Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы изучения психики ребенка




Поиск наиболее эффективных методов изучения психики ребенка предполагает разработку методов, которые позволили бы исследователю получить более точную информацию обособенностях детского развития на том или ином возрастном этапе.

В настоящее время, когда речь заходит о методах детской психологии, имеют в виду две группы методов: методы воздействия и методы исследования. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать в них определенные изменения. Методы исследования также способны вызвать те или иные изменения. Однако эти изменения выступают как «невольное или непланируемое последствие», влияние которых не предполагается учитывать.

Принцип объективности, принципы причинности, принцип тщательности и регулярности — тот набор принципов, которыми должен руководствоваться исследователь в процессе изучения психики и поведения ребенка.

Принцип объективности требует от исследователя не смешивать факты и их интерпретацию. Например, можно сказать, что во время занятий ребенок смотрел в окно. Это есть констатация факта. Но утверждение типа «ребенок не внимателен на занятии» является интерпретацией. По сути, это утверждение может не иметь ничего общего с истинной причиной, заставившей ребенка смотреть в окно. Более того, именно в тот момент, когда ребенок смотрит в окно, он может быть наиболее внимателен к словам воспитателя.

Принцип причинности требует, по словам Д.Б. Эльконина, изучения по возможности всех условий, определяющих возникновение новых качеств личности ребенка, его сознания.

Так, если замечено, что ребенок во время занятия постоянно стремится направить свой взор всторону окна, необходимо найти как можно больше возможных объяснений такого поведения: что-то за окном привлекло его внимание; слова воспитателя вызвали какую-то ассоциацию, которую ребенок попытался увидеть за окном; движение было непроизвольным в ответ на какие-то размышления, вызванные сообщением воспитателя; материал, рассматриваемый на занятии, ребенку давно известен.

Среди причин могут быть названы также усталость и неустойчивость внимания, что в дошкольном возрасте рассматривается вполне обычным явлением.

Принцип тщательности и регулярности предполагает тщательное прослеживание процесса формирования психики детей при активном специально организованном руководстве этим процессом со стороны психологов и педагогов. Принцип тщательности и регулярности требует отисследователя не только тщательного отбора методов исследования.

Заранее должны быть

а) определены место и время проведения исследования; б) составлена выборка исследования. Так, еще до начала исследования необходимо определить список детей, особенности развития которых следует изучить. Необходимо определить, когда именно будет проводиться исследование (на занятии, во время свободной игры детей, на прогулке), с указанием временных интервалов и конкретных дней недели. Определив все перечисленные параметры, не следует от них отступать входе исследования. В ином случае будет нарушен принцип объективности. Не следует под влиянием каких-либо субъективных причин, сделав преждевременные выводы, останавливать или вовсе прекращать дальнейшее изучение детского развития.

Например, вы решили выяснить истинную причину, по которой ребенок смотрит в окно во время занятий. Для этого, всоответствии с принципом причинности, необходимо составить достаточно длинный перечень возможных причин такого поведения ребенка. Далее тщательному изучению должна быть подвергнута каждая причина, названная вами.

Следует подумать о методах исследования. Так, можно использовать метод наблюдения, чтобы ответить на вопрос о том, как часто такая форма поведения ребенка имеет место, на каких именно занятиях, у какого именно воспитателя она появляется. Можно использовать специальные диагностические методики для того, чтобы выявить особенности внимания данного мальчика (или девочки), изучить уровень его утомляемости, уровень его знаний в той или иной области действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.