КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Тема. Происхождение русского языка
Тема. Происхождение русского языка Практическое занятие 4. ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА Интернет ресурсы 1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн». 2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека. 3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. 4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий. 5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань». Цель: формирование следующих компетенций у студентов: - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6). Организационная форма: беседа, опрос. Вопросы для обсуждения: 1. Происхождение русского языка. 2. Русский национальный язык XVIII – XIX веков. 3. Русский язык советского периода. 4. Русский язык конца XX века. При подготовке к ответу на первый вопрос студент должен рассмотреть связь языка с историей и культурой народа, охарактеризовать основные этапы в становлении русского языка (выделение восточнославянских племен из общеславянского единства, принятие Русью в 988 - 989 гг. христианства и распространение церковных книг; формирование русской народности). Отвечая на второй вопрос, следует дать характеристику демократическим процессам, происходившим в языке; разграничить понятия «русский литературный язык» и «русский национальный язык»; раскрыть роль М.В. Ломоносова в истории русского языка; дать оценку взглядов «карамзинистов» и «шишковистов» на развитие русского языка. При ответе на третий вопрос следует проанализировать особенности восприятия действительности и ее отражения в средствах массовой коммуникации в советский период («у нас – у них»), раскрыть принципы номинации в этот период развития языка. Характеризуя состояние русского языка в конце XX века, важно обратить внимание на то, что новые условия функционирования языка приводят как к демократизации речи, так и к ее вульгаризации. Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 1. Из истории русского языка),Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями Задание 1. Назовите основные этапы в развитии русского языка. Когда сложился русский национальный язык? Какое историческое событие лежало в основе этого процесса? Какие русские говоры лежат в основе русского национального языка? Задание 2. Когда начался процесс формирования и нормализации русского литературного языка? Задание 3. Соотнесите имена и деяния:
Задание 4. Назовите особенности русского языка советского периода. Задание 5. Какие явления характерны для русского языка конца XX века? Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы. Основная литература: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с. 2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. 3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с. Дополнительная литература: 1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009. 2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с. 3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с. Интернет ресурсы: 1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн». 2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. 3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий. 4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань». 5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |