Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности грамматического строя речи




Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии в исследованиях учёных Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, Е.Ф. Соботович, Л. В„ Лопатина и др.) Особенности лексики

26.

24.

11.

Недостатки произн-я свистящ-х фонем при шипящем и боковом сигматизме и способы их коррекции.

Звук с –согл, парный, глухой, тверд, шумный, щелевой, переднеязычн-ый. Арт. Уклад с губы растянуты в улыбке, видны передн зубы, конч яз упир-ся в нижн резцы, пердн часть спин яз выгнута, боков края прижаты к корен зубам образ-ся желобок по средн линии яз-а, возд стр сильная, небн-ая занавеска поднята, голосов складки разомкнуты.

Боковой сигмат а) конч яз-а упирается в альвеолы, а весь яз ложится ребром, один из его краев подним-ся к внутрен стороне коренных зубов, пропуск воздух по боков краям яз-а. Образ-ся «хлюпающий» зв б) конч яз упир-ся в верхн альвеолы, пропуская возд по бокам как при л. Причины: боковой открытый прикус, порез мышц яз-а, слабосьб одной полов яз-а. Арт гимн-а: очень долго коррегир-ся, необх-о много времени на подготов этап, пред провед-ем арт гимн-и необх-о расслабить мышцы яз-а, опустить язык на нижн губу-это м сделать с помощью массажа. Цель: Увеличить подвижн мышц яз-а. Использов весь комплекс для свист-х + лопаточка При исправ-ии боков сигмат-а- приучаем реб-а дуть с просунутым м-у губами широко распласт-ым передн краем яз-а-это упр-ие заменяется дутьем при межзубн-м полож-и переднего края яз-а, после чего м вводить слова, фразы, включающие зв с, постеп-о передн край яз-а по показу или с пом зонда переводим за нижн резцы, правиль-ое произн-ие зв-а с закрепл-ся в кинестетич ощущ-иии в его слуховом представ-ии. Шипящий парасиг-зм, происх-т замена с на ш. а) конч яз оттянут от нижн резцов в глубь ротов полости, спинка резко выгнута по направ-ию к тверд небу, вслед-ии чего слышится смягченное ш б) конч яз упир-ся в нижн зубы, яз-к резко подним-ся на верх, боков края не смык-ся с корен зубами, возд стр растикается. Причины: сниж-е физиолог-го слуха, наруш-е фонемат-го слуха, напряжение мышц яз-а. Арт гимн-а: Дифференц-я звуков на слух, весь комплекс для свист-х+ «помоем пол». Выработать возд струю, массаж на расслабл-ие мышц яз-а

 

Недостат-и произнош-я шипящ-х фонем при губно-зубн, призубн и боковом сигматизме и способы их устранения.

Зв ш-согл, шумный. Щелевой, тверд, глух. При зв ш орг арт-ии: губы неск-ко выдвин-ы вперед, конч яз подныт к небу, но некасается его, образуя щель, боков края прижаты изнутри к верзн корен зубам. Не пропуск по бокам воздух. Небн занавеска поднята. Голос склад разомкнуты. Губно-зубн парасигмат- нижн губа сближен с верхн резцами, конч яз-аи передн част спин яз-а опущены слегка оттянуты назад. Средн часть спин яз приподнят и оттян-а назад, задн час спи яз-а приподнята, возд стр в норме. Причины:снижен-е физиологич слуха, нарушен-е фонематич сл. Прогнатия, вялость мышц конч яз-а. Где ш на ф ж на в. Арт гимн-а:1) дифференц звук на слух+комплекс для шипящих 2)активизир-ть раб-ту мышц губ и конч яз-а, выработ ьепл-ю возд струю. Способы постановки: от межзубн-го сигмат шипящих+опуск-ем указат-ым пальцем нижн-юю губу+дифференц-я звук в речи.

