Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетизм рококо




Барокко и классицизм в искусстве Нового времени

Стиль барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный)оформляется в искусстве в XVI – XVII вв. Характерными чертами барокко являются:

- напряженный динамизм, экспрессивность, усложненность художественной формы, доходящая до эстетских излишеств и перегруженной декоративности;

- полное отсутствие какой‑либо нормативизации –искусство сильно не только тем, что способно изображать действительность, но и непредсказуемым творческим порывом, не только правилом, но и неправильностью;

- предельная концентрация эмоций, повышенная акцентация эффектов неожиданности, контраста; интерес к чувственному, телесному началу, дисгармоничным аспектам бытия. Художники барокко тяготели к изображению чудес, видений, религиозных экстазов, мистических сюжетов, изучали художественные приемы возбуждения религиозного благоговения, поэтического удивления, чувств возвышенного, страха;

- художест­венная концепция барокко пессимистична и полна скепсиса, сомнений в возможностях челове­ка, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.

В литературе стиль барокко отразился в творчестве Т. Тассо, Л. Ариосто, А. Грифиуса, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Д. Донна, У. Уэбстера и др.

В живописи барокко нашло свое отражение в творчестве Караваджо, Рубенса, Риберо и др. В большинстве живописных произведений происхо­дит разрушение линейного восприятия в пользу живописного, начи­нает доминировать не рисунок, а цвето-световые отношения. Для нового живописного направ­ления характерно появление открытого мазка, размывающего замкнутую цельность отдельных цветовых плоскостей и порождаю­щего своеобразную живописную вибрацию. Часто в портретах и на­тюрмортах контуры отдельных предметов не прорисованы, материально-осязательная выразительность передается гаммой цве­товых и световых бликов, уходящих в сгущения мрака. Эти приемы очень точно передавали состояние эпохи, нарастание черт пессимизма, меланхолии, трево­ги, ощущение дисгармоничности жизни.

Важнейшей темой барокко становятся окрашенные ужасом страдания человека. В произведениях барокко жажда жизни и наслаждений сочетаются с ужасом смерти, ожиданием «страшного суда», ощущением бренности и тщетности бытия.

В картинах X. Риберо («Самоубийство Катона Утического», «Хромоножка») человек трактуется как жалкое суще­ство, без разумного назначения появившееся на свет, которое, умирая, на­полняет мир своим предсмертным криком безысходной тоски и слепого ужаса. Те­ма самоубийства характерна для барокко, отражающего разочарование в жизни и разрабатывающего мотив скептического к ней отношения.

Художественный стиль барокко необычайно ярко проявился в музыкальном искусстве Вивальди, Скарлатти, Генделя, Баха.

Ведущим жанром в огромном творчестве Баха, одного из ярчайших представителей немецкого барокко, является духовная кантата. И. С. Бах создал пять больших годовых циклов кантат к разным датам протестантского церковного календаря. В этих произведениях для солистов, хора и органа напевные арии чередуются с речитативными диалогами и большими хоровыми построениями.

Архитек­тура и скульптура барокко характеризуется неправильными формами, причудли­выми композициями, живописностью, пышностью, пластичностью, смещением центральной оси в композиции здания, тяго­тением к асимметричности. Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической выразительности объемов. Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами – павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами. Ярче всего черты барокко воплотились в творчестве Лоренцо Бернини, который создал множество скульптурных алтарей («Экстаз Святой Терезы»), колоннаду собора Св. Петра в Риме.

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту практически все европейские страны. Характерными особенностями классицизма являются:

- обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу. Идеалы красоты, гармонии, трагического, возвышенного, принципы и приемы приближения к ним в творчестве уже были найдены античной культурой. Следовательно, для того, чтобы воплощать красоту в жизни и в искусстве, надо было изучать античные образцы ее выражения, и, подражая им, создавать произведения искусства, оформлять окружающую среду, действия, движения и даже внешность человека;

- основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Иными словами, классицизм стремился все рационально упорядочить, для всего определить место и роль; неслучайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.);

- классицизм требовал от художника ясности, глубины, благородства замысла произведения и точно выверенной высокохудожественной формы выражения;

- в противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному и гармоничному строю жизни и выступал против изображения в искусстве предметов низких, безобразных, дисгармоничных;

- классицизм определил жесткие требования к художникам и эстетические «догматы»: правило «трех единств» в драме (места, времени и действия), правило красоты как идеализированной действительности, которая является выражением художественной истины, правило «хорошего вкуса» как залога качества произведения;

- искусство классицизма было ориентировано на утверждение высоких нравственных идеалов. Оно призвано упорядочить мир, содействовать воспитанию личности, гражданина и приносить пользу обществу.

