Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые тенденции в культуре середины 80-х - 90-х годов. Современная социокультурная ситуация




Киноискусство

После революции, в годы гражданской войны лицо кинематографии определяли агитфильмы. Выдающимся мастером документального кино в 20-е годы был Дзига Вертов (Д.А. Кауфман). В области художественного кинематографа в эти годы работал такой великий мастер, как С.М. Эйзенштейн. Самая известная работа Эйзенштейна фильм "Броненосец Потемкин" (1925) - классическое произведение социалистического реализма в киноискусстве. В 1954 и 1958 гг. в результате международного опроса кинокритиков он признан "лучшим фильмов всех времен и народов". В центре фильмов Эйзенштейна, созданных в период немного кино (кроме "Броненосца Потемкина" это фильмы "Стачка", "Октябрь", "Старое и новое"), образ народных масс в эпоху революционных преобразований. Эйзенштейн стремился к созданию эпической, пластически выразительной формы кинофильмов. С этой целью он значительно расширяет функции монтажа, добивается того, чтобы фильм не только показывал, информировал, обогащал память, но и вызывал эмоциональное напряжение. Начиная с середины 30-х годов, внимание Эйзенштейна привлекают проблемы характера, личности и ее роли в истории. Его незаконченный, двухсерийный фильм "Иван Грозный" - это художественное исследование роли личности в истории.
Другой великий кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии - А.П. Довженко. Он автор таких известных кинолент, как "Земля" (1930), "Аэрограф" (1935), "Щорс" (1939). Довженко создавал кинематограф поэтический, философский, романтический. Однако возвышенные образы революционных борцов, участников гражданской войны и социалистического строительства не отрываются в фильмах Довженко от земли, предстают в облике реальных, узнаваемых людей в реальных обстоятельствах.

В 30-е годы уже в области звукового кино творили такие замечательные мастера, как Г.В. Александров (автор музыкальных комедий "Веселые ребята", " Цирк"); Г.Н. и С.Д. Васильевы (авторы кинофильма "Чапаев"); С.А. Герасимов (автор фильмов "Семеро смелых", "Комсомольск11).


 

С середины 80-х годов начался новый этап в развитии нашего общества и его культуры. В стране сменился общественно-политический строй. К власти пришли новые политические силы, стремящиеся повернуть Россию на путь капиталистического развития. Это не могло, не отразится на состоянии культуры, которое можно оценить как крайне сложное и противоречивое. В этот период было возвращено многое из нашего культурного наследия. Мы получили возможность познакомиться с творчеством писателей, художников, философов, которые раньше находились под запретом или были малоизвестны. Это В.В. Набоков, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Н.А. Бердяев, А.И. Солженицын, Н.С. Гумилев, П.А. Флоренский и другие. К позитивным переменам в развитии культуры следует отнести обретение художниками творческой свободы, их обращение к "белым пятнам", то есть темам, ранее недоступным для исторического и художественного анализа; усиление внимания к национальным культурам (языку, литературе, традициям, обычаям), расширение представлений о мировой культуре.

Однако перечисленные выше тенденции далеко не исчерпывают всего существа современной культурной ситуации. Наряду с ними действуют и другие - негативно-разрушительные, которые сводят на нет положительное действие первых. Кроме того, некоторые позитивные тенденции перерастают в собственную противоположность (например, свобода в беспредел, интерес к национальным культурам - в национализм и др.). Среди негативных тенденций в первую очередь отмечаем рецидивы тоталитарной политики по отношению к культуре. Это и попытки ввести цензуру и запреты. Это и формирование новой "полки" неприемлемых, "ошибочных" произведений, и появление новой касты "неприкасаемых", то есть деятелей культуры, творчество которых, не подлежит никакому критическому анализу. Под влиянием политической конъюнктуры обличается и дискредитируется то, что было создано многими поколениями людей за годы Советской власти. Из школьных учебников изымаются произведения В.В. Маяковского, А.М. Горького, М.А.Шолохова, потому что их авторы были создателями социалистического реализма. На наш взгляд, по отношению к культуре необходим иной подход. Нужно отказаться от конъюнктурных соображений, восстанавливать и изучать культурное наследие во всей его полноте и многообразии, не выбрасывая, не очерняя целые периоды в истории нашей культуры. И тогда никогда не прервется связь времен, эпох и поколений.

