Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Северного Возрождения




Флорентийский скульптор Донателло (1386-1466) возрождает скульптурный портрет и изображение обнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник «Давида». Созданные им образы являются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности.

В период Высокого Ренессанса геометризм, присущий Раннему Возрождению, не исчезает, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Леонардо да Винчи (1452—1519) – живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, теоретик искусства, военный инженер, изобретатель, математик, анатом, ботаник. Когда стали разбирать его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари: «...таланта... было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти ».

Леонардо работал в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись. Одной из вершин творчества является фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов и Христа, изображенных на фреске, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». В данном произведении художник в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж представляет как неповторимая индивидуальность и личность. Всем известна и еще одна знаменитая работа Леонардо – портрет «Мона Лиза» или «Джаконда». При его создании мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшую неподвижность позы и тончайшие психологические нюансы и переходы. Гений Леонардо выразился в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадачной полуулыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве, а также относится к числу редчайших шедевров искусства.*

Леонардо так же разрабатывал многие теоретические проблемы искусства - такие, как теория воздушной перспективы, вопросы живописного света и цвета, пропорций, отображения эмоций в живописи, построения научной анатомии животных и людей. Эстетические проблемы искусства он рассмотрел в труде «Книга о живописи».

Микеланджело Буонаротти (1475-1564), великий мастер эпохи Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор, художник, поэт. Он глубоко чувствует дух своей эпохи, тонко понимая состояние культуры, создавая уникальный и поэтому неповторимый художественный стиль и дух произведений. Его произведения решают вечные онтологические проблемы, они философичны, в образной форме дают разрешение самых острых проблем своего времени. Работы Микеланджело полны глубокой символики и представляют собой удивительное переплетение прекрасного, трагического и возвышенного.

Среди самых известных работ Микеланджело – статуя «Давид» (высота скульптуры – 5,5 метров). Эта статуя наполнена внутренней жизнью, энергией и силой. Она является гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы, созданные для гробницы папы Юлия II. Над этой гробницей ваятель трудился с перерывом около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Рафаэль Санти (1483-1520) не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора. Его почитатели называли «божественным». Рафаэль имел огромный успех, громкую славу, богатство и почет, однако в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. В отличие от Леонардо, у которого произведения таинственны, загадочны, в произведениях Рафаэля все ясно, прозрачно, прекрасно и совершенно. К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также искусству и философии. Однако главной темой его творчества стала тема Мадонны. Вершиной явилась «Сикстинская Мадонна» – настоящий гимн физическому и духовному совершенству человека.

Понятие поздний Ренессанс обычно применяют к венецианскому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая половина XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Возрождение в Венеции имело свои особенности. Венецианские мастера мало интересовались учеными изысканиями и раскопками античных древностей; их, скорее привлекала Византийская культура и искусство арабского востока. (Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией). Переработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живописность, пышность и декоративность. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения — Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).

Родоначальником венецианской школы является Джорджоне, в работах которого окончательно побеждает светское начало. Вместо библейских сюжетов художник предпочитает писать на мифологические и литературные темы. Джорджоне также открыл новую эру в живописи, начав писать с натуры. Самым знаменитым его произведением стала «Спящая Венера», воспевающая красоту и прелесть обнаженного женского тела.

Главой венецианской школы является Тициан (1489-1576), в творчестве которого искусство Возрождения достигает наивысшего подъема и расцвета. Он прославляет беспечную радость жизни, наслаждение земными благами («Мальчик с собаками»), а также воспевает чувственное начало пышущей здоровьем человеческой плоти, вечную красоту тела, физическое совершенство человека («Любовь земная и небесная», «Праздник Венеры»). В поздних же работах чувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом и драматизмом картины («Оплакивание Христа», «Святой Себастьян»).

 

Своеобразный характер имело искусство Северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс «запаздывает» по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Итальянское Возрождение вступает в высшую стадию своего развития.

Северное Возрождение переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом здесь оставались традиционно сильными христианские ценности, поэтому идеи гуманизма приобретают здесь несколько иное звучание: ведущей становится тема нравственного совершенствования, обращение к духовному миру человека. Внимание к индивидуальному, личностному, интимному в жизни человека породило и совершенно особые художественные решения.

