КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темы докладов
Вопросы для самостоятельного изучения. 3.1.1. Современная концепция культуры речи. 3.1.2. Речевой этикет, условия выбора этикетной формулы. 3.1.3. Русский язык и его роль в мировом сообществе. 3.1.4. Динамическая теория нормы. 3.1.5. Разговорная речь. 3.1.6. Язык художественной литературы.
Семинарское занятие 1. 3.2.1. История развития русского языка как науки. 3.2.2. История развития культуры речи как науки. 3.2.3. Речевая культура как необходимая составляющая современного Человека говорящего. Средства и методы повышения речевой культуры. 3.2.4. Речевой этикет Семинарское занятие 2. 3.2.5. Теории происхождения языка. 3.2.6. Язык и общество. Язык и культура. Семинарское занятие 3. 3.2.7. История развития русского литературного языка. Семинарское занятие 4. 3.2.8. Динамическая теория нормы. Основные источники пополнения нормы. Семинарское занятие 5. 3.2.9. Типы словарей: энциклопедический/лингвистический, академический/словарь-справочник, одноязычный/двуязыковой, толковый/переводной и др. Семинарское занятие 6. 3.2.10. Жанры письменных научных текстов (статья, курсовая работа). 3.2.11. Жанры устных научных текстов (доклад, лекция). Семинарское занятие 7 3.2.12. Язык и стиль инструктивно-методических документов (инструкции, рекомендации). 3.2.13. Язык и стиль распорядительных документов (приказы, указы, распоряжения). 3.2.14. Язык и стиль частной документации (заявление, доверенность, расписка, автобиография). 3.2.15. Язык и стиль коммерческой документации (деловое письмо). 3.2.16. Язык и стиль информационно-справочных документов (протокол, план, справка, докладная, отчет). Семинарское занятие 8 3.2.17. Жанры текстов СМИ и их языковые особенности. 3.2.18. Языковые особенности рекламных текстов. 3.2.19. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей языка. Значение элементов разговорного языка в публицистическом стиле. 3.2.20. Специфика художественной речи и её место в публицистическом стиле. Семинарское занятие 9 3.2.21. Оратор и его аудитория: приемы ораторского искусства (индивидуальное сообщение). 3.2.22. Основные виды аргументов (индивидуальное сообщение). 3.2.23. Основные категории полемического искусства: предмет спора, культура спора, полемические приемы, уловки. 3.2.24. Правила поведения перед микрофоном и телекамерой.
3.3. Домашние задания.
Домашнее задание №1. Нормы современного русского языка Методические указания: 1. Повторите теоретический материал по теме «Нормы современного русского языка» и правила современного русского языка. 2. Письменно выполните практические задания на отдельных листах А4 формата. При выполнении заданий пользуйтесь словарями и справочниками. В конце домашнего задания укажите все источники, которыми вы пользовались в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». 3. Срок сдачи домашнего задания устанавливается преподавателем в соответствии с графиком СРС.
Упражнение 1 [14]. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.
Упражнение 2. Подберите к данным существительным определения (подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени).
Упражнение 3. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними. 1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, шорты, кеды. 2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня. 3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли. 4. Башкир, бурят, грузин, киргиз, монгол, осетин, румын, туркмен, узбек, цыган, якут. 5. Звено, шило, брелок, бюллетень.
Упражнение 4. Допишите окончания. Объясните выбор окончания.
Упражнение 5. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.
Упражнение 6. В предложениях найдите и исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения. 1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.
