Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование индустриального общества и капиталистического типа хозяйствования




Индустриальное общество – особая форма организации общественной жизни, которая предполагает:

- в сфере производства – индустриализацию, т.е. развитие машинного производства на базе новой техники и технологии и появление торгово-промышленного капитала;

- в политической сфере – оформление национальных либерально-демократических государств;

- в обыденной сфере – урбанизацию (рост городов как центров духовной и материальной жизни) и стандартизацию стиля жизни;

- новое мышление, в основе которого лежит рационализм и индивидуализм, признающий свободу самоопределения каждой личности.

Бурное развитие промышленности в Новое время, переосмысление ценности трудовой деятельности многие исследователи связывают с распространением и утверждением «духа капитализма». Решающий вклад в утверждение «духа капитализма» внесла Реформация. Немецкий мыслитель М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма»*, достаточно убедительно показал связь между религиозным учением протестантизма о спасении и стремлением к хозяйственному успеху, накоплению капитала.

Проповедники Реформации Лютер и Кальвин учили, что спасение обретается не соблюдением формальных ритуалов церкви, а внутренней верой и личной ответственностью перед Богом. Вера в божественное провидение, то есть в рациональность установленного Богом порядка стимулировали человека к поиску спасения на том месте и в той конкретной профессии, которая была определена человеку. Все профессии, все виды трудовой деятельности, если они совместимы с евангельскими нормами морали и аскетическими требованиями протестантской этики, в равной степени угодны Богу и поэтому почетны. Всюду – в мастерской или на мануфактуре, за прилавком и в море – человек обязан был всеми своими силами служить Богу, доказывая трудом, что на нем почила благодать Божья. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя ему задатки и способности, с одной стороны, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился, – с другой. Иначе говоря, профессиональное призвание понимается как Божий призыв. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности как моральный долг перед Богом, ответственность за исполнение услышанного призыва. В силу этого трудолюбие есть максимальная ценность. В лютеранстве, как полагал М. Вебер, произошло приравнивание труда к молитве. Профессиональная продуктивность и деловой успех выступают свидетельством достойного выполнения долга, леность же греховна, ибо праздный «не услышал» Божьего призыва. Концепция профессионального призвания как богоугодности центрирует всю систему протестантских моральных добродетелей: бережливость и приумножение капитала, трудовое воспитание детей, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений и т.п.

Трудовая деятельность в буржуазной системе приобретает достаточно высокий статус и начинает рассматриваться как долг человека перед Богом, страной, обществом, другими людьми и самим собой. Отступление от этой нормы, потеря работы, безработица воспринимается как крушение всех надежд.

В XVIII–XIX века в культуре получают распространение идеи экономического либерализма (от лат. liberalis – свободный), основанные на убеждении в том, что только свободное экономическое взаимодействие людей может привести к стабильному состоянию общества, что, в конечном счете, окажется на пользу всем и каждому. Согласно либеральному мировосприятию условием процветания выступает частная собственность, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Новая идеология сопровождалась серьезными изменениями в процессе производства: появляется качественно новое предприятие, отличное от ремесленно-цехового – мануфактура. Последняя основывалась на разделении труда и специализации, что позволило повысить производительность труда и, соответственно, снизить себестоимость продукции. Наряду с мануфактурой фактами европейской жизни стали фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки.

В XVII-XIX вв. увеличивается степень свободы торговли. Создаются внешнеторговые компании: Ост-Индская, Африканская, Гудзонова пролива и др., которые ведут активную колониальную торговлю, в том числе и рабами, вывозимыми из Африки.