Призубн сигматизм шипящ-х -губы заним-ют нейтральн-е положен-е, зубы разомкнут. Конч яз-а смыкает-ся с альвеолам за верхн резцами. Передн част спин яз сомкнут с альвеолами. Средн част спин опущена, задн час спин более выпухлая, воздуш стр более толчкообразн-я, боков-е края опущ-ы. Причины: снижен-е физиологич слуха. Нарушен-е фонематич слуха. Передн открытый прикус, ш на т, ж на д. Арт гимн-ка: фиддеренц звук на слух. Цель активизир раб губ. Активизир раб боковых краев, выраб-ть спокойн воздуш-ю струю. Использов комплекс для шипящ-х. Дифференц звук в речи. Постан-а звука 1) логопед предлаг реб-у произнести зв с и в это время подводя зонд под конч яз, подним-ет его за верхн альвеолы, чтобы обеспеч-т необх-ое выдвижен-е губ логоп нажим-т на уголки рта.

Боковой сигмат шипящ-х -Один из уголков рта опущен, смещение нижней челюсти. Причины: боковой открытый прикус, слабость мышц одной из сторон яз-а,1. конч яз-а-подним-ся, упир-ся в корни верхних резцов, передн часть спин яз-а образует смычку к альвеолам, средн час спин яз-а-пеодним-ся к небу, образуя смычку, задн част спи яз-поднята, боковые края-опущены, воздуш стр проход по обоим краям. 2) конч яз-а-опущен за нижн резцы, передн час спин—одна из половинок образ смычку, другая опущена, средн час спи яз-одна полов-ка подним-ся, другая опущена, задн част спин яз-ка-одна полов-ка подним-ся, друг опущена., боковые кр-лдин крайопущен, другой поднят, возд стр идет в бок. Арт гимн-ка весь компл для шипящих. + лопаточка+накажем непослушн язык Цель: расслабл-ие и укрепл-е мышц яз-а (зависит от причин) Способы постан: от межзубн сигмат шипящих.

 

Недостатки произнош-я фонем р-рь и способы их устранения.

Зв р- согл, звонк, сонорный, дрожащие, тверд.,язычно-альвеолярный. Арт-я зв р-губы раскрыты, зубы разомкнуты на расст 4-5см, конч яз подн к основ-ю верхн резцов, передн и средн часть прогиб-ся, задн част спин яз приподним-ся и оттягив-ся назад. Боков кр яз-а сомкнут с верхн корен зуб-ми, мягк небо приподнято и закрыв-ет отверстие в носов полость.Голос связ колеблятся и образуют голос. Зв р- конч яз наход-ся неск-ко ниже, чем при р, средн част спин яз-а приподним-ся к тверд небу. Задн част спин яз-авместе с корнем продвин-а назад. Ротоцизмы-нарушен-е р. 1 )горловое произн-ие -конч яз-а не вибрир-т. вибрация осущ-ся мягк небом-велярное, если вибрац осущ-ся маленьк яз-ом-увулярное произн-ие.2) носовое произн-ие -конч яз-а не вибрир+носов-е произн-ие, где конч яз-а оттягив-ся вглубь рта, передн част спин яз-а не подним-ся, средн час спин яз оттян назад, задн час спин яз-а примык-ет к мягк небу и подним-ся. Причины:слабость конч яз-а, напряж-е мышц яз-а, укороч подъязычн уздеч-а. 3) боковое произн-ие:а) конч яз-а упир-ся в верхн альвеолы, пропуск возд струю по боков краям как при л б) конч язупир-ся за нижн резцы, весь яз ложит ребром, один из боков краев яз подним-ся к корен зуб и возд стр проход по1 боков краю. 4) кучерское произн-ие-вибрация за нижн зубами. Причины:слабость мышц яз-а, укороч уздечка. 5) Щечное произн-ие-вибрац осущ-ся за счет щек. Конч яз-а не учавств. 6) одноударное произн-ие- при правильн арт укладе отсут-ет вибрация конч яз-а. По другому его назыв проторный. Причины: слабость конч яз-а. Пароротоцизмы:1)Отсут-ие зв в речи. Прич:слабость конч яз, укороч подъязычн связка, нарушен-е фонемат-го слуха. Сниж-ие физиолог-го сл. 2) Замена р на л –арт укл как при л, конч яз не вибрир-ет, возд стр проход по боков краям. Прич: слаб конч яз и боковых краев, наруш-е фонемат-го слуха, снижен-е физиолог-го слуха. 3) Замена р на ы –конч яз-а не вибрир-ет, задн част спин яз-а приподнята. Прич: наруш-е фонема сл, снижен-е физиолог-го слуха. Слабость конч яз-а, укороч подъяз уздеч. 4 ) замена р на й -конч яз упир-ся в нижн зубы, не вибрир-ет, задн част спин подним-ся. Прич: укороч уздечка. Сниж физиолог сл, нарушен-е фонемат-го сл. 5 ) Замен р на в (губнозубн нарущ-ие), нижн губа сближена с верхн зуб, язык в арт-ии не учавст-ет 6) Замен р на г – конч яз опущен к нижн резцам, средн чс спин-и яз подним-ся и смык-ся с тверд небом. Прич:укороч подъязычн уздечка. Слаб боков-х краев, напряж-а задн час спин-и яз-а, наруш-ие фонемат-го слуха, снижен-е физиолого-го сл.