В современной культуре коренным образом изменилось положение религии и церкви, благодаря принятым в начале 90-х годов новым законам о свободе совести и вероисповедания. В современной России идет активное возрождение религиозных институтов. В настоящее время в России функционирует более 30 крупных и средних конфессий. Религиозные организации получили доступ к средствам массовой информации, имеют периодические издания, радиостанции. Возрастает число приходских школ для детей и взрослых. Государство приняло решение о передаче религиозным организациям всех им ранее принадлежавших зданий. В ведение церкви в России уже передано более 2 тысяч храмов и 70 монастырей. При этом возникают спорные вопросы, связанные с передачей бывших культовых зданий. В некоторых из них до сих пор размещаются дома культуры, музеи, школы, и специальные здания для них еще не построены. Поэтому недопустимо поспешное выселение этих очагов культуры.

В современной России происходит определенный рост религиозности населения; заметны влияния суеверий, увлечения астрологией, мистикой. Подъем религиозности в нашем обществе можно объяснить, прежде всего, глубоким кризисом России - экономическим, социальным, моральным. История религий на материале различных эпох и стран свидетельствует, что рост религиозных умонастроений является психологической, эмоциональной реакцией людей на социальные потрясения в обществе. Большую роль в подъеме религиозности сыграла дискредитация и ломка господствовавших в обществе социалистических ориентации, ценностей, идеалов. Ломка системы атеистического воспитания способствовала тому, что в среде интеллигенции и других слоев населения изменилось само отношение к религии. Она стала восприниматься как неотъемлемый элемент мировой и национальной культуры, одна из моральных опор общества. Подъем религиозности связан и с возросшей активностью религиозных организаций, пропагандой религии в газетах, по радио и телевидению. Резко усилилась миссионерская деятельность отечественных и, особенно, заезжих проповедников.

Насколько глубока эта новая религиозность? Насколько институциональное возрождение религиозных организаций сопровождается внутренним, духовным возрождением людей, для которых нравственный евангельский идеал становится основой личной, семейной и общественной жизни. Наиболее авторитетные служители культа, писатели, придерживающиеся религиозного мировоззрения, считают, что этот всплеск религиозных умонастроений не является пробуждением глубркой веры, а за внешним соблюдением обрядов у большинства людей еще нет стойких религиозных убеждений. А у какой-то части недавно обратившихся к культу это не более чем своеобразная дань моде.

В России за последние годы стремительно возросло влияние новых культов. Таковы общины христианской ("Новый завет", "Новоапостольская церковь", "Церковь объединения Муна") и восточной (вайшнавы, бахаисты, буддисты) направленности. Они, в первую очередь, ориентированы на молодежь и нередко используют модернистские и экзотические приемы (вплоть до медитаций) для привлечения юношества. Маловероятно, чтобы эти культы и группы вытеснили традиционные в России конфессии, но их влияние может стать более заметным в ближайшие годы.

Анализируя современную культурную ситуацию, следует далее отметить, что одна из главных причин тяжелого положения в сфере культуры - это "остаточный принцип" ее финансирования. В 1996 году 0,3% государственного бюджета было израсходовано на сферу культуры. В то же время в развитых странах Запада, например в Германии, затраты государства на поддержание сферы культуры составляют 10% госбюджета. "Остаточный принцип" финансирования привел к тому, что по многим показателям в сфере культуры (количество музеев, театров, концертных залов и др.) мы значительно отстаем от развитых стран мира. Так, наша страна занимает 29-е место по числу музеев, уступая Финляндии, Норвегии и Швеции в 8-14 раз. 59 наших городов не имеют театров. В США более 1200 симфонических оркестров, у нас 57. К тому же лучшие наши оркестры и их дирижеры сейчас за рубежом.

