Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения




Понятие «Возрождение» (итальянское – ренессанс) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. Деятели Ренессанса не думали о слепом подражании ушедшей эпохе, считая себя продолжателями искусственно прерванной античной истории.

К XVI в. содержание понятия сузилось и воплотилось в термине, предложенном Вазари, означая возрождение античности как идеального образца. Термин «Возрождение» стали широко использовать в историко-философской и искусствоведческой литературе в XIX в. с легкой руки французского историка Жюля Мишле (1798-1874), чрезвычайно увлеченного этим периодом, и швейцарского философа культуры Якоба Буркхардта (1818-1897), написавшего знаменитую работу «Культура Ренессанса в Италии» (1860).

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы: в Италии это XIV—XVI века, в других странах – XV—XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

Фундаментом ренессансной культуры стали независимые, богатые и процветающие города-государства Северной и Центральной Италии, которые в условиях раздробленности обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства. Отсутствие четких границ между социальными сословиями, вовлечение их в бурную городскую жизнь способствовало созданию в городах особого климата: здесь ценились свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, открывавшие путь к социальному и экономическому преуспеванию. Одной из важнейших предпосылок зарождения ренессансной культуры в Италии была широкая система образования – от школ до многочисленных университетов, которые были созданы еще в средневековье. Именно городская культура создала новых людей, сформировала новое отношение к жизни, образовала ту атмосферу, в которой рождались выдающиеся идеи и выдающиеся произведения.

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. В этот период возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.

Тенденция переосмысления античности в эпоху Возрождения сильна, но она сочетается с культурными ценностями иного происхождения, в частности с христианской (католической) традицией. Именно это сочетание придает культуре уникальность и неповторимость. Не потеряв Бога и Веру, деятели эпохи Возрождения по-новому взглянули на самих себя. Они уже начали осознавать себя значимыми, ответственными за свою судьбу, но еще не перестали быть людьми средневековья.

Две эти одинаково значимые тенденции в культуре Возрождения (стремление к античности и невозможность порвать со средневековьем) определили противоречивость этой культуры. С одной стороны, она может быть смело охарактеризована эпохой радостного самоутверждения человека, а с другой – эпохой постижения человеком всей трагичности своего существования. Русский философ Н. Бердяев считал, что столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения ренессансного человека. Великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной трансцендетный мир, мечта о нем была дана им Христом; они были ориентированы на создание иного бытия; они ощущали в себе силы, подобные силам творца, ставили перед собой, по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни. Таким образом, опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к «возрожденческой тоске». Бердяев отмечает: «Тайна Возрождения – в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружения трагедия творчества». Подобно Бердяеву, еще один замечательный русский мыслитель С. Булгаков, видит в Возрождении переломный момент, который привел к религиозному упадку нового времени. Причина этого коренится в переносе всех существенных интересов человеческого духа на земной мир, в обожествлении человеческого начала и обмирщении начала божественного. Ренессанс «создал искусство человеческой гениальности, но не религиозного вдохновения».

Русский философ А. Ф. Лосев справедливо отмечает, что «Возрождение, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищущему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано Средневековью и преувеличивать значение античности».

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой становится одной из мировоззренческих задач эпохи Возрождения. Только собственные чувства могут помочь человеку познать мир. Отсюда такой пристальный интерес к визуальному восприятию, расцвет живописи и других пространственных искусств. По убеждению деятелей Возрождения, именно эти искусства позволяют как можно точнее запечатлеть божественную красоту, разлитую в мире. Поэтому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется канонам искусства, а художники ближе других стоят к решению мировоззренческих задач. (Именно вследствие этого культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер.)

К основным чертам культуры Ренессанса можно отнести:

1) новаторский характер, открытость для нового, преодоление прежних, средневековых взглядов и авторитетов, готовность к интеллектуальному и творческому взрыву;

