Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы




Импрессионизм и постимпрессионизм – художественные направления последней трети XIX в. Термин «импрессионизм» (impressionism — от фр. impression — впечатление) произошел от названия картины Клода Моне «Impression: Soleil Levant», впервые вы­ставленной в Париже в 1874 г. Импрессионизм проявил себя и в живописи (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Де­га, А. Сислей, К. Писсаро), и в музыке (К. Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин), и в литературе (К. Гамсун, Г. Келлерман, А. Шницлер, О. Уайльд, А. Саймонс).

Истоком импрессионизма стали творческие искания и реалистов, и романтиков. Художники-импрессионисты были настроены на максимальное приближение изображения к самой действительности. Однако в отличие от реализ­ма, сосредоточенного на передаче типического, импрессионистов интересовало непосредственное, особенное, единичное впечатление от окружающей среды в его субъективном видении художником. Импрессионисты стремились выразить не столько то, что видят (сюжет произведения отходит в импрессионизме на второй план), сколько то, как видят, а новое видение обращалось непосредственно к «зрительной сущности» вещей. Живописными средствами художники пытались отобразить неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды в ее мимолетных изменениях. Изображаемый импрессионистами мир как бы «поплыл», вибрируя, теряя устойчивость и определенность форм.

Импрессионисты, увлеченные поисками новых выразительных средств и изобразительных возможностей, создавая великолепные по живописности полотна, ушли от острых, болезненных социальных и личностных тем и проблем. Их не интересовали идеи, нравы, облик своей эпохи, они делали акцент в своем творчестве на видимых живописных проявлениях мира.

Импрессионизм отличает мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокрасочность жизни, радость бытия, зафик­сировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния ок­ружающего изменчивого мира, передать пленэр — игру света и теней вокруг человека и вещей, воздушную среду, естественное освещение, при­дающее эстетический вид изображаемому предмету.

Один из основоположников импрессионизма, Эдуар Мане (1832-1883), в 1863 году выставил среди неофициальных художников в известном парижском «Салоне отверженных» свою знаменитую картину «Завтрак на траве». Картина произвела в Париже громкий скандал. На ней была изображена обнаженная женщина в обществе одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени сразу, без промежуточных градаций.

Эдгар Дега(1834-1917) прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы. Круг тем, интересовавших Дега, был чрезвычайно широк: прачки и портнихи, цирковые представления и биржевая суматоха, похождения кокоток и жизнь борделей.

Постимпрессионисты (В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезанн) все, так или иначе, прошли «школу» импрессионизма. Но живопись импрессионистов казалась им чересчур беззаботной и умиротворенной, слишком настаивавшей на точности воспроизведения увиденного. Сезанн недаром как-то сказал о Клоде Моне, что он – «только глаз» (хотя прибавил, зато какой глаз!). Для постимпрессионистов живопись их предшественников была малоразмышляющей, ориентированной на изображение гармонии линий, света и цвета, живописной гармоничности мира. Постимпрессионисты сделали акцент скорее на его дисгармоничности, диссонансах живописных и социальных, и выражали свою неудовлетворенность жизнью, такой «как она есть». Их картины пронизаны ощущением драматизма, чувствами ярости, боли, тоски. Они изображали гнусность буржуазной «прозы жизни» и «бежали» от нее к естественности природы и нетронутых цивилизацией человеческих сообществ (как Гоген на Таити). Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором – рассудок и интерес к философским аспектам бытия. И если импрессионисты «размыли» формы окружающего мира, то постимпрессионисты начали процесс их утрирования и, в то же время, акцентирования цвета.

Творчество крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839-1906) стоит у истоков современного искусства. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преобладают три цвета – зеленый, голубой и желтый.

Поль Гоген (1848-1903) – один из главных представителей постимпрессионизма, в своих картинах изображает жизнь таитян среди тропической природы, в праздничном покое, идеализируя ее. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен выражают красоту естественной природы, нетронутой цивилизацией.

Импрессионисты и постимпрессионисты положили начало новому восприятию окружающего мира, открыли новые приемы и средства художественного выражения, акцентировали внимание на субъективном отражении мира в художественных образах и оказали огромное влияние на появление новых направлений в искусстве начала ХХ в.

Новое время характеризуется становлением искусства как самостоятельной сферы культуры, появлением художника-профессионала, утверждением классических образцов и норм художественного творчества, расцветом разнообразных видов и жанров искусства, формированием художественной критики и художественного вкуса публики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные стили и направления в художественной культуре Нового времени.

2. В чем особенности стиля барокко? В каких видах искусства он нашел свое отражение?

3. Охарактеризуйте классицизм как художественный стиль? Назовите представителей

классицизма.

4. В чем особенности стиля рококо?

5. Что собой представляет романтизм как мироощущение культуры ХIХ века?

6. Какие цели ставили в своем творчестве реалисты?

7. Охарактеризуйте художественные особенности творчества импрессионистов и постимпрессионистов.

Литература

1. Борев Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск, 2000.

2. Бычков В. Эстетика. М., 2004.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. М., 1990.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2000.

5. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2001.

6. Лебедев С.Ю. Мировая художественная культура. Мн., 2006.

7. Стрельцова Г. Я. Барокко и классицизм XVII века// Человек, 1991. № 2.

8. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

9. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

 

ГЛАВА 11. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Конец 19 - начало 20 столетия можно охарактеризовать как важнейший период становления культурологии. Это объясняется появлением в рамках философии культуры оригинальных концепций, предлагающих принципиально новый взгляд на культуру – ее развитие, функционирование, статус. Отличительной особенностью новых работ становится переход от абстракций к конкретно-научным описаниям, к систематике культуры, моделированию ее морфологии и динамики, попытках осознать и описать главные силы, определяющие культурное развитие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.