Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи изучения темы




  1. Продолжить работу, начатую в подготовительный период.
  2. Разъяснить учащимся принцип образования натурального ряда чисел.
  3. Познакомить учащихся с математической символикой, в том числе со знаками: «>», «<», «=», «+», «-», и показать возможность их использования.
  4. Уточнить представления детей о геометрических фигурах (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник, круг) на уровне узнавания, используя эти фигуры в качестве дидактического материала.
  5. Проводить целенаправленную работу по усвоению состава чисел.
  6. Познакомить учащихся с числом и цифрой нуль.

 

В соответствии с задачами строится изучение темы. Последовательно рассматриваются отрезки натурального ряда чисел:1,2; 1,2,3; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5; 1,2,3,4,5,6;…;1,2,3,4,5,6,738,9,10. Каждое новое последующее число в натуральном ряду рассматривается в тесной взаимосвязи с предыдущим.

Получение каждого нового числа записывается с помощью знаков «+» и «-», что предварительно разъясняется на наглядном материале. Такой подход позволяет осознать принцип образования натурального ряда чисел и готовит их к изучению арифметических действий сложения и вычитания. На этапе изучения нумерации в данном концентре учащиеся пользуются терминами «прибавить», «увеличить», и «отнять», «уменьшить». С числом и цифрой нуль учащиеся знакомятся после рассмотрения натурального ряда чисел от 1 до 10. Число нуль выступает как характеристика пустого множества, и соответственно определяется его место в ряду целых неотрицательных чисел: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Задания.

1. Разъясните понятия «сознательный счет» в пределах 10 и «механический счет». Какие умения необходимо сформировать у учащихся для выполнения «сознательного счета»? Приведите конкретные примеры, характеризующие «механический счет».

2. При формировании умения считать предметы учитель ставит своей целью разъяснить детям, что:

а) предметы можно считать в любом порядке;

б) считая предметы, надо ставить каждому из них в соответствие слово – числительное, т.е. нельзя пропустить ни одного предмета или поставить в соответствие двум предметам одно слово – числительное;

в) слово – числительное, названное последним при счете, является ответом на вопрос «сколько?», т.е. характеризует количество предметов данной совокупности.

Какие из этих целей реализуется с помощью приведенных ниже заданий?

1) На столе в беспорядке разбросаны кубики. Учитель просит сосчитать их.

2) На наборном полотне размещены кружки разного цвета. Учитель просит сосчитать их, начиная с красного, потом синего, потом зеленого.

3) На наборном полотне выставлены предметы. Их пять. Учитель говорит: «Незнайка на вопрос «Сколько здесь предметов?» ответил: «6», а Буратино сказал, что их 4 Согласны ли вы с ними? Какую ошибку мог совершить Незнайка при счете? Какую ошибку мог совершить Буратино?».

3. С какой целью учитель предложил задание: «раскрасьте желтым карандашом первую и третью клеточки, зеленым – вторую, красным – последнюю. Какая по счету последняя клеточка?»

4. Учитель предложил задание: «Положите столько же палочек, сколько на столе лежит яблок. Положите столько же квадратов, сколько на столе лежит палочек. Положите столько же треугольников» сколько квадратов. Чем похожи между собой группы предметов? С какой целью предложено задание?

5. Подберите дидактические игры, которые можно использовать с целью:

а) Формирования навыков счета;

б) Усвоения принципа образования натурального ряда чисел от 1 до 10;

в) Формирования умения сравнивать числа.

6. Опишите методику знакомства учащихся с числом и цифрой нуль. Просмотрите учебник «Математика - 1» и ответьте на вопросы: «Встречались ли учащиеся с цифрой нуль раньше? В связи с изучением какого вопроса? Как вы думаете, возможно ли познакомить учащихся с числом и цифрой нуль раньше, чем это сделано в учебнике? Целесообразно ли это делать?» Обоснуйте свой ответ.

7. Какие понятия формируются у учащихся в процессе установления взаимно однозначного соответствия между совокупностями предметов. Приведите примеры конкретных заданий на установление взаимно однозначного соответствия.

8. Подберите из учебника «Математика - 1» иллюстрации, которые можно использовать для формирования понятий «больше» «меньше» «столько же». Какие из упражнений на формирование этих понятий можно выполнить с дидактическим материалом из кассы цифр? Как можно с этой же целью использовать наборное полотно?

9. Назовите приемы установления взаимно однозначного соответствия между совокупностями предметов. Какие из этих приемов нашли отражение в учебнике «Математика - 1»?

10. Для сравнения чисел можно воспользоваться предметной и символической наглядностью. Что в данном случае может выполнять роль символической наглядности? Покажите на конкретном примере использование одного и другого вида наглядности, например для сравнения чисел 6 и 3, 7 и 8.

11. С какой целью учитель может провести с учащимися следующую беседу: «Положите 4 круга, ниже – столько же треугольников. Положите еще 1 треугольник. Сколько стало треугольников? Как получить 5 треугольников? Каких фигур больше: кругов или треугольников? Каких меньше? На сколько? Ниже положите столько же квадратов, сколько треугольников. Сколько положили квадратов? Положите еще один квадрат. Сколько стало квадратов? Как получили 6 квадратов? Каких фигур больше: квадратов или треугольников? Каких меньше? На сколько? и т.д.»

