Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирующий этап методики по исследованию ритма старших дошкольников с ОНР и ее результаты 3 страница




 

 

Методика по исследованию ритма, разработанная Т.И. Дубровиной.

Данная методика направлена на исследование ритмической способности у детей с ОНР.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же».

После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.

Примечание: если задание выполнено, верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают.

Простые ритмы – II I, I II, II I I, I I II, I III

Сложные ритмы – III I I, I II II, I III I, II III I.

Критерии оценок:

3 баллов – выполнены оба задания;

2 балла – выполнены только простые ритмы;

1 балла – не выполнено ни одного задания.

Таблица 1

Результаты диагностики исследования ритма до коррекционной работы

Имя Проба 1 Проба 2 Баллы
Аня Ж. _ _  
Юля П. _ _  
Лена Ф. _ _  
Ваня К.   _  
Паша Е.   _  
Денис Д.   _  
Артём Б.   _  
Андрей Б.   _  
Наташа П.   _  
Марина К.   _  

 

Для Юли П., Ани Ж., Лены Ф., простые ритмы вызывали затруднения, т.к. ребята были не внимательны, отвлекались на посторонние предметы.

Ваня К., воспроизвёл все простые ритмы правильно, но очень медленно.

Паша Е., Денис Д., Артём Б., Андрей Б., воспроизвели практически все простые ритмы, за исключением последнего, в котором допустили ошибки.

Наташа П., Марина К., правильно воспроизвел все простые ритмы и пытались воспроизвести более сложные ритмы.

Большинство детей не смогли воспроизвести вторую серию заданий (более сложные ритмы) – у детей наблюдалось нарушение последовательности ритмических элементов, опускались составные части ритмического рисунка.

Общий балл всей группы равен 17 (57%), при максимальном количестве 30 баллов (100%).

 

3.3. Определение эффективности проведенной коррекционной работы по формированию готовности к обучению чтению

 

Цель чувства ритма (Л.С. Волкова, Е.А. Алябьева) – формирование чувства ритма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для формирования чувства ритма на логопедических занятиях мы использовали упражнения без музыкального сопровождения. Эти упражнения в стихотворном варианте проводились в качестве физкультурной минутки на занятиях. Подобранный нами материал отвечает следующим требованиям:

- он имеет разнообразную коррекционную направленность: для нормализации тема и ритма речи; для развития словаря; для автоматизации звукопроизношения;

- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

- насыщенность глагольной лексики, чтобы проиллюстрировать движения;

- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и показать логическую связь между текстом и движением;

- при подборе материала учитывался возраст детей и их двигательные возможности.

Так же в коррекционную программу можно включить занятия по рисованию так как технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прописывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. К тому же ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у детей.

Помимо этого, необходимо проводить консультационную и просветительскую работу с родителями детей по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

После проведения коррекционной работы мы провели повторное обследование готовности к обучению чтению детей с ОНР по той же методике. В результате были получены следующие результаты.

После проведения коррекционной работы у многих детей заметно улучшились результаты по всем исследуемым параметрам. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что использование в коррекционной работе специально подобранных методики способствовало значительному повышению готовности к обучению чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов готовности к обучению чтению детей до коррекционной работы и после коррекционной работы

Ф. И. ребенка Результаты до коррекционной работы Результаты после коррекционной работы
Аня Ж.    
Юля П.    
Лена Ф.    
Ваня К.    
Паша Е.    
Денис Д.    
Артём Б.    
Андрей Б.    
Наташа П.    
Марина К.    
Общий балл    

 

Таким образом, с целью выявления особенностей и уровня готовности к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи я использовала материалы исследований Р.И. Лалаевой., Г.А. Волковой, Л.Е.Журовой, Ф.И. Иващенко, Н.В. Нижегородцевой., Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Т.И. Дубровиной, С.О. Филипповой и др.

В результате констатирующего эксперимента у дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте: недостаточное развитие чувства ритма.

Рекомендации для родителей:

Самый лучший способ помочь научиться и заинтересовать ребенка чтением - показать ему, что картинки-слова рассказывают историю, а истории можно знать, только ежедневно читая. Чтение и обсуждение показывает, понимает ли ребенок смысл прочитанного. Дети любят слушать знакомые истории снова и снова. Им очень нравится ходить в библиотеку за новыми увлекательными книжками.

Также можно предложить развлекательную форму игры с разгадыванием загадок про буквы алфавита.

Веселая развлекательная форма игры с разгадыванием загадок помогает лучше усвоить ребенку новый материал. Подбирайте загадки из народного творчества, старинные и современные, попробуйте придумывать их сами.

Проблема, с которой сталкиваются практически все родители: ребенок не хочет заниматься изучением букв. Малыш бегает, прыгает, играет с друзьями и любимыми игрушками, а родители, как на зло, отвлекают его, сажая за противную азбуку и требуют учится, при этом с абсолютно непонятной для ребенка мотивацией: буквы знать необходимо, скоро идем в первый класс. Выход из данной ситуации найден: загадки о буквах. В этом разделе нашего сайта есть множество подобных загадок, которые помогут деткам грызть гранит науки в игровой форме. Увлекательные загадки про букву Е (а также – букву Н, букву Л, букву М, букву Т, букву Д, букву Р и букву П) вы найдете в конце статьи. Процесс будет очень увлекательным, разгадывая загадки нет необходимости отрываться от любимых дел.

