Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1-2. Характеристика биомеханики как науки




Все явления природы представляют собою различные формы движения материи.

«Движение в самом общем смысле слова, т. е. понимаемом как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изме­нения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».

Движение лежит и в основе жизнедеятельности человека. Разнообразные химические и физические процессы в клетках тела, работа сердца и течение крови, дыхание, пищеварение и выделение; перемещение тела в пространстве и частей тела от­носительно друг друга; сложнейшая нервная деятельность, являющаяся физиологическим механизмом психики, восприятие и анализ внешнего и внутреннего мира — все это различные формы движения материи.

Основным условием жизни вообще является взаимодействие живого организма с окружающей средой. В этом взаимодействии существенную роль играет двигательная деятельность. Только передвигаясь, животное может находить себе пищу, защищать свою жизнь, производить потомство и обеспечивать его существование. Только при помощи разнообразных и сложных движений человек совершает трудовую деятельность, общается с другими людьми, говорит, пишет, творит произведения науки и искусства. Определенным образом организованная двигательная деятельность является основой танцевальной деятельности.

Согласно Ф. Энгельсу, наиболее элементарной формой движения материи является механическое движение, т. е. перемещение тела в пространстве. Закономерности механического движения изучаются механикой. Предметом механики как науки является изучение изменений пространственного расположения тел и тех причин, или сил, которые вызывают эти изменения. Вскрывая и описывая условия, необходимые для осуществления того или иного механического движения, механика является важной теоретической основой техники, в особенности техники построения разнообразных механизмов.

Двигательная деятельность человека практически осуществляется при участии всех органов тела. Однако непосредственным исполнителем функции движения является двигательный аппарат, состоящий из костей скелета, связок и мышц с их иннервацией и кровеносными сосудами. С механической точки зрения, двигательный аппарат совмещает в себе рабочую машину и машину-двигатель. Двигателями являются скелетные мышцы, в которых потенциальная химическая энергия сложных органических веществ превращается под влиянием нервных импульсов в энергию упругого напряжения мышц. Тяга напряженных мышц действует на кости скелета, а через них и на конечности, туловище и голову, являясь энергетическим источником для выполнения этими частями тела различной работы.

Изучение устройства двигательного аппарата является предметом анатомии. Изучение двигательного аппарата как машины-двигателя производится главным образом биохимией и физиологией. Изучение же его как рабочей машины является задачей особой научной дисциплины — биомеханики.

Биомеханика как наука изучает активные движения животных и человека с точки зрения законов механики, исходя из анатомо-физиологических особенностей животного организма. Биомеханика является ветвью биофизики — системы научных дисциплин, изучающих физические процессы в организме.

За­дача биомеханики состоит в том, чтобы дать описание движения, выявить действующие при движениях силы, их природу, условия их действия и их эффективность. Выявление действующих сил позволяет определить условия и особенности работы мышц, степень использования силы тяжести и других внешних сил и найти наиболее рациональную структуру движения.

При биомеханических исследованиях важно помнить, что особенности строения и действия двигательного аппарата — это особенности аппарата живых существ: животных и человека. Следует также иметь в виду, что двигательная деятель­ность по своей физиологической природе является рефлекторной, обусловленной воздействиями из внешней и внутренней среды. Важнейшие мотивы двигательной деятельности человека определяются тем, что он является существом разумным, живущим общественной жизнью. Попытки оторвать биомеханику от физиологии приводили к механицизму, сводящему всю качественную сложность процессов, происходящих в организме животных и человека, к абстрактным механическим схемам.

Биомеханический подход и биомеханические методы исследования широко используются при изучении движений и упражнений. Биомеханика танцевальных (хореографических) упражнений — это ветвь биомеханики, изучающая движения человека в процессе выполнения им танцевальных упражнений. Основной задачей этой научной дисциплины является изучение техники упражнений, т.е. способов, или приемов, их выполнения.

Задачи биомеханики хореографических упражнений можно подтвердить сле­дующим.

1. Понимание техники движения позволяет правильно оценивать, судить о величине и характере работы мышц, помогает определять влияние каждого упражнения на организм, уточнять частные задачи и выбирать разумные средства для решения конкретных задач хореографической постановки.

2. Анализ техники является необходимой предпосылкой для научного обоснования и рационализации методики обучения танцевальной технике. Прежде, чем говорить о методике обучения, т.е. о том, как обучать, нужно ясно себе представлять, чему обучать, т.е. технику хореографии. Необходимо уметь выделять наиболее важную часть упражнения, овладение которой должно быть первоочередной задачей.

3. Знание биомеханики танцевальных упражнений необходимо для совершенствования самой техники, и в первую очередь, упражнений для творческой работы в области хореографии. Настоящий специалист характеризуется творческим трудом, новаторством в своей работе. Новаторство является необходимым качеством каждого квалифицированного работника. Для решения этой задачи особенно необходимо усилить науч­ную разработку вопросов теории, методики и техники танца. Научная разработка техники танца должна вестись главным образом по линии совершенствования техники упражнений на основе биомеханических исследований.

4. Правильное представление о технике отдельного движения позволяет лучше, глубже понять другие, более сложные стороны этого упражнения (биохимическую, физиологическую, психологическую и др.). Движения являются важными показателями при изучении процессов, происходящих в организме человека. Движения являются своеобразным зеркалом, отражающим процессы, происходящие в центральной нервной системе, в частности в коре больших полушарий головного мозга.

Вот что писал по этому поводу в 1863 г. великий физиолог Иван Михайлович Сеченов: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению — к мышечному движению. Смеется ли ребе­нок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение».

5. Знание биомеханики необходимо для совершенствования рабочих поз и танцевальных движений, а также при использовании движений с лечебной целью. При использовании физических упражнений с лечебной целью знания биомеханики позволяют уточнить диагноз при нарушении двигательной функции, правильнее ставить лечебную задачу, подбирать разумные средства для восстановления двигательной функции или для создания заместительной двигательной функции.

Для каждого специалиста-практика танцевальное упражнение — главное «орудие его труда». Владеть этим «орудием», хорошо и всесторонне понимать его, разбираться в деталях обязан каждый квалифицированный работник по воспитанию эстетики танца.

В то же время каждое танцевальное упражнение, даже элементарное, есть сложное явление, содержащее комплекс всех форм движения материи, начиная от простейшей — механической — и кончая высшей — мышлением.

Очевидна связь данной науки с другими специальными научными дисциплинами: анатомией, биомеханикой, биохимией, физиологией, психологией, гигиеной, теорией физического воспитания.

Сложные явления следует изучать, начиная с более простого, в данном случае с биомеханики, отдельных танцевальных до самых сложных упражнений. Вместе с анатомией, физиологией, психологией, гигиеной и другими науками биомеханика призвана заложить естественно­научные основы для теории и практики хореографии.

Биомеханика хореографических упражнений как учебная дисциплина должна дать занимающимся знания, необходимые для анализа техники любого танцевального упражнения, способствовать улучшению методики использования упражнений в процессе развития хореографических навыков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.