Какие из следующих упражнений можно предложить с той же целью?

А)Положите перед собой столько же красных кубиков, сколько кругов нарисовано на доске.

В)Продолжите ряд чисел: 3,4,5….

Вставьте пропущенные числа: 1,2,…, 4,5,6, …,9.

а) Заполните таблицу:

               
             

 

д) Запишите примеры в тетрадь в порядке возрастания их ответов

2 + 1 5 + 1
1 + 1 7 + 1
4 + 1 6 + 1
  3 + 1

12. При изучении нового отрезка натурального ряда чисел необходимо:

а) рассмотреть образование каждого нового числа в натуральном ряду с использованием демонстрационного материала, кассы цифр, иллюстраций в учебнике;

б) сравнить новое число с предыдущими числами;

в) научиться вести счет в данных числовых пределах;

г) познакомиться с цифрой, обозначающей данное число, и научиться его писать.

Конкретизируйте все этапы на примере изучения отрезка натурального ряда чисел от 1 до 5 (знакомство с новым числом 5). Подберите соответствующие каждому этапу упражнения.

13. Укажите в учебнике «Математика - 1» (концентр «Десяток») задания, способствующие формированию количественного числа, порядкового числа.

14. На этапе устного счета учитель проводит с учащимися беседу:

- Какое число называют при счете перед числом 4?

- Какое число называют при счете после числа 4?

- Назовите число, которое на 1 меньше чем 3?

- Назовите соседей числа 4.

- Какое число больше чем 2 на 1?

- Какое число стоит между числами 5 и 3?

Какова цель беседы? Какие вопросы можно еще включить в данную беседу?

15. Для усвоения принципа построения последовательности натурального ряда чисел учитель использовал демонстрационную линейку.

1) Сформулируйте задания, которые может предложить учитель с использованием демонстрационной линейки

2) Составьте задания, обратные данным.

3) Какие линейки лучше использовать для выполнения обратного задания – демонстрационные или индивидуальные? Почему?

16. Сформулируйте задание к следующей математической записи:

4  1 = 5 6  1 = 5

Какова цель задания? Приведите возможные рассуждения учащихся при выполнении задания.

17. С какой целью можно использовать сказку «Репка» на первых уроках математики? Какие другие сказочные сюжеты или стихи можно использовать с той же целью? Какие иллюстрации в учебнике способствуют этой же цели?

18. Как можно использовать знакомство с монетами для усвоения состава числа? Найдите в учебнике «Математика - 1» соответствующие данной работе иллюстрации.

19. Укажите в учебнике «Математика - 1» в теме «Число от 1 до 10» упражнения, связанные с изучением состава числа.

20. Как можно использовать абак для усвоения состава числа? Какие другие наглядные пособия можно использовать с той же целью? Изготовьте эти наглядные пособия.

21. С какой целью в концентре «Десяток» учитель может использовать на уроке игру в «магазин». Ее содержание заключается в следующем. В роли продавца учитель. На столе учителя товары: карандаш, ручка, тетради, открытки, конверты. У детей на партах монеты (бумажные модели). Учитель сообщает цены товаров, а учащиеся в уплату готовят наборы монет. Например, карандаш стоит 3к. Какими монетами можно за него заплатить?

22. Учитель предложил детям самостоятельную работу:

1. Решить примеры:

2 + 1 = 4 – 1 =

3 – 1 = 3 + 1 =

2. Вставьте пропущенное число:

3 = 2 +  4 = 3 + 

2 = 3 -  1 = 2 - 

При проверке самостоятельной работы учитель может использовать метод беседы, причем варианты беседы могут быть различны.

Составьте из следующих вопросов различные варианты беседы для проверки первого задания:

1) Какой ответ в первом примере?

2) Какой ответ во втором примере?

3) Какой ответ в третьем примере?

4) Какой ответ в четвертом примере?

5) Какое число нужно прибавить к 2, чтобы получить 3?

6) В чем сходство и в чем различие второго и четвертого примеров?

7) Прочитайте примеры, в которых число увеличивается на 1.

8) Прочитайте примеры, в которых число уменьшается на 1.

9) Прочитайте примеры с одинаковым ответом.

10) Прочитайте только ответы. Какое из чисел самое маленькое? Какое самое большое?

Составьте из следующих вопросов различные варианты беседы при проверке второго задания:

1. Прочитайте подряд числа, которые вы вставили в «окошки».

2. В чем сходство всех полученных записей?

3. Как можно по-другому записать полученные равенства?

4. Прочитайте, как получено число 3,2,4,1.

5. Из какого равенства (пример) видно, что: если 3 увеличить на 1, то получим 4; если 3 уменьшить на 1, то получим 2; если 2 уменьшить на 1, то получим 1?

6. прочитайте пример, в котором: число 3 увеличивается; число 3 уменьшается; число 2 увеличивается.

7. Изобразите на линейке полученные примеры.

23. Изучите внимательно упражнения из учебника «Математика - 1» по теме «Числа от 1 до 10». Есть ли среди них такие, которые готовят учащихся к знакомству с переместительным свойством сложения?

24. Составьте проверочную работу по теме «Нумерация чисел» в пределах 10. Объясните, какие знания, умения, навыки проверяются при выполнении каждого задания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 10637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.