В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Важнейшей темой в художественной культуре Северного Возрождения становится мир повседневности, закрытый от постороннего вмешательства, в котором особую роль начинают играть милые сердцу предметы обихода, домашние и сельские праздники, встречи с друзьями. Особым образом представлена и природа. Она перестает быть сценическим «задником», условным театральным фоном, на котором разворачиваются события, как это было в Италии, здесь природа часть интимного мира человека.

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то закономерен вывод: каждый «кусочек» природы достоин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Крупным центром европейской культуры, начиная с XV в., становятся Нидерланды. Одним из крупнейших представителей искусства здесь являются братья Ван Эйки – Губерт и Ян. С их именем связывают выдающееся новшество в европейском искусстве: распространением живописи маслом (до этого преобладала темпера). Яна Ван Эйка часто именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр (фактически любое из сохранившихся произведений Яна Ван Эйка можно считать выдающимся явлением в мировой живописи: «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини», «Человек с гвоздикой» и т.д.).

Следует заметить, что нидерландский портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты. Нидерландские художники были безразличны к красоте, для них главное — передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляются отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. Можно сказать, что в итальянском Возрождении при изображении человека на первый план вышла эстетическая сторона, а в северном — этическая.

Совершенно иное художественное явление представляет великий нидерландец – живописец Иероним Босх (ок. 1460-1516). Ему удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции.

Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил. Ранняя картина Босха «Корабль дураков» несет иносказательный смысл: по житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет. Все, кто на нем находятся, - монахи, горожане, крестьяне, - предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Такой же смысл несут картины «Воз сена», «Семь смертных грехов». В картинах Босха, большей частью написанных на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистически деталей. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы.

Вершиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). С именем Брейгеля связывают окончательное оформление пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года»: тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтом деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов. В творчестве Брегейля переплетаются фантастика, опирающаяся на библейские сказания и фольклор, и реализм, основанный на глубоком изучении народной жизни. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Поздние произведения Брейгеля – деревенские праздники, ярмарки, танцы: («Крестьянская свадьба», «Жатва», «Сенокос»). Эти декоративные, жизнерадостные, полнокровные и заразительно-веселые композиции свидетельствуют о рождении бытового жанра.

В целом, нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там интересных деталей.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного и социального кризиса, который продолжался полвека и сильно изменил средневековую Германию (связан с событиями крестьянской войны). Выдающимся представителем Возрождения в Германии был живописец и мастер гравюры Альбрех Дюрер (1471-1528). Основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками – от серебреного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. К числу высоких достижений художника относятся его автопортреты, картины «Адам и Ева», «Четыре апостола». Одной из первых значительных гравюр на дереве является серия «Апокалипсис», состоящая из 15 работ. Дюрер был и теоретиком искусства, первым в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о пропорциях».

Разносторонняя деятельность Дюрера стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Художник оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI в. и пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Грюневальд (Матис Митхард) (1470-1528). Точным, четким по характеристике портретам Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос»). Грюневальд, жизнь которого мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, а субъективность – над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении – «Изенгеймском алтаре», где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма. Среди талантливых творцов немецкого Возрождения почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря деятельности которого особое развитие получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.

 

Таким образом, огромное достижение художественной практики и теории Возрождения состоит в том, что ценой собственных заблуждений, противоречий, даже ценой самоотрицания, великие мастера искусства породили чрезвычайное богатство идей, направлений, жанров, предвосхитили многие проблемы новоевропейской эстетической мысли. Ренессанс дал жизнь таким образцам и формам творчества, которые продемонстрировали возможность дерзкого совмещения идеально-воображаемого и реалистического. В этом - непреходящий опыт и значение Ренессанса для последующих судеб художественного сознания.

8. 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии

Хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершившая величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы – церкви. Идеи возвращения к подлинным смыслам религиозных отношений, которые, как видится гуманистами, были утрачены из-за неправедного образа деятельности существующей церкви, послужили основой движения Реформации – движения за обновление церкви, за беспосредническое общения человека и Бога, за упразднение сложного церковного церемониала и т.д.

Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, направленное на преобразование христианской религии, сложившейся в Европе в форме католического вероисповедания. Начавшись в Германии в 16 веке, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Реформация проходила под лозунгами исправления церкви, которое преимущественно понималось как избавление от всего излишнего и вредного, что привнесено было стараниями римского руководства и что не только соответствовало первоначальному христианству, но и прямо противоречило ему. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела, наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Однако действительные причины Реформации носили гораздо более сложный и многообразный характер. Не только «порча» христианства папством заставляла участников движения искать новые формы для христианства, но и ряд иных обстоятельств.

Общая тенденция к формированию национальных государств встречала сильное противодействие со стороны наднациональной католической церкви. Развитие промышленности и торговли, становление новых социальных и экономических отношений так же сталкивались с препятствиями, порождаемыми традиционной идеологией. Немаловажным было и то, что новые тенденции сами по себе спровоцировали кризис роста. Многие участники социально-экономических процессов того времени были не против того, чтобы разрешить встававшие проблемы за счет церкви.

Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, выбравшие путь Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации. Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Поэтому, обратимся вначале к тому контексту, в котором вызревали истоки новой культуры.

Жизнь мирянина была исполнена повседневных мирских забот, не имевших ни малейшего отношения к спасению души. Однако считалось, что церковь в силу религиозных заслуг своих святых накапливает больше благодати, чем это нужно для спасения признанных праведников. И это избыточное количество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира. Правда, в реальной жизни оказывалось, что поддержка церковных усилий вовсе не обязательно требовала высокой личной нравственности. Благодать и спасение можно было «заработать» паломничеством, участием в крестовом походе или просто имущественным либо денежным пожертвованием на нужды церкви. Иными словами, совершался своего рода обмен благ земных на блага небесные.
Пока в Европе господствовали феодальные традиции, этот обмен удерживался в определенных рамках и не нарушал стабильность общества, но ситуация резко изменилась с расширением сферы товарно-денежных отношений. Папы и гигантский аппарат церкви почувствовали возможность невиданного обогащения, продавая отпущения грехов за деньги. Эти «отпущения», изложенные в письменном виде, назывались индульгенциями, и специальные представители церкви во всю торговали ими в общественных местах. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление. Это, безусловно, не могло спасти попавшегося преступника от мирского суда, но заранее обеспечивало небесное прощение соответствующего греха (или многих грехов — все зависело от уплаченной суммы). Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви. Более того, она фактически лишала смысловой перспективы тех, кто честно трудился в новых областях жизни. С точки зрения традиционной этики их деятельность носила оттенок греховности, но честное предпринимательство не оставляло возможности для «денежного выкупа» грехов, в то время как богатый разбойник или феодал, пользующийся имеющейся у него властью, имели и больше денег и больше заслуг перед церковью, а значит, и перед самим Богом. Дело, таким образом, было вовсе не в продаже индульгенций — эта продажа лишь обнажила духовный кризис папской церкви. Отсюда - распространенность апокалипсических настроений среди «третьего сословия»*. Этот кризис особенно затронул Германию, которая в силу своей раздробленности подвергалась сильным поборам со стороны единой и могущественной католической церкви.

Как уже упоминалось выше, Реформация началась в Германии, и это было не случайно. Германия формально входила в Священную Римскую империю, но фактически политические связи между Италией и Германией к тому времени существенно ослабли. Император, олицетворявший идею единства государства, давно превратился в чисто номинального правителя, избираемого наиболее могущественными князьями. Сама империя уже не была прочно организованным целым и являлась простым конгломератом княжеств, городов. Эти образования в большинстве своем не могли противостоять притязаниям церкви и население их более чем где-либо, ощущало ее гнет. Конфликт между растущими городами и феодальными структурами зашел в тупик. Доминируя в политическом отношении, князья и рыцари были в полной экономической зависимости от бюргерства. Развитие денежного обращения влекло не только относительное обнищание старых господствующих слоев населения, но и заставляло их, в свою очередь усиливать давление на крестьян и горожан, многие из которых в результате оказывались в совершенно невозможном положении.

Естественно, что всеобщее недовольство должно было обратиться на Римскую церковь. Бюргерство видело в ней опору феодальных властей и вообще консервативный институт, препятствующий свободному решению экономических задач, регламентирующий не только быт, но и сами методы хозяйствования. Князья и дворянство видели в ней мощного конкурента, имущество и права которого не прочь были присвоить. Крестьяне и городские пролетарии были недовольны ею, как и всем вообще.

Немецкое общество все более и более проникалось идеями чешского богослова, ректора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус был осужден и сожжен. Однако его учение охотно поддерживали и немецкие гуманисты, неустанно критиковавшие церковь. Целый ряд идей, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.

В сложившихся условиях и выступил со своей проповедью Мартин Лютер (1483-1546 гг.) - выходец из бюргерской семьи, ставший монахом и ученым богословом. Знаменитый реформатор родился в Тюрингии в семье со скромным достатком. Тем не менее, он получил хорошее образование в Мансфельде, Магдебурге, Эйзенахе и в Эрфуртском университете. Он был искренним католиком, поклонником св. Августина. В 1505 г. он даже ушел в августинианский монастырь, хотя это и вызвало разрыв с родителями. Впоследствии, по предложению руководства монастыря, он перебрался в Виттенберг для преподавания в университете и проповеднической деятельности.

Все началось с тезисов, которые Мартин Лютер 31 октября 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви. Тезисы доказывали, что сама по себе покупка индульгенции не может примирить грешника с Богом, для этого требуется внутреннее раскаяние. Тезисы еще не были разрывом с властью папы, они еще вписывались в традицию, но дальнейшие события показали, что высказана только малая толика того, что выражало настроение не только Лютера, но и самых широких общественных слоев. «Современникам поступок Лютера казался более важным и богатым последствиями, чем ему самому. До сих пор подобные вопросы обсуждались только в кабинетах ученых — теперь они были отданы на суд толпы. Это ошеломляло, возбуждало восторг; казалось, свежая струя воздуха проникла в невыносимо душную атмосферу, в которой задыхалось тогдашнее общество. Все вздохнули свободнее и разом заговорили».*

Реформация выражала не только духовные интересы — она была выгодна и князьям, освобождавшимся от властной и обременительной опеки церкви. Поэтому Лютер нашел себе союзников и среди сильных мира сего. Без этого совпадения интересов успех Реформации никогда не был бы таким быстрым и очевидным, но все же ее истинный смысл лежит не в утилитарно-прагматической, а в духовно-нравственной сфере.

Лютер категорически отвергает идею спасения в силу каких бы то ни было заслуг. Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человек не должен искать промежуточной инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом наказывать и прощать, ибо тем самым он изменяет Богу. Лютер исходит из того, что человеческая природа столь основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить человека к спасению. По Лютеру, спастись можно только верой в искупительную жертву Христа. Причем эта вера есть не личная заслуга, а проявление божественной милости — избранности к спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения.

Поскольку все одинаково испорчены, Лютер устраняет догматическое различение священников и мирян: каждый верующий имеет «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение (принцип всеобщего священства). Священник в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи, он нанимается общиной верующих и подотчетен ей.

Лютер провозгласил Библию последней инстанцией в делах веры. До Реформации Священное Писание издавалось, исключительно, на латыни и было фактически недоступно основной массе верующих. Посредником между людьми и Откровением Бога, изложенным в Библии, выступала церковь, которая трактовала Библию в соответствии со Священным Преданием. В результате последней инстанцией для верующего становилось решение папы. Отвергая (в отличие от католичества и православия) священное предание и власть папы, протестантизм провозгласил Библию единственным источником вероучения. А поскольку все одинаково поражены первородным грехом, то нет, и не может быть особой группы людей, обладающих исключительным правом говорить от имени Священного Писания.

Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Было ликвидировано монашество, упрощено богослужение (оно было сведено к проповеди). И, наконец, Лютер отвергает большинство таинств (оставалось только два - крещение и причащение), святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище.