Таким образом, большая часть населения не имеет возможностей приобщения к культуре. Следует добавить: не имеет не только возможностей, но и средств. В стране с некогда относительно однородным составом населения произошло резкое социальное расслоение людей: за короткий срок образовался узкий слой богатых и сверхбогатых людей с одновременно массовым обнищанием большинства населения. Для многих людей сейчас стоит лишь вопрос: как выжить физиологически. Им, разумеется, уже не до культуры, ее духовных ценностей.

Одна из главных тенденций развития современной культуры - это ее коммерциализация. Она связана с внедрением рыночных отношений в сферу культуры. Это приводит к тому, что многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, дома и дворцы культуры, киноконцертные залы, студии детского и юношеского творчества и т.д.) закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство учреждений культуры, чтобы не угаснуть совсем, вынуждены заниматься коммерцией, устанавливать высокую плату за пользование достижениями культуры. Причем многие из них под напором рынка стали превращаться в откровенно коммерческие структуры.

Внедрение рыночных начал в сферу культуры больно ударило по основной массе творческой интеллигенции, привело к резкому снижению ее социального статуса и экономического положения. Из сферы искусства, науки, образования идет интенсивный отток специалистов в другие сферы и за рубеж. Например, в Институте имени Курчатова, который был гордостью советской науки, вместо 10 тысяч исследователей осталось около тысячи. С 1991 года 12% российских ученых поменяли свои профессии: ушли в торговцы-челноки, в переводчики, в частные учителя. Сегодня более 70 тысяч молодых специалистов, ученых вынуждены работать на Западе, потому что дома нет условий для творческого роста. А среди тех, кто остался в стране, молодые ученые составляют лишь 5%. Многие научные школы из-за отсутствия притока молодых сил находятся на грани распада. По наблюдениям академика Б.Н.Страхова, наука в России еще как-то держится на беззаветной преданности ученых старшего (свыше 60 лет на 1999 год) и среднего (свыше 45 лет на 1999 год) поколения, которые продолжают работать, несмотря ни на что.

Во всем мире давно признано, что самое выгодное вложение денежных средств - в науку и образование. Эта мысль стала одним из главных тезисов традиционных посланий президентов США конгрессу, начиная с запуска советского искусственного спутника. Р.Рейган сетовал по поводу того, что "США не обладают монополией на мировые ресурсы научных талантов" и "не господствуют решительно во всех областях".

Далее следует отметить, что коммерциализация культуры теснейшим образом связана с другой тенденцией ее развития вестернизацией. Достаточно обратиться к программам передач радио и телевидения. Около половины экранного времени отводится демонстрации видеопродукции, созданной на студиях США и других стран. Свыше 80 % фильмов, идущих в наших кинотеатрах, американские. И на прилавках книжных магазинов преобладает зарубежная литература. В то время как в России осуществляется культурная экспансия, европейские страны уже давно разработали целую систему протекционистских мер, направленных на защиту национальных культур. Так, во Франции еще в середине 60-х годов был принят закон, определяющий квоты демонстрации американских фильмов, как в частных, так и государственных кинотеатрах. Такая политика, проводимая европейскими странами в области культуры, вполне оправдана, поскольку уже к середине 70-х годов США принадлежало 80% киноточек в мире, 75% телепрограмм, 50% кинофильмов, 60% грампластинок.

По мнению многих деятелей отечественной культуры, самым серьезным следствием "культурной интервенции" Запада является разрушение национальных основ духовной культуры, каковыми являются справедливость, гуманность, коллективизм. Разумеется, необходимо знакомиться с шедеврами мировой культуры. Нельзя воздвигать железный занавес, который отгородил бы нашу культуру от всего остального мира. Однако с Запада к нам приходят не столько шедевры, сколько массовая культура, которая выполняет, прежде всего, развлекательную и компенсаторную функции и сочетает в себе два основных качества: эффектную, зрелищную форму и облегченное содержание. Не нужно специальной подготовки для ее восприятия; она непритязательна, доступна всем. Массовая культура воздействует на подсознание и инстинкты, рассчитана на средний и низкий уровень потребностей. Западные исследователи массовой культуры, представители Франкфуртской школы обращают внимание на следующий факт: массовая культура при всем разнообразии своих сюжетов, тем, приемов тяготеет к двум полюсам, На одном из них изображен благостный мир удачи, гармонии, сентиментального счастья, на другом - мир злодейства, крови, насилия. "Красивая жизнь" нужна человеку современного общества, чтобы расслабиться, отвлечься от забот, проблем и тягот повседневной жизни, уйти в мир мечты, в мир "грезы". Поэтому, в частности, все подобные произведения обязательно имеют счастливый конец. С другой стороны, многие люди переживают раздражение, боль, досаду. Эти чувства нуждаются в разрядке. И массовая культура предлагает на этот случай сюжеты расправы, мести, справедливого воздаяния.

Лексикон массовой культуры состоит из таких понятий, как бестселлер, боевик, вестерн, имидж, звезда, комикс, мыльная опера, поп-музыка/ супермен, триллер, хит-парад, шоу, шлягер и другие. Целое поколение молодежи уже выросло на массовой культуре. Оно ориентировано исключительно на развлекательные жанры современной культуры, поэтому не желает воспринимать серьезную классическую и народную культуру. Такой обывательски настроенной молодежью расцениваются как "нудные", "скучные", "трудные" те виды культуры и искусства, которые требуют от человека подготовленности, интеллектуальных и нравственных усилий и дают гораздо больше в плане развития личности. Искусство выполняет разные функции, в том числе развлекательную и компенсаторную. Поэтому имеют право на существование как высокие, так и легкие жанры искусства (например, приключенческие фильмы, эстрадная музыка). Однако все, что подается на такую большую аудиторию, должно быть сделано на хорошем профессиональном уровне, должно формировать у человека художественный вкус, работать на его эстетическое и нравственное совершенствование, его гуманизацию. Кроме того, искусство должно не только развлекать, но и давать пищу для размышлений, развивать познавательные, творческие способности человека. Массовая культура далеко не всегда отвечает этим требованиям.

Указанные негативные тенденции в развитии культуры имеют своим результатом снижение общего уровня культуры нашего народа. По инициативе ЮНЕСКО выработан обобщающий показатель - уровень человеческого развития, который учитывает продолжительность жизни, степень образования, качество питания и другие важнейшие факторы. В 50-х годах наша страна занимала по уровню человеческого развития 3-е место в мире после США и Канады, в конце 80-х годов - 33-е, в 1996 году - 57-е, в 1977 году - 67-е место в мире. В современной России стремительно набирает темпы духовное обнищание народа.

Однако было бы неверно рисовать картину культуры нашей страны в последнее десятилетие только в черных тонах. Указанным выше негативным явлениям в нашей культуре, потоку западной массовой культуры противостоит творчество художников, которые продолжают гуманистические традиции русского и советского искусства. В литературе это творчество В.Г. Распутина, В.И. Белова, Ю.В. Бондарева, В.П. Астафьева, П.Л. Проскурина. В живописи традиции русского классического искусства продолжают И.С. Глазунов и А.М. Шилов. А.М. Шилов работает в основном в жанре портрета. Он создает обширную галерею портретов самых разных категорий людей - космонавтов, деятелей культуры, афганских солдат, священнослужителей, пишет нежные, одухотворенные женские образы. Художественные приемы Шилова восходят к старой русской живописи, преимущественно первой половины 19 века. Портреты Шилова по мастерству и вкусу сравнивают с портретами Репина, Брюллова, Тропинина. Натуральность исполнения, проработанность, выписанность всех деталей импонирует зрителям. А. Шилов с одинаковым успехом работает и в масляной, и в пастельной живописи.

