Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения




Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, а в Новое врем – наука и техника. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем.

Жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания. Стремясь наиболее полно отразить все природные формы, художник обращается к синтезу искусства и науки. Их тесная связь — характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь живописью, художники выходили через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. Это порой приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторые из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни. Соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным позднее.

Союз науки и искусства помог искусству решить многие, очень важные изобразительные проблемы. Вырабатывается новая система художественного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприятиям человека, прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим, — вот исходный принцип художников Ренессанса.

Художники Возрождения разрабатывают принципы и законы прямой линейной перспективы. Начала создания перспективы заложили Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: это помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру. Идея создания на полотне иллюзии реальной жизни стимулировала разработку теории перспективы как особо важной науки для живописца, помогающей сделать зрение стереоскопичным, а предметы – рельефными и осязаемыми.

Весьма показательное явление культуры Возрождения – новое качество самосознания деятелей искусства. Оно чрезвычайно возвышается по сравнению с предшествующей эпохой, когда к художникам привыкли относиться так же, как к плотникам, каменщикам, мастерам стекольного дела. Сами художники порывают с замкнутой цеховой средой, обращаются к широким слоям интеллигенции, усваивают стиль жизни и поведения гуманистов. Немало написано о том, что мастерские художников Возрождения во многом становились центрами интеллектуальной жизни. В них заглядывали и ученые, и философы, и аристократы. Как писал Вазари, «в мастерских не только работали, но и вели прекраснейшие речи и важные диспуты» (в связи с чем такие объединения порой называли «академией бездельников»), при этом художников считали носителями широкой духовности.

Каждое произведение мастера эпохи Возрождения – это создание целостного мира, зримый образ должного бытия. А раз так, то и каждый художник мыслит себя вровень с титаном, центром мироздания, демонстрирующим невероятный универсализм способностей. Из маргинальной фигуры, какой являлся художник в средневековье, он попадает едва ли не в сферу социальной элиты.

В искусстве эпохи Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль Ренессанса. Это подтверждает, что в художественном плане эпоха отличалась не просто разрозненными опытами и экспериментами, но разработала и осуществила свой художественный идеал. В чем отличие стиля Ренессанс от приемов художественного воплощения античности? Прежде всего – в возвышении индивидуальности, которое не обнаруживается в соразмерном и гармоничном творчестве античности. (Например, античный скульптурный, живописный портрет – это скорее не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возрождения лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивы, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно правдивы и значительны, очень индивидуальны, зачастую загадочны, почти всегда нетипичны.)

Впрочем, новых эстетических категорий для выявления и описания новой реальности ренессансного стиля в эпоху Возрождения выдвинуто не было; здесь продолжают разрабатывать традиционные для античности понятия меры, гармонии, пропорции, композиции. Специальных эстетических трудов в эту эпоху также не создается, главные эстетические идеи вырабатываются самими мастерами искусства и получают закрепление в теоретических трудах художников и скульпторов: «Десять книг о зодчестве» Леона Баттисты Альберти (1404-1472), «Книга о живописи» Леонардо да Винчи (1452-1519), «Установление гармонии» Джозеффо Царлино (1517-1590) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.