Итак, человек спасается только верой, а не внешним исполнением религиозных заповедей. В самой по себе формулировке этого принципа нет ничего нового, она присутствует уже в Новом Завете, в посланиях апостола Павла. Коренное отличие от средневекового католичества состояло в понимании того, как проявляется и реализуется подлинная вера. Подлинная протестантская вера реализует себя не в специфических религиозных усилиях, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. И важен здесь не сам по себе результат, а именно упорство в исполнении своего долга, вдохновляемого евангельскими заповедями. Рационально осмысленное практическое служение людям здесь обретает то высокое значение, какое раньше имело лишь религиозно-культовое служение Богу. Об этом недвусмысленно говорит сам Лютер: «Если ты спросишь последнюю служанку, зачем она убирает дом, моет клозет, доит коров, то она может ответить: я знаю, что моя работа угодна Богу, о чем мне известно из его слов и наказа»*.

Всесторонне исследовавший влияние протестантизма на развитие западноевропейской цивилизацииМакс Вебер (1864—1920), указывает, что фактически честный упорный труд в протестантизме обретает характер религиозного подвига, становится своеобразной «мирской аскезой». При этом религиозное (спасительное) значение имеет не сам по себе труд, а внутренняя вера. Но и вера сама по себе есть не личная заслуга, а свидетельство избранности к спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения. А это значит, что протестантизм с самого начала отверг всякого рода самообман, связанный с имитацией подлинной веры и последующим самоуспокоением. Внутренней верой, добрыми делами и упорным честным трудом протестант должен не «заслуживать», а непрерывно подтверждать свою изначальную спасенность. Но если это ему удается, то он обретает уверенность в спасении. Такая уверенность придает ему внутренние силы, но она изначально лишена самодовольства, которое может быть порождено заслугой: спасение заслужить невозможно, оно дается лишь по неизреченной милости Божией.

Новое понимание религии как непосредственной личной связи человека с Богом было сильнейшим ударом по католической церкви, духовному и политическому оплоту феодализма, ограничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, отстаивание нравственного значения труда и освящение деловой предприимчивости – вот вклад сделанный Лютером в становление раннебуржуазной идеологии и культуры.

Продолжателем Реформации стал французский теолог Жан Кальвин (1509-1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии.

Кальвин родился во Франции в состоятельной семье, имевшей связи в церковных и аристократических кругах. Первоначальное образование получил домашним образом. Затем учился философии в Париже и праву в Орлеане и Бурже. Как и многие в его время, Кальвин увлекался гуманистическими идеалами, но в 1532 г., усвоив идеи Лютера, он быстро превратился в весьма популярного среди парижских протестантов проповедника и погрузился в теологическую проблематику. Поскольку французское правительство стремилось воспрепятствовать распространению в стране протестантизма и преследовало инакомыслящих, Кальвин вынужден был оставить Париж, а затем и Францию. Он некоторое время преподавал и проповедовал в Страсбурге и Базеле. Наконец, обосновался в Женеве, где встал не только во главе церкви, но и фактически и во главе управления городом, превратив его в центр протестантского образования.

Ему удалось создать наиболее последовательную доктрину и встать после смерти Лютера во главе всей Реформации, которая приобрела в то время уже характер широкого международного движения.

Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул к протестантскому движению. В Швейцарии он написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере», догмы которого выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвин не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идеи Лютера. Кальвинизм, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической системой.

Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, однако, он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Основа кальвинизма - учение о божественном предопределении. Эту идею Кальвин довёл его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Однако поскольку пути господни неисповедимы и никто не может знать своей судьбы, то всем следует поддерживать готовность к высокому избранию. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению. Церковь видимая и есть союз для взаимного поддержания такой готовности. Отсюда вытекает право и обязанность церкви добиваться от своих членов правильных взглядов и поведения, используя отлучение, покаяние и прочие виды наказаний.