2) подъем светского начала в европейской культуре: искусство, философия, наука становятся все более независимыми от религии и теологии, большую свободу и степень новаторства приобретает и медицина (В медицине к числу величайших реформаторов эпохи Возрождения принадлежат Парацельс (1493-1541), Андреас Везалий (1514-1564), Уильям Гарвей (1578-1657). Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) - врач и профессор медицины Базельского университета. Главная заслуга его состоит в том, что он официально отрекся от «знахарских» методов и вместо сложных полумистических средневековых рецептов на снадобья, стал давать больным современные (для своего времени) лечебные средства. Он применял целебные травы, стараясь добыть из них «действующее начало», которое назвал «квинтэссенцией». Парацельс первый стал широко применять в лечение химические средства, в частности препараты железа, сурьмы, свинца и меди. В его трудах были приведены основные принципы учения о болезнях и их причинах, а также разработаны общие принципы медицины. Основные научные работы Везалия, доктора медицины, профессора Падуанского университета, посвящены анатомии человека (трактат «О строении человеческого тела» 1543, «Шесть анатомических таблиц», письмо о кровопускании из правой локтевой вены при воспалительных процессах и др.). Честь открытия кровообращения в организмах людей и животных принадлежит английскому врачу Гарвею, профессору анатомии и хирургии в Лондоне, который одновременно являлся придворным врачом короля Якова I (а затем - Карла I). В 1628 году вышел в свет его труд «Анатомические исследование о движении сердца и крови у животных». Гарвей также занимался исследованиями в области эмбриологии; проводя исследования на куриных яйцах, он высказал знаменитую фразу: «omne vivum ex ovo – все живое из яйца». Уже тогда Гарвей предположил, что даже млекопитающие развиваются из яйца (хотя и не располагал микроскопом, изобретенным уже после его смерти);

3) важнейшим проявлением светских тенденций в ренессансной культуре является гуманизм, представлявший собой новую форму светского гуманитарного знания, не контролируемого церковью;

4) антропоцентризм становится важнейшим принципом мировоззрения культуры Ренессанса. Человек здесь понимается как центр бытия, завершение, высочайшая ступень творения, ему отводится роль «земного бога», реализующего и завершающего высший замысел Творца;

5) ренессансная культура провозглашает индивидуализм в качестве важнейшего жизненного принципа. Основными измерениями человеческой жизни становятся активность, предприимчивость, творческое самовыражение в художественной, научной, философской и других областях;

6) в ренессансной культуре проявляется стремление кснятию и примирению противоположностей, в ней как бы уравновешивается старое и новое, разум и вера, индивидуальность и всеобщность (такое совмещение противоположностей явно просматривается во фрагменте из яркого и во многом программного для культуры Возрождения трактата Пико делла Мирандолы «О достоинстве человека»: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также возможность и подняться до существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле" *);

7) в результате путешествий и экспедиций колоссально расширились горизонты освоенного европейцамиземного пространства, были открыты новые материки, происходит знакомство с культурами народов других континентов и их духовное «освоение» (т.е. расширение границ традиционного мира);

8) важнейшей сферой ренессансной культуры становится искусство ( средоточием основных ценностных измерений Ренессанса прежде всего является живопись).

 

Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Принято различать два типа реализации основных идей Возрождения: Итальянское Возрождение** и Северное Возрождение (существовавшее вне Италии – Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания). Сущность отличий Северного Возрождения от классического итальянского состоит в следующем:

– по времени Северное начинается тогда, когда в Италии уже наступает период Высокого Возрождения, и продолжается Северное несколько позднее итальянского;

– Северное Возрождение исторически совпадает со временем Реформации и во многом с ней связано (так, в Германии Возрождение неотделимо от идей Лютера, во Франции и Нидерландах, наоборот, определяющими становятся мотивы католической реакции);

– значительное влияние на Северное Возрождение оказала крестьянская война;

– Северное Возрождение проявляет гораздо меньший, нежели в Италии, интерес к античности;

– искусство Северного Возрождения в большей степени связано со средневековым мировидением, проявлением религиозного чувства; оно гораздо ближе по духу и стилю готике, нежели к ренессансным итальянским традициям;

– еще одной особенностью Северного Возрождения становится обращение к идеям и художественным практикам итальянского Ренессанса (огромное влияние на северных мастеров оказало итальянское искусство: оно влекло ясной соразмерностью и совершенством формы, стройной системой норм и правил, разработкой новых техник и приемов живописи, скульптуры, зодчества).

Таким образом, суть разделения Итальянского и Северного Возрождений не сводится только к географическим различиям, а коренится в достаточно серьезных расхождениях, прежде всего, связанных с отношением к христианско-средневековому наследию. В отличие от Северного, Итальянское Возрождение постоянно демонстрировало свое негативное отношение к средневековью, подчеркивало дистанцию (часто воображаемую) между ним и средневековыми ценностями. Итальянское Возрождение обращалось к культурно-историческому опыту античности, повсеместно представленному на территории Италии. (Памятники античности присутствовали здесь и в виде античных архитектурных сооружений, и в виде скульптурных памятников. Так что античное наследие на протяжении всего существования итальянской культуры ежедневно и ежечасно напоминало о своем существовании в осязаемых и реальных образах.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.