Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Вопросы для обсуждения




Вопросы для обсуждения

Тема. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Функциональные и структурные свойства языка

Практическое занятие 1.

ТЕМА 1. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Связь с последующими дисциплинами

Дисциплина «Русский язык и культура речи» должна создать необходимую теоретико-практическую платформу для изучения дисциплин специальности и развития успешной коммуникативной компетенции будущих специалистов.

№ п/п Содержание компетенции Шифр
Общекультурные компетенции ОК-(№)
1. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. ОК-2
2. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК-6
3. Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач ОК-9
4. Готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений ОК-11

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ предмет, цели, задачи дисциплины; терминологический минимум, определения понятий и их взаимосвязь в рамках содержания дисциплины; понятие языковой нормы, основные типы норм в современном русском языке
УМЕТЬ формулировать и реализовывать коммуникативные намерения в разных сферах и ситуациях общения; анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения высказывания; реализовывать созданные высказывания в речевой практике, в профессиональной деятельности
ВЛАДЕТЬ навыками пользования нормативной литературной речью; навыками совершенствования своих коммуникативно-речевых умений; навыками анализа различных по содержанию и функционированию текстов

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа, опрос.

1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи», его теоретические и прикладные аспекты.

2. Разделы науки о языке.

3. Язык – знаковая система.

4. Функции языка.

5. Язык и речь.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что дисциплина «Русский язык и культура речи» непосредственно ориентирует студентов на повышение общеречевой культуры, воспитание более ответственного отношения к родному языку, получение знаний о нормах речевого поведения, являющихся базисным инвентарем духовной культуры русского народа. Ценностные научные ориентиры и информативная часть непосредственно закладывают основы знаний для освоения дисциплин как гуманитарного, так и профессионального циклов.

Студенты должны познакомиться с основными принципами и понятиями дисциплины «Русский язык и культура речи»; языковыми свойствами и явлениями; иметь представление о системном характере русского языка и его уровнях (фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом); о соотношении понятий «язык» и «речь».

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 1. Речь в межличностных и общественных отношениях), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Что представляет собой культура речи как наука?

Задание 2. С какими другими науками, изучающими язык и речевое общение, связана культура речи? Что в них общего и чем они отличаются друг от друга?

Задание 3. Назовите основные разделы курса русского языка и элементы языковой системы, изучаемые в каждом разделе.

Раздел Что изучает?

Задание 4. Какое определение является корректным:

1. Язык – это система правил. 2. Язык – это система слов. 3. Язык – это система знаков. 4. Язык – это система звуков.

Задание 5. Соотнесите функции языка с процессами их реализации:

1. Когнитивная 2. Коммуникативная 3. Кумулятивная 4. Метаязыковая 5. Номинативная 6. Фатическая 7. Эмоциональная 8. Эстетическая 1) выражение чувств и эмоций; 2) исследование и описание самого языка; 3) называние существующих в окружающем мире реалий; 4) получение нового знания о действительности; 5) процесс общения; 6) восприятие самой речи или ее фрагментов как чего-то прекрасного или безобразного; 7) установление контакта; 8) хранение и передача информации.

Задание 6. Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.