Домашнее задание №2. Функциональные стили языка Методические указания: 1. При выполнении домашнего задания необходимо повторить материал по темам «Функциональные стили языка», «Нормы орфографии и пунктуации». 2. Все предложенные задания нужно выполнить письменно на отдельных листах А4 формата. 3. Срок сдачи домашнего задания должен соответствовать графику СРС. Задание 1. Определить, к какому функциональному стилю относится каждый из приведенных фрагментов текста (научному, художественному, публицистическому), проставить в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. МОСКВА Москва город великих исторических и революцио…ых традиц…й ру…кого народа город ру…кой славы сокровищ..ница ру..кой культуры сер…це России ст…лица могуществе..ого г…сударства. Восемь ст…летий пр…шло с тех пор когда впервые на страницах древн…й ру…кой лет…пис… было названо имя Москвы. В 1147 году летописец отметил встречу в Москве владимиро – суздальского князя Юрия Долгорук…го со своими союзниками, черниг…вскими княз…ями. Этот ист…рический факт стал начал…м большой жизни Москвы многовековая история которой как в фокус… отр…зила в главнейш…х явлениях историю ру…кого народа. Скромное начало Москвы в середин… 12 века казалось (н…)чем (н…)пр…двещало ее велик…го будущ…го. Человек правда давно знал удобное для пос…ления крутое взгор…е поднимавш…ся между Москвой-рекой Неглинной и Яузой. Здесь как показывают нахо…ки (из)давн… ост…навливались купцы пользовавши…ся реч…ными дорогами для сообщения между Балтикой и закаспийскими странами. Древние м…гильники и г…родища разброса…ые на территор… самой Москвы и в ее окрес…ностях немые пам…тники ее еще более отдале…ого прошл….о от которого не сохр…нилось (н…)каких пис…ме…ых известий. Но край стал оживать лиш… в 12 веке (в) связи с ув…личением русского нас…ления. Как укрепле…ый пункт расп…ложе…ый (в)близи грани.. владений Владимиро-Суздальского княжества Москва ст…регла пути из южных степ..й в Окско-Волжское междуречье. В начал… 13 века она становит…ся ст…лицей (не)большого «удельного» княжества. Прошло еще (не)много врем…ни и над Москвой как и над всей русской землей проне…я ур…ган монголо-татарского нашествия. Москва оказала отчая…ое сопр…тивление полч…щам Батыя и была ими пр…вращена в груду пепла но умертвить ее навсегда было (не)возможно… ПОДВИГ ГЕРОЯ В (не)об…ятном воздушн…м океан… много (не)видимых (не)и…ледованных дорог. Но Тимур Фрунзе наш…л нужную дорогу и нащупал врага. (Ни)кем еще (не) замече…ый фаши…ский самолет пр…ближался к нашим войскам. Част… забилось воинстве…ое но еще (не) испыта…ое в бою сер…це Тимура. Ост…навливая п…спешные (не)сдержанные порывы и (не)расчетливые движения Тимур …таковал врага по всем правилам вое…ого иску…тва. (Не)навис…ный враж…ский самолет был …бит. Но (со) ст…роны со…нца (не)прерывающ…мися волнами неслись другие. (Не)устрашимый как отец Тимур п…мчался (на)п…ререз врагу. (В)двоем с лейтенантом Шутовым они дружно ударили по четверк… «непобедимых» и сразу …били одного. Смертельный бой прод…лжался. Вот ране…ый осколк…м сн…ряда отход…т Шутов. Шутов ок…зался один против всей вражеск…й эскадриль…. Он остался (н…)кем (не) защище…ым с фланга. Но надо было ск…вать силы врага и Тимур дрался на полома…ом (не)действующем самолет…. Так погиб бе…трашный орленок – сын М. Фрунзе.
ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА И НАУКА Весной 1981 года мы отметили двадцатилетие перв…го п…лета ч…ловека в космос – полета Юрия Гагарина на корабле «Восток-1». Спустя несколько месяц…в в август… того (же) 1961 года с…стоялся первый суточ…ный п…лет в космос его выполнил на корабл… «Восток-2» Герман Титов. Так началась эра пок…рения человеком космоса. Минувшие два с половиной десят…летия заметно расширили знания о нашей планет… и ее окре…ностях позволили заглянуть (в) зап…ведные глубины Вселе…ой. В первую г..довщину выхода человека на …рбиту академик С.П.Королев с…здатель наших космических кораблей писал Еще (мало) изуче…ые пространства космоса (не)сомненно предст…вляют большой практический интерес для решения цел..го ряда пр…кладных задач… народнохозяйстве…ого и научного значения.И пре…сказывал «в дальнейш…м орбитальные ап…араты в космическ…м пространств… Земли будут создават…ся по определ…ой системе… с рас…четом на их существ…вание на своей орбите (в) течени…весьма длительн…го времен… Эти слова вопл…тились в действительность. Проводят…ся наблюдения за поверхност…ю планеты в интересах геолог… геодез.. картогра…. Исследования атмосферы. Круг биологических эксп…риментов. Интереснейшие технические опыты от выр…щивания кристал…ов до пайк… в (не)весомост…. Задание 2. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них? Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста. 1. Периодически осматривать соединения шлангов с клапаном, насосом и штуцерами, водосборников с баком стиральным и баком центрифуги, для чего машину переворачивать на крышку корпуса. Соединения должны обеспечивать водонепроницаемость стыков и надежность крепления замками. Замки (их десять: три — на клапане, два — на насосе, два — на штуцере бака центрифуги и по одному — на водосборниках бака центрифуги и бака стирального и на выходном штуцере ниши). 2. В наши дни приходится сталкиваться с тем, что взаимодействие человека с окружающей его природой нередко ведет к неожиданным и нежелательным последствиям, хотя оно предполагает благие намерения. Воздвигли завод азотных удобрений, но рыжие «лисьи хвосты», тянущиеся из труб, загубили в округе растительность. Очистили с помощью гербицидов рисовое поле от сорняков, но, сбросив с полей ядовитую воду, заморили рыбу в соседней речке. Так как же быть? Перегородить планету заборами заповедников и заказников, замедлить темпы воздействия человека на природу? Такие планы утопичны и обречены на провал. Тургенев устами одного из своих любимых героев справедливо сказал: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. 3. С Новым годом! Шутка ли — с двухтысячным! Снилось ли нам такое?! Душевного покоя всем и благополучия. Счастья и успехов! Мы встретили Новый год хорошо. Мама хотела елку поставить, но елок в уходящем году в продаже почти не было. За одну ветку сосны надо было заплатить пятьдесят рублей. Обошлись без елки-сосны. Купили всякую снедь в магазине, фрукты на базаре. Пришли друзья. С одиннадцати до четырех ночи-утра за столом сидели, телик смотрели, танцевали, философствовали. Так и встретили Новый год. 4. Непринятие управляющим домом в установленный срок мер по устранению аварий в домовом оборудовании или повреждении зданий, влекущих порчу жилого помещения и мест общего пользования, дает право съемщику одному или совместно с проживающими в квартире съемщиками произвести необходимое исправление со взысканием с домоуправления всех понесенных ими расходов по сметной стоимости. 5. Культура речи — 1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации; 2) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. Культура речи содержит в себе, таким образом, три составляющих компонента: нормативный, этический и коммуникативный.
Домашнее задание №3. Функциональные стили языка Методические указания: 1. При выполнении домашнего задания необходимо повторить материал по теме «Функциональные стили языка». 2. Все предложенные задания нужно выполнить письменно на отдельных листах А4 формата. 3. Срок сдачи домашнего задания должен соответствовать графику СРС.
