изменчиво: на Земле все рождается и умирает. Для тел, состоящих из четырех стихий, существуют естественные и насильственные движения. Естественное движение – перемещение вверх или вниз согласно своей тяжести к естественному месту. Скорость падения тела зависит от его массы (тяжести). Насильственное движение – движение под действием других тел. Небесные тела совершенны, божественны и вечны, совершают идеальные круговые движения, состоят из неразрушимого идеального элемента — эфира. Были, правда, и другие мнения. В них утверждалось, что Луна, Солнце, планеты и звезды состоят из такого же материала, что и Земля. (Авторы таких речей обвинялись в безбожии и, в лучшем случае, изгонялись из мест проживания.) Строение и функционирование организмов человека и животных имеют много общего. Существуют мнения, что они имеют общее происхождение. Известно, что облик планеты меняется – на месте моря может оказаться суша.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.

Различают частные и общие научные картины мира. Частная картина функционирует в конкретных областях знания. В развитии физики, например, выделяют смену трех физических картин — механическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую, находящуюся в становлении. Общая картина мира возникает в результате синтеза философии и обобщений различных наук. Долгое время роль такой общей картины мира выполняла натурфилософия. Ядром научной картины мира являются элементы философско-мировоззренческого характера. Научная картина мира является опосредствующим звеном между наукой, теорией, философией и культурой. Наука имеет дело с абстрактными теоретическими конструктами. Однако она не может обойтись без некоторых наглядно представляемых моделей изучаемых объектов. Научная картина мира придает наглядность ненаглядным теоретическим конструктам, объективирует их. На основе одной конкретно-научной картины мира могут создаваться и существовать несколько общих теорий. Трудно полностью абстрагировать научную картину мира от общей теории, поскольку язык научной картины входит в нее. Язык картины мира более приближен к языку обыденной речи, он более обобщен и образен, менее точен и конкретен, менее формализован. Методологические функции картины мира многообразны. Научная картина, обладая эвристическим потенциалом, участвует в выдвижении и элиминации гипотез, ориентирует на способы решения научных проблем, очерчивая область возможных средств. Особенно ее эвристическая роль значима в период становления фундаментальных теорий. Когда отсутствует надлежащее теоретическое объяснение, она может сама обладать такой силой. Научная картина мира связывает теоретический уровень с эмпирическим, способствуя выработке экспериментальных схем и интерпретации полученных результатов. Научная картина цементирует научное сообщество, обеспечивая единое пространство понимания изучаемых процессов, способствует переводимости языка теорий, сосуществующих или сменяющих друг друга в ее границах. В XVII—XIX вв. господствовала так называемая механическая картина мира. На ее основе пытались строить не только естественно-научные теории, но и гуманитарные дисциплины — психологию, социологию, историю и пр. В конце XIX—начале XX вв. ряд философов выступил с требованием вывести «науки о духе» (Дильтей), «науки о культуре» (Риккерт) из-под сферы влияния методологии, разрабатывавшейся для естественных наук. Категория «научная картина мира» может быть соотнесена с другими категориями философии науки — «парадигмой» (Кун), «исследовательской программой» (Лакатос, Фейерабенд), стилем научного мышления. Научная картина мира является одним из базовых компонентов этих логико-методологических образований.

№12 Естественно-научная и гуманитарная культуры

Люди часто используют термин "культура", не очень-то задумываясь, что он обозначает. Обычно преобладает достаточно путаный бытовой подход типа: "Какой он культурный!". В действительности культура – главное достижение человечества, принципиально отличающее нас от животных. При этом единого понимания этого явления не имеется. По утверждению В. П. Воронова сейчас насчитывается более 500 определений термина "культура". Однако большинство ученых вычленяет в этих формулировках следующее определение культуры.

1. Культура в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей в отличие от явлений природы;

2. Культура в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д.

Гуманитарная культура -Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Естественнонаучная культура -Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.

Сходство и различие гуманитарной и естественнонаучной культур

Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

№13 Эволюция представлений о пространстве и времен

ВВЕДЕНИЕ- В процессе создания естественно-научной картины мира возникает вопрос о происхождении и изменении различных материальных предметов и явлений, об их количественных и качественных характеристиках. Физические, химические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с изменением длин и длительностей, т.е. пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому для их описания в естествознании сформировались понятия пространства и времени.
Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Уже в античности мыслители задумывались над природой и сущностью пространства и времени, однако их рассуждения носили стихийный и нередко противоречивый характер. Реальный эмпирический базис и строгое теоретическое описание представления о пространстве и времени обрели в ходе первой глобальной научной революции и классической науке Нового времени. Это было связано с развитием механики, которая описывала движение материальных тел, происходящее одновременно в пространстве и времени.
Актуальность данной темы состоит в том, что расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.
Предмет работы – представления о пространстве и времени.
Цель работы состоит в изучении эволюции представлений о пространстве и времени.

