Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-территориальное устройство, территориальное самоуправление. 4 страница




 

19. 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Из институтов непосредственной демократии конституция Японии более или менее детально говорит только о выборах. В связи с закрепле­нием прав граждан упомянуто также право народа отстранять публич­ных должностных лиц от должности, в связи с чем в Японии существует законодательство об отзыве избранных должностных лиц и депутатов, но только на местном уровне, а также другие институты непосредственной демократии на местах. О референдуме конституция не упоминает, и общегосударственные референдумы в Японии не проводились (кроме предусмотренного конституцией специфического референдума раз в 10 лет об отзыве членов Верховного суда Японии). Народная законода­тельная инициатива практически неизвестна Японии, хотя в законе о местной автономии избирателям предоставляются некоторые права этого рода по отношению к решениям местных органов.

Выборы. Конституция содержит лишь некоторые принципиальные положения, относящиеся к избирательному праву и выборам. Она уста­навливает «всеобщее избирательное право для совершеннолетних», тай­ное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах, в том числе по мотивам пола, имущественного положения или доходов, говорит о том, что все публичные должностные лица (в том числе изби­раемые) являются слугами всего общества, а не какой-либо его части.

Согласно конституции, все важные вопросы, касающиеся выборов, могут регулироваться только законом. Это закон о выборах публичных должностных лиц 1950г., неоднократно изменявшийся и дополнявшийся (последний раз в 1994 г.). Он устанавливает, что активным избиратель­ным правом пользуются граждане (японцы), достигшие 20-летнего воз­раста, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев (ценз оседлости) и включенные в списки избирателей (эти списки обнов­ляются ежегодно). Правом быть избранным в нижнюю палату парламен­та — палату представителей — пользуются граждане, достигшие 25 лет, в верхнюю палату — палату советников — 30 лет. Для регистрации кан­дидаты в нижнюю палату и в сенат вносят избирательный залог, причем залог для кандидатов в сенат в полтора раза выше. Сумма залога удваи­вается, если кандидаты выдвигаются списком. Избирательный залог не возвращается кандидату в нижнюю палату, если он не набрал пятой части голосов, а кандидату в верхнюю палату — если он не набрал вось­мой части голосов от того частного, которое получается при делении числа поданных голосов на число кандидатов, баллотирующихся по изби­рательному округу.

До 1996 г. избирательные округа на выборах в нижнюю палату парла­мента были многомандатными. Законом 1994 г. изменено число депутат­ских мандатов — 500 вместо прежних 511. Теперь (впервые в 1996 г.) 300 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 — по одиннадцати крупным региональным округам по пропорциональной системе (следовательно, от каждого такого округа в среднем избирается 19—20 депутатов). При такой смешанной системе каждый избиратель имеет два голоса. Избира­тельные округа пересматриваются каждые пять лет при проведении переписи населения, но тем не менее между ними существует большой разрыв.

Палата советников также избирается по смешанной системе, в ре­зультате чего на выборах в этот орган избиратель имеет два голоса. Из общего количества советников (252) 152 избираются от округов, которы­ми являются префектуры и столица (всего 48 округов); от каждого округа избираются от двух до шести советников. Один голос избиратель подает за того или иного кандидата по округу. Избранными считаются кандида­ты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, подан­ных по округу, на число избираемых от округа советников. Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному ок­ругу по спискам партий с применением вычисления квоты по системе д'0ндта. Второй голос избиратель в данном случае подает за партию, а не за конкретного кандидата.

Выборы в однопалатные местные представительные органы (собра­ния префектур, городов, деревень), а также должностных лиц исполни­тельной власти (губернаторов префектур, мэров городов и др.) произво­дятся по сходным правилам: выборы собраний — по смешанной системе, должностных лиц — по мажоритарной. Губернатором может быть избра­но лицо, проживающее в данной префектуре и достигшее 30 лет; мэр города и староста деревни должны проживать в данном месте и иметь возраст не менее 35 лет.

В Японии законодательство устанавливает жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только две недели. Кандидаты за счет государственной казны могут выступать только один раз по радио и один раз по телевидению по пять с половиной минут. Государство оплачивает пятикратную газетную рекламу 6 х 9 см (обычно с портретом кандидата), один цветной плакат (определенным тиражом, одинаковым для всех кан­дидатов), 350 тыс. открыток для рассылки избирателям, устанавливает лимит бензина для поездок на периферию в микроавтобусе. Кандидатам запрещаются обход домов избирателей для агитации, агитация против других кандидатов и любые формы оскорблений. Афиши расклеиваются только в специальных местах, на особых стендах, за нарушение полага­ется штраф (на деле это положение часто нарушается).

На голосование японских избирателей основное влияние оказывают не политические пристрастия, а чувства признательности, родства, иные неформальные связи. Часто места покойных депутатов переходят к их родственникам, за которых голосуют избиратели.

Местная инициатива и отзыв. Как отмечалось, закон о местной автономии 1947 г. предусматривает некоторые специфические формы прямой демократии для участия избирателей в управлении админи­стративно-территориальными единицами. Во-первых, пятая часть изби­рателей вправе требовать, чтобы глава местной администрации (губерна­тор, мэр и др.) обратился в местный представительный орган (собрание) с просьбой принять или отвергнуть какое-либо решение (за исключе­нием вопросов налогообложения и финансов). Глава местной админи­страции должен созвать для этого собрание на сессию в течение 20 дней. Во-вторых, если должностное лицо, по мнению избирателей, плохо вы­полняет свои обязанности, пятая часть избирателей может потребовать от главы исполнительной власти данной административно-территори­альной единицы обеспечить выполнение им своих обязанностей. В-третьих, не менее трети избирателей могут обратиться в комиссию по кон­тролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. Про­водится голосование, собрание распускается, если за это проголосовало большинство избирателей, участвовавших в голосовании. В-четвертых, главы администраций и другие местные выборные должностные лица могут быть отозваны в таком же порядке. Но отзыв возможен не ранее чем через год после их избрания и вступления в должность.

 

19. 5. Законодательная власть

 

Согласно конституции, единственным законодательным органом в Японии является парламент.

Структура парламента. Японский парламент состоит из двух палат — палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верх­няя), которые избираются указанными выше способами. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов (до 1996 г. — 511), палата советников состоит из 252 советников, изби­раемых на 6 лет, но с ротацией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета министров), верхняя палата рос­пуску не подлежит.

Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограни­ченным депутатским иммунитетом: они не могут быть арестованы в пери­од сессии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответ­ствующей палаты они должны быть освобождены на период сессии. Од­нако член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты (при наличии кворума). Депутаты и советники пользуются индемните­том, являются профессиональными парламентариями и получают возна­граждение из государственной казны.

Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председате­ля (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обя­занностей первыми двумя должностными лицами), председателей посто­янных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (послед­ний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются партийные фракции, играющие ре­шающую роль при распределении руководящих постов в палатах и дру­гих должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В палате представителей имеется 18 постоянных специали­зированных комиссий, в палате советников — 16. Их профиль обычно соответствует различным сферам общественной жизни и управления (комиссии по иностранным делам, по сельскому хозяйству и др.); в Япо­нии они тесно связаны с работой соответствующих министерств, с чинов­ничьей бюрократией, хотя они вправе контролировать работу минис­терств. Каждый парламентарий обязан быть членом одной-двух комис­сий. Председатель комиссии избирается из членов партийной фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но на деле это решается заблаговременно йри дележе председательских мест в ходе переговоров между лидерами фракций.

Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда и премьер-министр, другой высокопоставленный чиновник. На общих заседаниях рассматриваются менее важные вопросы, они прохо­дят чаще при участии парламентских секретарей (заместителей мини­стра, представляющих его в парламенте). Как и в других странах, комиссии в Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов их судьба обычно предопределяется решением комиссии.

В каждой палате имеются законодательные бюро — особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроекта ми, контролирует прохождение правительственных законопроектов Бюро имеют собственный аппарат, несколько отделений, в которых работают профессиональные государственные служащие. Эта форма опять таки обеспечивает тесные связи парламента с японской разветвленной бюрократией.

В палатах создаются секретариаты из служащих, не являющихся парламентариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания депутатов и советников имеются различные исследова­тельские, справочные административные службы, большая библиотека где более 150 служащих работают над подготовкой по просьбе депутата различных исследовательских и справочных материалов.

Полномочия парламента. Главной задачей японского парламента как и парламентов других демократических стран, является законода тельство, в частности определяющее государственные доходы и расхо ды — государственный бюджет. Конституция устанавливает, что парла мент является единственным законодательным органом, глава государ ства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отноше нии принятых законов не имеет.

Главную роль в законодательном процессе в Японии, как и во многих других странах, играет палата представителей, поскольку в определенных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верхней палаты. Нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона большинством в 2/3 голосов, причем голосов присутствующих (кворум в Японии — 1/3 состава), а не общего состава палаты Закон о государственном бюджете также может быть принят без участи; верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения. Нижняя пала та имеет и другие преимущества.

Подавляющее большинство законопроектов в Японии, как и в других странах, поступают на рассмотрение парламента от правительства (внес­ти законопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но в Японии это происходит после тщательной бюрократической проработ­ки, которая продолжается и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в департаментах министерств, после чего про­ект передается руководству министерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра (она по своему рангу приравнена к ми­нистерству), затем к премьер-министру и только потом от имени прави­тельства представляется в парламент. Но и после этого законопроекты еще не подлежат рассмотрению на пленарном заседании, хотя бы в виде первого чтения. С ними работают в законодательном бюро палаты и параллельно, а часто и после этого, — в соответствующей постоянной комиссии. Здесь проект также проходит длительную процедуру изучения и согласовании (нередко создаются специальные подкомиссии для изуче­ния проекта), и лишь после принятия комиссией положительного реше­ния он выносится на пленарное заседание, где обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно постатейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом).

После этого законопроект поступает в верхнюю палату, которая в течение 60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней пала­ты. Если она не сделает ни того, ни другого в течение этого срока, проект считается отклоненным. В случае отклонения нижняя палата может пре­одолеть вето верхней указанным выше способом, но может и потребовать создания паритетной согласительной комиссии (по 10 членов от каждой палаты), или проводится совместное заседание палат. Если комиссия не выработает компромиссный вариант или этот вариант не будет принят палатами, закон считается принятым в тексте нижней палаты и подле­жит опубликованию. На совместном заседании палат решение принима­ется большинством голосов общего числа парламентариев, и нижняя палата в силу ее большей численности имеет преимущество.

Законопроект о бюджете, как и в других парламентах, сначала пред­ставляется в нижнюю палату. Обсуждение бюджета проходит при обяза­тельном участии премьер-министра и всех министров. В обсуждении этого проекта могут участвовать представители общественности, граж­дане. Каждый гражданин может подать заявку на участие в дискуссии по бюджету, и председатель бюджетной комиссии парламента обычно отби­рает несколько человек из числа подавших заявки для выступлений в прениях.

Если палата советников не одобрит решение по бюджету, принятое нижней палатой парламента (в данном случае для этого верхней палате предоставляется не 60, а 30 дней), и согласие не будет достигнуто на совместном заседании палат, принятым считается закон о бюджете в редакции нижней палаты.

Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием (ведется под­счет), тайным голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и голубого цвета: первый означает «за», второй — «против»), бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фами­лией), опросом (председатель спрашивает, есть ли возражения, и если их нет, решение принимается, если возращения есть, используется иная форма голосования). Голосование и обсуждение в японском парламенте зачастую происходят довольно бурно, нередко парламентарии вступают в драку.

Принятый закон подписывается министром, ответственным за еп выполнение, и премьер-министром и направляется на подпись императору. Император должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовал его. Закон вступает в силу через 20 дней после опубликования.

Из числа других высших органов государства японский парламент формирует лишь правительство (Кабинет министров): глава государства является пожизненным, Верховный суд формируется не парламентом. Парламент (нижняя палата) осуществляет контроль за деятельностью правительства путем вопросов на пленарных заседаниях, приглашения министров на заседания постоянных комиссий, но главной формой контроля является интерпелляция, для внесения которой в Японии существует упрощенный порядок. Право подать интерпелляцию в письменной форме принадлежит каждому депутату нижней палаты (делается это через председателя палаты). При отказе председателя принять ин­терпелляцию депутат может обратиться непосредственно к пленарному заседанию. Ответ на интерпелляцию в устной или письменной форме должен быть дан в течение 6 дней, по результатам ответа проводится голосование.

Парламентские расследования вправе проводить любая палата, для чего создаются специальные комиссии. В ряде случаев деятельность таких комиссий приводила к отставке даже премьер-министров, уличен­ных в финансовых злоупотреблениях и взяточничестве (впоследствии — к их осуждению). Формой парламентского контроля является также общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда с изложением политики правительства выступает премьер-ми­нистр, а вслед за ним о политике своих ведомств говорят министры иностранных дел и финансов.

Сессии и заседания парламента. Очередные сессии парламента со­зываются один раз в год. Внеочередная сессия может быть созвана по требованию четверти общего числа членов одной из палат (другая палата тогда тоже обязана собраться) или Кабинета министров. Во время рос­пуска нижней палаты Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию палаты советников, но меры, принятые на такой сессии, рассмат­риваются как временные и теряют силу, если не будут одобрены нижней палатой в течение 10 дней после ее первого заседания.

Для заседаний палат необходим кворум — присутствие не менее 1/3 членов парламента. Заседания постоянных комиссий действитель­ны при участии 2/3 их членов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.