Загадка про букву Е

Е

Она детеныша не бросит,

Яйцо на брюшке в сумке носит.

Ее в кустах почти не видно,

Там ловит муравьев

ехидна

Загадка про букву Н

Н

Он тяжелый и большой,

Раздраженный и злой,

Поэтому и одинок

Этот бурый

носорог

Загадка про букву Л

Л

Царь зверей всегда серьезный,

Славой овеян звездной.

«Слава – миф, мираж и блеф», –

Рассуждает грозный

лев

Загадка про букву М

М

Посреди густого леса

Нет ни дома, ни навеса,

А в берлоге тесно ведь,

Вот и спит зимой

медведь

Загадка про букву Т

Т

Он почти что царь зверей

(Близкий родственник царей),

Когти точит не для игр

Полосатый хищник

тигр

 

Разгадки в большинстве случаев вызывают улыбку на лице, при этом приучая ребенка к юмору, с которым гораздо легче будет идти по жизни. Решив пару-тройку загадок малыш непременно придумает свои, что развивает образность мышления и фантазию. Работа с загадками поможет ребенку расти любознательным, всесторонне развитым и тянуться к новым знаниям.

Интересные загадки про буквы помогут вашему ребенку в увлекательной игровой форме быстрее выучить алфавит.

Ребенок, изучив загадку о букве, поспешит поделиться ею со сверстниками. Таким образом, сам того не замечая, он очень скоро будет знать всю азбуку. Такие загадки про буквы алфавита помогают в воспитании детей не только родителям, но и воспитателям в детском саду, где утихомирить неугомонных малышей порой очень сложно.

В качестве дополнения можно также предложить настольную развивающую игру, разработанную Олесей Емельяновой.

Пальчиковые игры этого обучающего набора в простой занимательной форме познакомят детей с цифрами от 0 до 9 и всеми буквами русского алфавита. С их помощью дошкольники быстро научатся не только читать, но и писать их – на картинках нанесены толстые яркие линии, повторяющие контуры букв и цифр, которые нужно обводить пальчиком. Отсюда и название игры – «водилочка». Также малышам предстоит освоить множество полезных и забавных пальчиковых упражнений иллюстрирующих изображенные на картинках предметы и героев. Веселые потешки в стихах просты для понимания, и легко запоминаются и детьми и взрослыми.

Набор состоит из 12 картинок, на каждой из которых изображены 3-4 буквы или цифры. Упражнения пронумерованы и расположены в инструкции в порядке увеличения степени сложности задания (рис. 1).

 

Рис. 1. Внешний вид игры

 

Соблюдайте рекомендуемую последовательность для достижения наилучшего результата.

После общего знакомства с картинкой взрослый, играющий с ребенком, читает ему стих и показывает, что нужно делать. Каждое упражнение подробно описано и проиллюстрировано. Затем читает стих еще раз, а малыш пробует повторить нужные движения. Со временем ребенок запомнит все стихи и упражнения к ним и сможет сам правильно и с пользой заниматься с картинками набора и даже научить игре своих друзей.

Игра эффективно развивает у детей речевые навыки, умственные и творческие способности, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, и подготавливает их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры могут стать полезным дополнением для логопедических занятий, существенно ускорив победу над возрастными дефектами произношения.

С помощью этого дидактического набора можно проводить как индивидуальные занятия дома, так и групповые занятия в детском саду или образовательном центре.

Подробная иллюстрированная книжка-инструкция с описаниями упражнений и простота методики позволяют использовать не только профессиональным педагогам, но и родителям, не имеющим специальной подготовки. Следуйте рекомендациям, чаще играйте со своим ребенком, и вы сможете еще больше им гордиться.

© Автор игры. Олеся Емельянова. 2011 г.

© Производитель: ООО «Десятое королевство». 2012 г.

Состав игры:

Игровые мини-поля – 12 шт.

Иллюстрированная книжка-инструкция.

 

Заключение

 

Общее недоразвитие речи, это такой вид речевого нарушения, при котором у детей обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики) а также смысловой (лексики и грамматики).

ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от полной неспособности группировать слова в целые фразы до отдельных изъянов фонетико-фонематического и лексико-грамматического плана.

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Проблемы в обучении чтению возникают преимущественно у детей, страдающих дефектами речи первой группы, поскольку именно недостаточное развитие языковых средств, в первую очередь фонетической стороны речи и фонематического восприятия, становятся препятствием для овладения грамотой не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте.

Обучение чтению – сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для овладения чтением является достаточная сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, просодических компонентов лексико-грамматического строя, фонематическое недоразвитие речи.

Так, у детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты устной речи, что влечет за собой трудности в обучении грамоте. Кроме того, у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные нарушения пространственных представлений, чувство ритма, координации мышц плечевого пояса, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук. Учитывая все эти недостатки общее состояние готовности к обучению чтению детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы.

С целью выявления особенностей и уровня готовности к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи я использовала материалы исследований Р.И. Лалаевой., Г.А. Волковой, Л.Е.Журовой, Ф.И. Иващенко, Н.В. Нижегородцевой., Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Т.И. Дубровиной, С.О. Филипповой и др.

Успешность формирования готовности к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи в высокой мере зависело от качества выполнения предложенных детям упражнений, от степени участия родителей и педагогов в коррекционно-логопедической работе.

С целью выявления эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы по формированию готовности к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи был проведен контрольный эксперимент, а также даны рекомендации родителям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.