Задание 1. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, выделите в нем абзацы, введите рубрикацию и шрифтовое выделение ключевых слов и словосочетаний. Внесите поправки в пунктуацию [15]. Электронные банковские карточки. Западные финансисты считают, что пластиковые карточки, особенно их наиболее технически совершенные виды, являются важнейшим элементом технологической революции в банковском деле. Именно финансовые карточки в ряде случаев выступают ключевым звеном электронных банковских (и других) систем. Они заняли передовые позиции в организации денежного оборота рыночного развития стран Запада, постепенно вытесняя не только наличные деньги, но и чеки. Карточка должна соответствовать спецификациям Международной организации по стандартизации (ISO), которыми устанавливаются размеры карты и то, как она должна вести себя при механических, физических и других воздействиях. Спецификация 7816/1 предписывает определенные размеры карточек (в мм); длина - 85,6; ширина - 53,9; толщина - 0,76. Существуют следующие виды финансовых карточек: обыкновенные пластиковые карты; магнитные карты; электронные (микропроцессорные и лазерные) карты. Обыкновенные пластиковые карты с фиксированной покупательной способностью - это самые простые карточки. Обычно на них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентифицирующий код. Все это напечатано или рельефно изображено на передней стороне карты. Оборотная сторона может содержать подпись владельца. Магнитные карты, выглядят так же, но имеют на оборотной стороне магнитную полосу, способную хранить около 100 символов (байтов) информации. Информация на магнитной полосе совпадает с записями на передней стороне карты - имя, номер счета владельца, дата окончания действия - и может считываться специальным считывающим устройством на обрабатывающих машинах (устройство может также распечатать чек). Магнитные карточки появились более 30 лет назад первоначально для удобного обслуживания путешествующих бизнесменов. В 1993 г. только в странах Запада находилось в обращении около 2 млрд. таких карточек. Многие из них называются «городскими картами» (city cards), так как используются только в том городе, где они выпущены. Как обыкновенные пластиковые, так и магнитные карточки нельзя считать идеальными платежными средствами. Во-первых, из-за издержек. Во-вторых, поскольку они дают немалые возможности для мошенничества. Эти карточки легко украсть; подделать либо путем производства фальшивок, либо скопировав информацию с них. В 1992 г. только в США ущерб от мошенничества с кредитными карточками превысил 1 млрд. долл., не считая потерь от массового воровства из банкоматов. Микропроцессорные карты, или карты памяти, (memory cards), выглядят так же, но обладают встроенной кремниевой микросхемой или микропроцессором (так называемым чипом), почему их часто называют интеллектуальными (smart cards) или даже суперинтеллектуальными. Микросхема карточки содержит память объемом около 250 байтов, хотя существуют карточки с памятью до 8 килобайтов. Память карточки позволяет сохранять и использовать информацию о ее владельце, банковском счете клиента, а также до 200 последних операциях со счетом, произведенных с использованием карточки. Встроенная в карточку микросхема обладает возможностями небольшого компьютера, управляющего всеми процессами взаимодействия с памятью и различными внешними устройствами, и является самопрограммирующимся устройством. Ее программа позволяет записывать и считывать информацию, проверять секретный код и криптографический алгоритм. При этом информация в памяти микропроцессорной карточки сохраняется и после отключения источника питания.
Задание 2. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты [16]: 1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному.
ТЕКСТ 1. О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.
ТЕКСТ 2. Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
ТЕКСТ 3. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.
ТЕКСТ 4. Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.
ТЕКСТ 5. Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так: – Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.
ТЕКСТ 6. Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.
ТЕКСТ 7. На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде. ТЕКСТ 8. 2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.
ТЕКСТ 9. Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…
ТЕКСТ 10. В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.
ТЕКСТ 11. От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок. Г. Науменко.
ТЕКСТ 12. Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.
ТЕКСТ 13. Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Д. С. Лихачев.
ТЕКСТ 14. Расписка Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней. 15.04.2003. Е. Петрова
ТЕКСТ 15. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром. Домашнее задание №4. Особенности публичной речи Методические указания: 1. При выполнении домашнего задания необходимо повторить материал по теме «Публичная речь». 2. Все предложенные задания нужно выполнить письменно на отдельных листах А4 формата. 3. Срок сдачи домашнего задания должен соответствовать графику СРС.
Задание 1. Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета (например: меньше слов - больше дела, гордым быть - глупым слыть). Какие рекомендации по ведению речи они содержат? Задание 2. Поразмышляйте вместе с автором рассказа «Это непереводимое слово - хамство» С. Довлатовым над проблемой понимания точного смысла слова. Сформулируйте свою точку зрения в отношении значения этого. Учитывая критерии оценки публичных выступлений, подготовьте ораторскую речь на эту тему.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |