Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова




Найдите в литературе примеры применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве средства выражения авторской оценки.

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.

Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.

а) Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов)

б) В Ялте погода очень хорошая, теплая; в природе полнейшее благоутробие. (А. Чехов)

в) У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее, здесь же она ни то ни се, точно хорошие, звучные, но холодные стихи. (А. Чехов)

г) Красный цвет зареет издали. (А. Блок)

д) Перья-облака,

закат расканарейте!

Опускайся,

южной ночи гнет!

(В. Маяковский)

е) Нежный друг с голубым туманом

Убаюкан качелью снов.

Сиротливо приникший к ранам

Легкоперстный запах цветов. (А. Блок)

Макаронец, кричальщик, разгадыватель, смехастый, дразнительный, акулить, пространствовать, огурбузы, редисвекла, усато-бородатый, вокзай, трамвал, Бурзилка, норный.

Понятны ли эти слова детям?

3. Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

Например:

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую. (А. Кольцов)


ЛЕКСИКА (12 часов)

Лексика словарный состав языка.

Главная роль слова в языке быть названием. Слова называют вещи, предметы, действия, признаки предметов и действий, количество предметов и т. д. Само существование языка как средства общения людей было бы невозможно, если бы не было слов-названий.

Лексические нормы регулируются толковыми словарями, в которых объясняются значения слов, указываются некоторые особенности образования словоформ. Слова, ограниченные в употреблении, сопровождаются стилистическими пометами: «разг.», «прост.», «диал.» («обл.»), «спец.», «книжн.», «устар.».

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения (содержания слова, его соотнесенности с предметом или явлением действительности). У одного слова может быть несколько значений, и для каждого значения многозначного слова характерно свое окружение, своя сочетаемость с другими словами.

Вопрос о том, как сочетается слово с другими словами, какими правилами и запретами при этом следует руководствоваться, - один из важнейших вопросов речевой культуры. Нередко говорящий ставит перед собой вопрос, как лучше сказать: рецензия о статье или рецензия на статью, категорический человек или категоричный, сочетается ли существительное общественность с прилагательными культурная, спортивная, демократическая, либеральная?

Правила сочетаемости имеют большое значение при употреблении слов в речи. При этом следует обращать внимание как на правильный выбор предложно-падежной формы, так и на сочетаемость лексических значений. Возможности слова сочетаться с другими словами определяются и тем, однозначное или многозначное слово перед нами. Как правило, чем больше и многообразнее его потенциальное окружение.


Очень часто говорящий знает примерно, что означает слово, не представляя его точного и полного смысла. Кроме того, необходимо учитывать, что семантический облик слова со временем может изменяться, изменяется и его сочетаемость.

Чем активнее используется слово, тем с большим количеством слов оно сочетается, тем активнее происходит рост числа его значений.

Чтобы избежать ошибок в сочетаемости, следует обращаться к словарям. Специальные словари трудностей русского языка фиксируют те словосочетания, в которых особенно часто допускаются речевые ошибки.

Грамматическое значение слова это общее значение слов как частей речи, значение того или иного времени, лица, числа, рода и т. д.

Все слова знаменательных (самостоятельных) частей речи обладают лексическим и грамматическим значением. Слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение, они помогают словам знаменательных частей речи.

Лексическое и грамматическое значения – два важнейших свойства слова. Лексическое значение позволяет нам говорить о мире, называя словами его явления. Грамматическое дает возможность связывать слова между собой, строить из них высказывания.

Чем лексическое значение слова отличается от грамматического?

Во-первых, каждое лексическое значение индивидуально – им обладает только данное слово. Грамматическое значение присуще целым классам слов. Грамматическое значение абстрактно. Например, значения вида, времени, наклонения не закреплены за каким-либо одним глагольным словом, а относятся ко всему классу глаголов.

Во-вторых, в отличие от лексического значения грамматическое обязательно должно быть выражено в тексте или в высказывании (с помощью окончаний, предлогов, порядка слов и т. п.). Слово нельзя употребить, не выразив при этом его грамматических характеристик (исключение: несклоняемые слова типа метро, такси вне связи с другими словами).

Все вопросы, связанные со словами и их ролью в языке, изучает наука лексикология.


Толковые словари

1. «Словарь Академии Российской» (1789 – 1794 г.г. – 43257 слов);

(1806 – 1822 г.г. - 51388 слов)

2. «Словарь церковнославянского и русского языка»

(вторая половина XIX в. – 114749 слов)

3. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1866 г. – 200000 слов); 1903 – 1911 г.г. – 3-е издание словаря под рук. Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ

4. «Толковый словарь русского языка» под ред. Дмитрия Николаевича Ушакова (1935 – 1940 г.г. – 85289 слов) – 4 тома

5. «Словарь современного русского литературного языка»

(1948 – 1965 г.г. – 17 томов)

6. «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова (1949г.), переиздается почти 50 лет

Что изучает лексикология

1. Многозначные слова (полисемия)

2. Омонимы, омофоны, омографы, омоформы

3. Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические)

4. Паронимы

5. Антонимы

6. Исконно русские и заимствованные слова

7. Неологизмы

8. Архаизмы

9. Историзмы

10. Диалектизмы

11. Профессионализмы

12. Научные термины

13. Жаргонизмы

14. Просторечия

15. Фразеологизмы

 


ЗАДАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.