Предмет и цель определили следующие задачи:
– рассмотреть понятия «пространства» и «времени»;
– рассмотреть развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский период;
– рассмотреть пространство и время в классической механике Ньютона;
– рассмотреть теорию А.Эйнштейна о пространстве и времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ- В обыденном восприятии под пространством понимают некую протяженную пустоту, в которой могут находиться какие-либо предметы. Однако между небесными телами есть некоторое количество вещества, да и физический вакуум содержит виртуальные частицы. В науке пространство рассматривается как физическая сущность, обладающая конкретными свойствами и структурой. Время, как и пространство, имеет объективный характер. Они неотделимы от материи, связаны с ее движением и друг с другом.
Таким образом, пространство и время относятся к числу важнейших форм бытия материи или ее атрибутов, без которых невозможно существование материи. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе вне материи или независимо от нее.
Научное понимание пространства до XX в. мало отличалось от обыденного. Евклид построил геометрию трехмерного пространства, которая находится в основе классической науки. Декарт заполнил евклидово пространство материей, находящейся в вечном движении. Ньютон представил пространство однородным, изотропным и абсолютным.
Чтобы объяснить особенности распространения света в инерциальных системах отсчета, Эйнштейн предложил свою теорию относительности. В специальной теории относительности пространство и время объединены в четырехмерный континуум, т.е. событие задается четырьмя числами тремя координатами и моментом времени. В рамках специальной теории относительности пространство и время имеют относительный характер. При скоростях инерциальной системы, близкой к скорости света, темп времени замедляется, а размеры укорачиваются.

Теория относительности, созданная Эйнштейном в начале XX в. – это новое представление о пространстве и времени, которое перевернуло привычные представления и очевидные истины, существовавшие несколько столетий и считавшиеся безусловными в классическом естествознании, которое базировалось на ньютоновской механике.
Эйнштейновская теория вовсе не опровергла законы классической механики. Она показала, что они справедливы только для определенных условий или масштабов и не могут быть всеобщими, как считал Ньютон. Они способны описать и объяснить только некий фрагмент реальности, но далеко не все существующее. Теория относительности, охватившая гораздо большую область действительности по сравнению с объектами классического естествознания, включила в себя ньютоновскую механику на правах частного случая, установила для нее ограниченную область применения.
Более того, великие открытия Эйнштейна подтвердили правильность определения пространства и времени как формы существования движущейся материи. Это означает, что определение Энгельса опередило уровень естествознания XIX в., так как включает в себя зависимость пространства и времени от материального движения, что противоречило ньютоновской концепции, но подтверждало эйнштейновскую.

№14 Развитие представлений о пространстве и времени

ВВЕДЕНИЕ -Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Большинство физических понятий вводятся посредством операциональных правил, в которых используются расстояния в пространстве и время. В тоже время пространство и время относятся к фундаментальным понятиям культуры. Физические, химические и другие величины, непосредственно и опосредовано, связаны с измерением длин и длительностей, т.е. пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубления знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.Актуальность работы объясняется новыми веяниями в науке, новыми гипотезами и теориями о структуре пространства-времени.Мы все привыкли к тому, что прошлого не вернуть, хотя порой очень хочется. Писатели-фантасты уже более века живописуют разного рода казусы, возникающие благодаря возможности путешествовать во времени и влиять на ход истории. Эта тема оказалась настолько животрепещущей, что в конце прошлого века даже далекие от сказок физики всерьез занялись поисками таких решений уравнений, описывающих наш мир, которые позволяли бы создавать машины времени и в мгновение ока преодолевать любые пространства и времена. Тоннели в пространстве, вполне серьезно, как гипотетически возможные, активно обсуждаются в статьях по теоретической физике, на страницах самых солидных научных изданий. Все эти гипотезы имеют вполне реальное научное обоснование.Прежде, чем рассмотреть новейшие взгляды на пространство-время в работе, мы изучим эволюцию представлений о пространстве и времении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изначально в доньютоновский период пространство считалось бесконечным, плоским, «прямолинейным», евклидовым. Его метрические свойства описывались геометрией Евклида. Оно рассматривалось как абсолютное, пустое, однородное и изотропное (т.е. не имело выделенных точек и направлений) и выступало в качестве «вместилища» материальных тел, как независимая от них интегральная система.Время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим. Оно идет сразу и везде во всей Вселенной «единообразно синхронно» и выступает как независимый от материалистических объектов процесс длительности.Ньютон в своих трудах окончательно оформил и сформулировал концепцию о внешних условиях бытия, в которые помещена материя, концепцию абсолютного пространства и времени, в которой время и пространство уже было абсолютным и относительным, однако по-прежнему, пространство и время представлялись самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо от материальных процессов.Также параллельно развивались представления о пространстве и времени в зависимость от сознания человека.По Эйнштейну, учение которого исходило из основ, заложенных Галилеем, пространство и время не просто сосуществуют, но и теснейшим образом взаимодействуют друг с другом. Представления о пространстве и времени, формулирующиеся в теории относительности Эйнштейна, на сегодняшний день являются наиболее последовательными. Долгое время они являлись макроскопическими, так как опирались на опыт исследования макроскопических объектов, больших расстояний и больших промежутков времени.Однако в последнее время появились практические примеры доказательства в виде мезонов, возникающих при столкновении частиц первичного космического излучения с ядрами атомов на Земле. При построении теорий, описывающих явления микромира, классическая геометрическая картина, предполагающая непрерывность пространства и времени (пространственно-временной континуум), была перенесена на новую область без каких-либо изменений. Экспериментальных данных, противоречащих применению теории относительности в микромире, пока нет, что доказывается опытами с ультрарелятивистскими частицами на современных ускорителях. Но само развитие квантовых теорий, возможно, потребует пересмотра представлений о физическом пространстве и времени.Современные представления об эволюции пространства-времени основываются на стандартной космологической модели Большого взрыва, которая подтверждается наблюдаемым в настоящую эпоху расширением нашей Вселенной.Согласно Эйнштейну пространство и время могут причудливо искривляться, образуя много путей, соединяющих разнесенные в пространстве и времени точки-события. В этом случае оперируют понятиями, характерными для т.н. пространственно-временной пены - это чёрные дыры и кротовые норы. Последние исследования в этой области открывают необозримые возможности для исследователей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.