Кальвин стремился придать протестантизму суровый облик своего рода «монашества в миру» и взялся за руководство практическим воплощение протестантской этики в повседневную жизнь города Женевы. Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в профессиональной деятельности - признак богоизбранности, профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех - самоценность, а не средство достижения материальных благ. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

С 1536 года Кальвин поселился в Женеве, где в 1541 году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения светской власти церкви. Кальвин осуществил принцип независимости церковной общины от государства. (Лютер же, освободив церковь от власти папы, не избежал ее зависимости от государства). Более того, руководители этой общины (а первым из них был сам Кальвин) обретали значительную власть над своими прихожанами (хотя проповедник и избирался общиной, она не могла легко сместить его, если только не было налицо явного преступления).
Кальвин стал фактическим правителем Женевы, целиком подчинив себе консисторию (выборный церковный совет старейшин). Были введены суровые законы, направленные против малейшего нарушения норм протестантской нравственности. Правда, консистория могла налагать лишь церковные наказания, но она могла и передать осужденного гражданским властям, которые уже не были стеснены в выборе средств.

Женева утратила свой прежний веселый и вольнодумный облик. «Богатые и бедные, мужчины и женщины должны были по первому требованию предстать перед грозным трибуналом и за малейшее нечаянно сорвавшееся вольное слово, за улыбку некстати, во время проповеди, за слишком нарядный костюм, за завитые волосы выслушивали гневные выговоры, выставлялись у позорного столба, подвергались церковному отлучению, штрафам, тюремному заключению. Всякое оскорбление божественного имени считалось преступлением, наказуемым гражданскими властями. Под эту категорию можно было подвести все, что угодно, — и найденный при обыске какой-нибудь предмет прежнего католического культа..., и неуважительное отношение к проповеднику...» *.

В 1553 году Кальвин сжег на костре вольнодумца врача Сервета, который бежал в Женеву, преследуемый католической инквизицией, но не угодил и фанатикам новой веры. Нетерпимость Кальвина к инакомыслящим снискала ему прозвище «женевский папа».

Кальвинизм позднее породил целый ряд течений и протестанских сект: пресвитериан, конгрегационалистов, пуритан, баптистов, адвентистов и др. Влияние Кальвина распространилось в той или иной степени на Англию, Шотландию, Голландию, Польшу, Данию, Францию.

 

Своеобразный характер приобрела реформация в Англии. Временем зарождения англиканства можно назвать 3 ноября 1534 год, когда король Англии Генрих VIII подписал акт, в котором он провозглашался единственным главой английской церкви.

Причиной этого действия со стороны Генриха был отказ ему Папой в просьбе дать развод с королевой Екатериной и разрешить брак с Анной Болейн. Папа долго медлил, и в итоге отказал, опасаясь родственника Екатерины Карла V – короля Испании и императора Священной Римской империи. Отказ Папы стал поводом для открытого неповиновения. Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности.

С 1535 г. началась конфискация монастырской собственности, завершившаяся к 1539 г. С 1536 г. начинается богословская работа, призванная обосновать умеренный вариант, сохраняющий многие черты католицизма, но сокращающий число таинств до трех и сводящий все церковное предание только к решениям первых четырех Вселенских соборов. В 1552 г. уже признавалось, что одного усвоения Писания достаточно для спасения; что таинств только два (крещение и причащение); что учение о сврехдолжных заслугах ложно; что священнослужители всех рангов не обязаны быть безбрачными и др. С другой стороны – сохранялась епископальная система и церковная собственность (исключая монастырскую).

Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло постепенно и в основном завершилось в 1571 году, когда парламент пересмотрел Символ веры и утвердил его новый вариант, состоявший из 39 пунктов. В этом Символе отрицалось папство, причастие, монашество, почитание мощей и икон. Однако существует епископальное управление, т.е. существование церковной иерархии сходной с католической.

Лютеранство, кальвинизм и англиканство далеко не исчерпывают всего разнообразия протестантизма. Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации разновидности протестантизма стали дробиться и из них выделялись «дочерние» течения, появлялись новые протестантские деноминации. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще («Церковь Иисуса Христа святых последних дней» или Мормоны, «Общество Сторожевой башни» или Свидетели Иеговы). В XVII-XVIII вв. протестантизм распространился в Европе и особенно Америке.

Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества: человек освободился от авторитарной опеки церкви, получил свободу самостоятельно мыслить, быть ответственным в своих суждениях и поступках. Вера перестала быть традиционной и стала делом личного выбора. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру, и через него оказала воздействие на развитие современной западной цивилизации и культуры: эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим правовым государством, духовной культуры и цивилизованным образом жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.