 

И.С. Глазунов - один из самых интересных художников нашего времени. Вот уже более тридцати лет вокруг его творчества бушуют страсти. И.С. Глазунов писал и портреты президентов, и строителей БАМа, и "Возвращение блудного сына", и светских дам, и трагедию Чили. Он написал большие полотна "Мистерия XX века", "Вечная Россия", "Великий эксперимент". Сила Глазунова в том, что он очень точно обозначил круг проблем нашего времени. Его картины - это открытый разговор о судьбах России и всего мира, о религии, о "хождении по мукам" нашего современника. Глазунов сделал много иллюстраций к произведениям русских писателей, особенно Ф.М. Достоевского. В мире Глазунова называют послом русской культуры. В ЮНЕСКО он расписывал стену, где показал вклад народов нашей страны в мировую культуру. Заслуга Глазунова в том, что в труднейших условиях он создал и возглавил Всероссийскую академию живописи, ваяния и зодчества.

Один из крупнейших скульпторов современности В.М. Клыков - президент международного фонда славянской письменности и культуры. Его работы составляют ныне гордость русского монументального искусства. Это человек титанической работоспособности и таланта. Только за последнее время Клыков создал памятники Сергию Радонежскому, протопопу Аввакуму, поэтам Батюшкову в Вологде и Николаю Рубцову в Тотьме, скульптурные группы центрального детского музыкального театра и Центра международной торговли, наконец, памятник Г.К. Жукову у Исторического музея и мемориал на Прохоровском поле. Благодаря мемориалу, созданному Клыковым, Прохоровское поле обрело образ и подобие Куликовского и Бородинского полей. В поселке Прохоровка построен храм Петра и Павла, на самом Прохоровском поле воздвигнута 50-метровая звонница. До тридцатиметровой отметки идут горельефы с четырех сторон. А в сердце звонницы - большой набатный колокол, который трижды бьет каждые полчаса. Клыков возродил чисто русскую традицию увековечения народных подвигов на полях сражений. Сейчас уже третий год Клыков работает над семиметровой фигурой князя Владимира, крестителя Руси. Памятник будет установлен в Белгороде, основателем которого считается князь Владимир.

Крупнейшие архитектурно-скульптурные комплексы 90-х годов - мемориал на Поклонной горе в честь победы в Великой Отечественной войне (скульптор 3.К. Церетели) и комплекс "Маска скорби" в Магадане, выполненный Э.И. Неизвестным. Это первый в нашей стране монумент жертвам сталинских репрессий. Два других, предусмотренных проектом "Треугольник страданий", встанут в Воркуте и Екатеринбурге. Монумент представляет собой 17-метровую железобетонную конструкцию, включающую в себя символическую тюремную камеру, часовню, скульптурные изображения (соавтор проекта архитектор К. Казаев).

Завершая характеристику культуры последнего десятилетия, следует заметить, что усилия отдельных художников, направленные на сохранение и развитие отечественной культуры, не могут коренным образом изменить ситуацию. Для того, чтобы наша культура могла успешно развиваться, необходима взвешенная и разумная культурная политика государства, основанная на возрождении, сохранении и приумножении собственных культурных традиций и творческих контактах с культурами других стран. Для цивилизованного общества недопустима экономия на культуре и образовании, как и их полная коммерциализация. Следует помнить, что высокое искусство во все века существовало за счет государственных вложений и меценатства. Культуре нужна серьезная финансовая поддержка, режим наибольшего благоприятствования со стороны государства и предпринимательства.
Необходимо законодательство по культуре, которое бы запретило приватизацию культурно-просветительских учреждений. Такого рода учреждениям необходимы льготы по налогообложению, тогда они выживут, и будут служить людям. Одна из основных задач - создать равные условия приобщения к культуре и раскрытия талантов всем членам нашего общества, независимо от их социального, профессионального, материального положения, независимо от места их проживания.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.