КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Псевдо-
Тема 8. Основные способы словообразования. Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Подберите примеры звукописи из литературных произведений. 2. Определите, где встречается аллитерация, а где – ассонанс. • Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)
• Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!.. (М. Лермонтов)
• Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н. Некрасов) • Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. (Ф. Тютчев) • В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. (М. Лермонтов) • Мело, мело по всей земле Как летом роем мошкара Во все пределы. Летит на пламя, Свеча горела на столе, Слетались хлопья со двора Свеча горела. К оконной раме. (Б. Пастернак) В художественном произведении неблагозвучие просто недопустимо. В книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский писал: «Ни в одном стишке, сочиненном детьми, я не встречал таких жестких, шершавых звукосочетаний, какие встречаются в некоторых книжных стихах. Вот характерная строчка из одной поэмы для детей: Пупс взбешен… Попробуйте произнести это вслух! Псвзб – пять согласных подряд! И взрослому не выговорить подобной строки, не то что пятилетнему ребенку». СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (2 часа) Основным источником расширения лексики является словообразование. Для русского языка характерна богатейшая словообразовательная система, которая в результате речевой деятельности обеспечивает появление новых слов с помощью различных способов словообразования. Гнезда родственных слов, образуемых суффиксальным и приставочным способами, иногда включают несколько сотен слов. Так, гнездо с вершиной круг имеет около 250 слов, в том числе и архаичные слова. Первое место по количеству новых слов занимают существительные, второе – прилагательные, третье – глаголы. Существительные образуются преимущественно с помощью суффиксов и приставок. С помощью суффиксов - чик, - щик, - ник и др. образуются названия лиц по их деятельности. (Приведите примеры) С помощью разных суффиксов образуются существительные, имеющие оценочное значение (несун, заднескамеечник, прихватизатор) Значительной активностью характеризуются образования существительных с суффиксом - изация: компьютеризация, электронизация, криминализация и др. Существительные образуются также с помощью приставок:
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |