Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека




Психодиагностика личности в системе общественных отношений

Враждебностьв семейной ситуации

Чувствонеполноценности в семейнойситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький

2. Расположение фигур на нижней части листа

3. Линия слабая, прерывистая

4. Изоляция автора от других

5. Маленькие фигуры

6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

7. Отсутствие автора

8. Автор стоит спиной

9. Другие возможные признаки

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

2. Агрессивная позиция фигуры

3. Зачеркнутая фигура

4. Деформированная фигура

5. Обратный профиль

6. Руки раскинуты в стороны

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

8. Другие возможные признаки 0,2

 

Рассматривая понятие «отношения» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий. Данный смысл закреплен в классическом определении отношений, которое принадлежит В. Н. Мясищеву. Он, определяя межличностные отношения как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, включающую три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Этим межличностные отношения отличаются от таких видов как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения. Данная особенность нашла отражение в следующем определении: межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Поэтому межличностные отношения часто определяют как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Разработано большое количество конкретных методик исследования межличностных отношений, которые могут быть систематизированы следующим образом:

А) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

Б) на основании задач решаемых обследованием (изучение групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

В) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

Г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных отношений, методики изучения личностных особенностей, влияющих на межличностные отношения и т. д.).

Выбор адекватной методики для осуществления диагностики осуществляется с учетом объекта исследования, задач исследования, структурных особенностей методик и психологических параметров диагностики. Остановимся на них более подробно.

Психодиагностические методики межличностных отношений имеют достоинства и недостатки, которые различны для каждой из групп методик.

Методикам косвенной оценки межличностных отношений свойственны следующие достоинства: простота применения; возможности использования методик в игровой деятельности психотерапии и профконсультации. Недостатки связаны с неразработанностью и предоставлением сравнительно узкой информации о межличностных отношениях.

Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации имеют высокие прогностические возможности. Это связано с возможностью моделирования желаемого поведения, фиксацией результатов непосредственно в ситуации взаимодействия, в контексте предыдущих и последующих событий. Недостатком является отсутствие стандартизированной измерительной процедуры.

В диагностике межличностных отношений на основе субъективных предпочтений можно выделить такие достоинства как: простота применения; легкость обработки; наглядность представленных результатов. На получаемые с помощью этих методик результаты влияют: социальные установки, отношение к процессу исследования; особенности отражения эмоционального отношения в сознании человека.

При диагностике индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения основным недостатком является направленность на решение специфических задач исследования. Достоинствами являются простота применения, легкость обработки наглядность представленных результатов.

Диагностика межличностных отношений включает в себя изучение взаимоотношений в малых контактных группах. Для этой цели применяются социометрические методики и опросники.

Правильно подобранный опросник нередко является единственным способом выявлении особенностей психического отражения людьми социально-психологических условий, в которых они взаимодействуют, решая в ходе совместной деятельности различные производственные, образовательные и воспитательные задачи. С помощью результатов опросника можно: изучить психологическую атмосферу (Ф.Фидлер), определить сплоченность в малой группе (К.Сишор), выявить преобладающий тип отношения к другим (Т. Лири) и т. д.

Опросники так же позволяют: воссоздать «внутреннюю» картину формирования внутриколлективных связей, проанализировать источники межличностных конфликтов, диагностировать некоторые устойчивые характеристики как личности, так и групповых взаимоотношений. Например, методика «Q-сортировка» позволяет определить основные личностные тенденции взаимодействия человека в реальной группе: общительность/необщительность, зависимость /независимость и т. п.

Для измерения психологической близости в межличностных отношениях в группе используются различные способы, такие, как шкала социальной дистанции; социометрический тест.

Дополнительную информацию об особенностях межличностных отношений в группе можно получить изучая параметры групповой структуры:

 

Для определения преобладающего типа отношений человека к другим людям, выявления индивидуального стиля интерперсонального поведения используется опросник известного американского социального психолога Т. Лири

Опросник составлен соответственно выделенным здесь типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых, лаконичных характеристик-эпитетов, которые сгруппированы по 16 в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен отмечать знаком «плюс» (+) те характеристики, которые считает присущими себе.

Цель. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений, их особенностей, а также для исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном Я, отношения к самому себе. Методика позволяет также выявить зоны конфликтов испытуемого.

 

С помощью Опросника изучения поведения К. Н. Томаса, американского социального психолога, определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации, способы разрешения конфликтов.

Теоретическое обоснование. С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидов, какие из них являются наиболее продуктивными, " какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса — два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

а) соревнование (соперничество) — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) сотрудничество, при котором участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избежании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса: либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

Для оценки привлекательности группы для каждого ее члена, для представления о том, в какой мере цели и установки членов группы (команды) совпадают, может быть использован Опросник групповой сплоченности К. Сишора

 

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностное общение: Тест Ряховского «Уровень общительности»

Диагностика коммуникативной компетентности: Коммуникативная компетентность (КК), - по мнению Н.Н.Обозова, - в своей основе может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

КК нельзя считать константной личностной характеристикой и представлять ее как замкнутый индивидуальный опыт. КК возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в ее развитии и поливариативном изменении.

В этой связи, исследование КК может осуществляться по следующим направлениям:

Определение коммуникативных потенциалов личности и обобщенных показателей малой группы. Диагностик потенциалов КК, в этом аспекте, может осуществляться с помощью следующих методик: определение коммуникативно-характерологических особенностей личности, коммуникативной социальной компетентности, коммуникативной толерантности, психической устойчивости в межличностных отношениях, низкой импульсивности, агрессивности, конфликтности и др.

Диагностика степени развития социально ценных коммуникативных качеств и опыта. Эмпатия, принятие других, доброжелательность и др.

Оценка сформированности коммуникативного контроля на различных стадиях общения: установлении контакта, личностной ориентации, решении проблемы и выходе из контакта.

Определение стратегий конструктивности-деструктивности поведения в конфликтно-стрессовых ситуациях.

Диагностика коммуникативной эффективности в различных видах деятельности личности и группы.

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

 

Отношения между людьми невозможны без конфронтации, без наличия противоречий между субъектами. Кроме стратегий поведения в конфликте, для его разрешения, равно как и для преодоления неудовлетворенности отношениями, субъект использует психологическую защиту и различные копинг-стратегии. Общим для всех определений психологической защиты является ситуация конфликта, психологической травмы, стресса, а также наличие общей цели — редукция эмоционального напряжения, связанного с конфликтом, предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Копинг- стратегиями (совладающим поведением) обозначают сознательные усилия личности в ситуации психологической угрозы для совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.