Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее недоразвитие речи. Характеристика детей с ОНР. Методика коррекционно-педагогической работы при ОНР




Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи:

Позднее начало речи – первые слова появляются к 3-4 годам, иногда к 5; речь детей аграмматична, недостаточно фонетически оформлена; нарушения экспрессивной речи наиболее яркие; речь детей малопонятна; наблюдается недостаточная речевая активность, и без специального обучения она со временем еще снижается; дети достаточно критичны к своему дефекту; отмечается недостаточная концентрация, устойчивость внимания; снижена вербальная память; может страдать продуктивность запоминания (чаще всего это касается вербальной информации); дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения; характерна общая соматическая ослабленность; отмечается отставание в развитии двигательной сферы (ловкость, координированность, скорость выполнения), особые трудности при выполнении словесной инструкции; недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

3 уровня речевого развития детей с ОНР:

4. количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, в общении дети часто пользуются жестом, мимикой. Очень часто одним и тем же звуковым комплексом дети обозначают и предметы, и действия, и качества, а разницу в значении уточняют жестом или мимикой. Названия действия заменяются названием предметов или наоборот. В речи преобладают корневые слова. Пассивный словарь детей шире активного, но и импрессивная сторона речи также находится на низком уровне развития. Понимание значений грамматических изменений слова отсутствует. С трудом различают ед. и мн. число существительных, глаголов прошедшего времени, мужской женский род и не понимают значение предлогов. звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью: произношение звуков носит диффузный характер. Число дефектно произносимых звуков может быть больше, чем правильно произносимых. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

5. Речевые возможности и речевая активность возрастают. Активный словарь состоит из ограниченного запаса общеупотребительных слов, но они могут быть также искаженными. Наблюдается дифференциация в обозначении предметов, действий, признаков. Дети, как правило, пользуются местоимениями, иногда союзами и простыми предлогами. Речевая недостаточность отмечается во всех компонентах речи. Дети пользуются только простыми предложениями (2-3 слова), словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных, их детенышей, одежды, мебели, профессии. Дети не знают названия цветов предмета, формы, размера, часто заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными. Кроме того, они испытывают много трудностей при пользовании предложными конструкциями: предлоги часто вообще опускаются, а существительные используются в исходной форме, возможна замена предлога, союзы и частицы употребляются редко. Понимание обращенной речи значительно шире по сравнению с первым уровнем, дети различают и понимают формы ед. и мн. числа существительных и глаголов, формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, но остаются затруднения в понимании и употреблении форм числа и рода прилагательных. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен, смешений, нарушено произношение мягких - твердых согласных, свистящих, шипящих, звонких - глухих. Затруднения остаются в усвоении звуко-слоговой структуры: количество звуков сохраняется, но отмечается перестановка звуков, слогов, могут быть замены слогов, многосложные слова редуцируются. Так же у детей отмечается недостаточность фонематического восприятия, навыками анализа и синтеза овладевают с большим трудом.

6. Характеризуется наличием развернутой фразовой речью с элементами фонетико – фонематичекого и лексико – грамматического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков. Отмечаются нетойкие замены, мешение звуков. Множество ошибок отмечается при передаче звуконаполняемости слов (перестановки, замены звуков, и слогов, сокращение при сочетании огласных). Отмечается неточное употребление многих лексических значений, в активном словаре чаще всего встречаются существительные и глаголы, недостаточно слов в ловаре, обозначающих признаки, состояния предметов (прилагательные, наречия). Дети так же не умеют пользоваться способами словообразования, преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложнве конструкции, отмечаются аграмматизмы, ошибки в согласовании существительных и числительных, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Понимание обращенной речи приближается к норме, недостатки касаются моментов словообразования. Недостатки развития речи ярко проявляются при начальном обучении в школе.

 

Обследование детей с ОНР: Сопоставление имеющихся речевых навыков с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяется отношение дефекта и компенсаторных возможностей, соотношение речевой и познавательной активности, производится анализ взаимоотношений и взаимодействий между звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматическим строем речи; определяется соотношение в развитии экспресивной и импрессивной речи.

Выделяют 3 этапа в обследовании:

§ Ориентировочный: сбор анамнеза, беседы с родителями и ребенком, заводится карта; важной информацией в беседе с родителями являются предречевые реакции ребенка, их появление; когда появились первые слова, количество слов, соотношение слов в активном и пассивном словаре; выявляется, когда появились двухсловные, многословные предложения, не было ли моментов прерывания речевого развития, если это было, то в каком возрасте и по какой причине, устанавливается речевая активность ребенка, в каком возрасте родителями было замечено отставание в развитии, особенности речевого окружения ребенка. Беседа с ребенком: устанавливается контакт с ребенком, задаются вопросы на выяснение интересов, кругозор, склонности, отношения с окружающими, вопросы должны быть такие, чтобы на низ можно было ответить развернуто;

§ Диагностический: обследование компонентов языковой системы, оставляется логопедическое заключений; тщательно обследуется звукослоговая структура слова, грамматический строй и связная речь, предлагается рассказ по картинке, грамматический строй речи – необходимо выявить правильность употребления ребенком категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, навыки согласования, задания на образования множественного числа существительных или из множественного числа переделать в единственное. Исследуется словарный запас: показ и нахождение предметов и действий, названных логопедом, выполнение названных действий. Самостоятельное называние предметов, действий, признаков, явлений, объединение предметов в группы, производится обследование артикуляционного аппарата – строение, подвижность. Если обнаруживаются нарушения артикуляционного аппарата, то выявляется уровень доступности движений для ребенка. Обследуется общая и мелкая моторика, при этом обращается внимание на осанку, походку, владение навыками самообслуживания. Делается логопедическое заключение.

§ Наблюдение за ребенком в процессе его обучения, уточнения дефекта.

Методика корпед работы при ОНР:

Формирование речи основывается на следующих положениях:

• распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие;

• своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;

• учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;

• учет закономерностей развития детской речи в норме;

• взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;

• дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения;

• единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;

• одновременное коррекционно-воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и афферентно-волевую сферу.

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям (Л. Ф. Спирова, 1980). Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи.

Начало формы

 

Конец формы


41. Комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Основные принципы и особенности выявления речевых нарушений. Логопедическое заключение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.