Арт гим-ка: Цель: растян-ть подъяз-ую уздеч, активиз раб конч яз-а, боков краев, учить выпол-ть яз-ом целенапр-ые движ-я. «Улябочка, заботчик, хоботок, лопаточка, иголоч, чашечка, труб-ка. Грибок, часики, качели, змейка, вкусн вар-е, индюк, моляр, автомат(т-т), барабанщик(д-д_). Верх лес-а, лошад, почист верх зубы. Способы постан-ки 1 ) По подражан-ию а) постан-ка от присоски-объясн реб-у прав-ую арт-ию. Просим реб-ка с силой присосать конч яз-а к тверд небу и подуть с силой до образов-ия вибрации б) объясн –ем прав-ую арт-ию и просим реб произнести д на одном выдохе как можн больше, на последн звуке делать акцент (д-д-д-). 3) чредов-ие согл-ых т-д. В быстром ритме+с силой дуть до образов-я вибрации. Эти способы не приведут к успеху их нельзя использ-ть еси у реб горловое произн-н. 2) Смешанный -а) ставим р от ж. реб протяжно произн ж, без округлен-я губи перемещ-ет передн край яз-а вперед или логоп вводит шарик-ый зонд под язык и быстр движ-ми вверх-вниз добивается вибрации, возд стр д б сильной б) постан-ка р от за. Реб произ за, постеп-но перемщ передн часть спин яз-а наверх и вглубь рта+ сильная возд струя. Или введение шарик-го зонда добиваясь вибрации. Примечание: 1) если р замен-ет на г то необх-мо следить чтобы не возн-ла вибрац маленьк-о языч-а. 2)Если р замен-т на в то нельзя вызыв одноуд-ый проторный р т к похож на способ образ-я в3) если у реб носов-е произ-е, то необх-мо дать различие носового и ротового выдоха

Способ постан-ки р. если реб произнос р, то реб сильнее растяг-ет губы, немного опуск-ет конч яз от тверд неба и слегка продвиг-ет задн част спин яз-а вперед.

От слога зи, конч яз-а подним-ся наверх и дуем до образов-ия вибрац.

 

 

55.

Наруш письм речи. Мех-змы и проявл п/р. Проф нар п/р. Обслед детей с нар чт и письма. Классиф-я нар-й п/р.

Дислексия — частичное специфическое нарушение про­цесса чтения, обусловленное несформированностью (на­рушением) высших психических функций и проявляюще­еся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия — это частичное специфическое наруше­ние процесса письма.

Механизмы дислексии.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

Дислексия и нарушения пространственных представлений.

У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ори­ентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточ­ность в определении формы, величины.

Выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела.

Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком.

Дислексия и нарушения устной речи.

У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов.

Многие авторы считают, что нарушения устной речи и чтения — это результат воздействия единого этиопатогенетического факто­ра

В легких случаях эти нарушения обнаруживаются только на стадии овладения письменной речью. В трудных случаях прежде всего оказывается нарушенной устная речь, а нару­шения чтения и письма выявляются позднее. Р. Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит Несформированность фонематической системы.

На начальных стадиях овладения чтением при недоразви­тии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблю­дается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений.

Если дети плохо различаются звуки на слух, искаженно произносят или за-меняют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется.

Чрезвычайно затрудненным у этих детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги.

Если у ребенка отсутству­ют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происхо­дит с трудом.

Замена слов при чтении может обусловливаться трудностями установления синтаксических связей в предложении. В про­цессе чтения нормальный ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова.