В наибольшей степени принципы классицизма нашли свое выражение в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко, в творчестве И. В. Гете и Ф. Шиллера, одах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Родоначальниками классической трагедии считают Пьера Корнеля (1606—1684) и Жана Расина (1639—1699). В их пьесах строго выдержано золотое правило классической драмы — единство места, времени и действия. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. Индивидуальное коренится в сфере чувств: любовь предстает как наиболее высокое проявление индивидуальности. Общественное же начало личности полнее всего проявляется в области долга перед обществом и государством. Конфликт индивидуального чувства и общественного долга и составляет суть трагической коллизии.Для героя эпохи классицизма смысл жизни раздвоен: он и в лич­ном и в общественном счастье человека. Но эти два плана, трудно соче­таемы. Всегда нужно жертвовать одной из сторон жизни во имя торжества другой. При этом общественная сторона для классицизма важнее личной. Поэтому трагический герой должен преодолеть самого себя и подчинить свои чувства интересам общества и государства.

Основная цель комедии классицизма – высмеивание человеческих пороков (ханжества, мизантропии, невежества, лицемерия). Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (1622—1673). Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью («Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан»). Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732—1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты его пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини. Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 —1816). Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света и лицемерия буржуа.

В живописи и скульптуре наиболее ярко классицизм представлен работами французских художников Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э. М.Фальконе. Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неоклассицизм конца XVIII — начала XIX вв.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен создал классический идеальный пейзаж в его героическом виде. Пейзаж художника воплощал не реальную природу, а природу «улучшенную», созданную художественным вымыслом. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз – живописец Давид (1748—1825). Возвращение классицизма получило наименование неоклассицизма. Художник выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев», заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства.

Для архитектуры классицизма характерна четкость композиции, строгая симметричность сооружений. Общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма широко обращались к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры и, прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы.

Художественная концепция классицизма в ХVIII в. переросла в художествен­ную концепцию ампира. Ампир – ху­дожественное направление, наиболее полно проявившее себя в архитек­туре, прикладном и декоративном искусстве, утверждавшее имперское величие, торжественность, незыблемость и устойчивость государственного порядка. Ар­хитектура ампира стремилась к максимально полному воспроизведению древнеримских сооружений, зданий императорского Рима. Особенности ампира: пышность, богатство в сочетании с торжествен­но строгой монументальностью, включение в декор древнеримских эмб­лем, деталей римского оружия.

В эстетике барокко и классицизма отразились противоречивые тенденции эпохи: если художники барокко подчеркивали дисгармоничность жизни, пессимистическое мироощущение человека, то классицизм был проникнут верой в рациональность, строгую упорядоченность, красоту и гармоничность мира.

 

Рококо ( от фр. «рокайль» – украшение из раковин) зародилось в XVII веке и превратилось в господствующий стиль в искусстве в XVIII. Рококо – порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Этому стилю присущи следующие особенности:

- утонченная изысканность художественной формы, вызывающей игривое, насмешливое, дразнящее чувство и настроение;

- утверждение художе­ственной концепции беззаботной жизни аристократической личности среди изящных вещей, отличавшейся фривольностью, легкомыслием, жаждой праздника и наслаждения;

- интерес к любовным, эротическим сюжетам. Центральными героями рококо становятся нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты»;

- уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций.

Скульптура и живопись рококо изящны, декоративны, в них преобладают камерные, интимные, связанные с бытом и украшением интерьера формы. Ощущение праздника в интерьере создавали бронзовые и фарфоровые статуэтки; стены, украшенные обильной лепниной, ажурным орнаментом и позолотой; шелковые обои; декоративные ткани, посуда, зеркала. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV (1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.

Стиль рококо оформлял быт аристократии, церемониал королевских дворов, этикетные нормы поведения. В отношениях между полами постепенно начали господствовать законы галантности и тщательно разработанные, эстетизированные формы поведения. Идеал женской красоты выражался в бледности, томности, хрупкости, изяществе, пикантности. Этому соответствовали фантастически сложные прически, пышные яркие одежды.

Выдающимся французским представителем живописи рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера, изображением мира покоя, идиллии, грез.

Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Художник прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.

Рококо можно считать стилем уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.