Формирование национальных государств и новой политической идеологии;европоцентризм

В Новое время в ряде стран начинают складываться национальные государства (Франция, Англия) с новой политической идеологией. Определяющим принципом политического взаимодействия в национальных государствах становится конституционализм, то есть идея равенства членов общества перед законом и, соответственно, правовая фиксация границ полномочий государства в отношениях с гражданами, его ответственность перед ними. Формы правления и характер политического режима в таких государствах могли варьироваться (республика, монархия, олигархия, режим личной или групповой диктатуры), но для всех них характерна нацеленность на правовое согласование интересов личности и общества. В Новое время оформляется либеральная политическая доктрина, в основе которой лежит установка на утверждение ценности человеческой личности, вера в существование высших истин разума, в соответствии с которыми можно обеспечить социальный прогресс. Символическим отображением идеала государства в классическом либерализме является образ «государства ночного сторожа», т.е. такого, которое не вмешивается в частную жизнь человека и стоит на охране его «неотчуждаемых прав» (на жизнь, свободу и собственность). Государство не может быть могущественней личности, а поэтому должно быть регламентировано законом, который охраняет ее свободы. В соответствии с подобными ценностными установками видится и государственная система, которая предполагает верховенство законодательных органов над исполнительными, избирательную систему и т. п. Либеральными идеалами в Новое время становятся свобода и равенство. Ценностно-нормативная основа первых буржуазных конституций отображается формулой: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

В Новое время формируется новый образец человека политического – свободного и инициативного, равного в политических правах с другими, располагающего правом собственности, по отношению к своей жизни и имуществу. Политический человек рассматривается как «разумный», «рациональный», «эгоистический», преследующий свои, в основном социально-экономические интересы и борющийся за власть с целью их максимального удовлетворения. Чтобы столкновение различных интересов не привело к разгулу стихии насилия, необходимо, чтобы социальная конкуренция подчинялась определенным правилам (законам). По отношению же к «нарушителям» этих норм, государство вправе применять насилие. Так насилие приобретает более цивилизованные формы. Например, претерпевает изменение иерархия наказаний за нарушение общественного порядка. На первый план начинает выдвигаться заключение в тюрьму, то есть лишение свободы, как важнейшей ценности. Да и сама тюрьма начинает рассматриваться не только как место телесных страданий, но и испытательное учреждение, призванное вернуть к законопослушной жизни нарушителей «общественного договора».

Рационализация политической деятельности приводит к появлению в Новое время регулярной армии, суда присяжных, политических партий (посредники между обществом и государством), «разумно» организованных «исправительных» учреждений (тюрьма и каторга), полиции (законодательно оформленный контроль над поведением) и т. п.

Оформление национальных государств привело также к расцвету европейских национальных культур. Если эпоха Возрождения способствовала росту национального самосознания европейских народов, то XVII столетие окончательно сформировало характерные особенности и своеобразие каждой из национальных культур. Контакт и взаимодействие национальных культур способствовал значительному культурному прогрессу, выведшему Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире. В это же время сформировался взгляд, согласно которому понятие «цивилизация» соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идеи европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Следовательно, все остальные культурные регионы считались нецивилизованными, или, в лучшем случае, малоцивилизованными.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Древней Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, «дикости» и «цивилизованности». Возвеличение Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, великие географические открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это, в конечном счете, воплощенные в реальных исторических деяниях проявления европоцентристской точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единственную и безоговорочную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» остального мира. В Новое время вера в прогресс человеческих знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Прогресс мыслился как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Европейцы стали считать себя представителями высокой ступени развития цивилизации и культуры, в противопоставлении не только «туземцам», дикарям, но и «отсталым» народам Азии и Африки (таким как японцы, китайцы, индусы, арабы). Одной из исторических миссий европейцев стало – нести цивилизованность и культурность западного христианского мира за его пределы.

Негативная сторона европоцентризма состояла в том, что европейцы не признавали культурную самобытность других народов и часто насильственно навязывали европейские ценности просвещения и образованности иным культурам.

Формирование потребительского отношения к природе Новоевропейская наука и философия исходили из уверенности в естественной упорядоченности устройства природы, наличия в ней гармонии, доступной рациональному постижению. Природа воспринималась как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, она – всего лишь объект скрупулезного анализа и возможной переделки на человеческую потребу. Таким образом, в Новое время получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к природе как безмерной кладовой для удовлетворения человеческих желаний. Английский мыслитель Ф. Бэкон подчеркивает, что общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Человек как бы превращается в земного Бога, который должен сотворить природу в соответствии со своими потребностями. Орудием этого господства становится экспериментальная наука и математическое естествознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.