Таким образом, в качестве механизмов дислексии можно рассматривать и нарушение фонематического восприятия (диф­ференциации фонем), фонематического анализа и синтеза, несформированность лексико-грамматического строя речи. Дис­лексия вызывается в основном недоразвитием языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Симптоматика дислексии.

При д. наблюдаются следующие группы ошибок: 1. Замены и смешения звуков при чтении. 2. Побуквенное чтение. 3. Искажение звуко-слоговой стр-ры слова. 4. Нар поним-я прчитанного. 5. Аграмматизм при чтении.

Симптоматика дисграфии.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повто­ряющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруп­пировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слит­ности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптома­тикой (неврологическими нарушениями, нарушением позна­вательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психи­ческими нарушениями).

Профилактика нар п/р.

Профилактика нарушений чтения и письма должна прово­диться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществ­ляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельно­сти, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Обслед-е детей с нар чт и письма.

Цель обследования — выявление этиологии, симптомати­ки, механизмов нарушений чтения и письма. В процессе об­следования определяется степень выраженности, характер, вид нарушений.

Схема обследования детей с расстройствами чтения и письма включает следующие разделы.

1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации. 2. Анамнез. 3. Строение органов периферического отдела артикуляци­онного аппарата. 4. Речевая моторика. 5. Слуховая функция. 6. Состояние звукопроизношения. 7. Состояние фонематического анализа, синтеза и представ­лений. 8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем). 9. Особенности словарного запаса и грамматического строя речи. 10. Особенности динамической стороны речи. 11. Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, про­странственные представления. 12. Состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудно­сти); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение). 13. Состояние различных видов письма (списывание, пись­мо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами).

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексии: фонемати­ческую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Наиболее обоснованной является классификация дисгра­фии, в основе которой лежит несформированность определен­ных операций процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифферен­циации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

 

 

вопрос об особенностях лексики у дошкольников со стёртой формой дизартрии недостаточно изучен.При зучении особенностей лексики у детей с речевой патологией значимыми являются психолингвистический одход, современные представления о процессе развития лексики, и о различных аспектах ее изучения: о труктуре значения слова, о ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в нтогенезе. (Выготский, Леонтьев, Уфимцева, Шахнарович, Черёмухина, Сахарный, Лурия, Карпова).

В процессе усвоения значения слова реб.-дошкольни прежде всего овладевает денотативными признаками емантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности i значении слова начинают осознаваться и понятийные, лексико-семантически признаки.

У дошк-ов со стертой формой дизартрии отмечается: задержка в развитии семантической структуры слова, угклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенности)бобщающих слов.

У детей 6—7 лет активно формируются семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована. У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности гакой дифференциации, а у детей же с нарушением речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют.

Выявлен более низкий, по сравнению с нормой, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов (Выготский), объяснение значений слов, на усвоение граммат-ого значения слова, дифференциацию слов, сходных по семантике.

Сравнительные данные ответов детей с нормой и со стёртой дизартрией при объяснении семантики слов свидетельствуют о различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, о их различной структуре.

В процессе определения слова детьми с нормой денотативные признаки использовались лишь в 16,7% случаев, а со стертой дизартрией они имели место в 58 %, т. е. являлись доминирующими (овощи — в земле растут, мебель - сделана из дерева).

При объяснении значения слов дети 6—7 лет со стертой дизартрией преимущественно используют денотативные признаки, что свидетельствует об их преобладании в структуре значения слова.

Использование понятийных (лексико-семантических) признаков наблюдалось в преобладающем количестве ответом детей с нормальным речевым развитием и лишь у относительно небольшого количества детей с речевыми нарушениями.

Дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школе, к усвоению про­граммы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова. Очевидна перестройка логопедической работы в группах дошкольников со стертой формой дизартрии по формированию лексики путем целенаправленного воздействия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и граммат-ого значения.

Ряд авторов отмечают вторичное недоразвитие грамматич-ого строя речи у детей со стертой формой дизартрии (Соботович, Лопатина). Несформированности граммат-ого строя речи (со стертой дизартрией):

неоднородностью, вариативностью симптоматики - от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка, до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основной механизм Несформированности грамматического строя является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слова из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с, противопоставлением окончаний по их звуковому составу Методика развития лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии

Разработали методику коррекции нарушений лексического развития. Основное внимание уделяется форми­рованию ориентировки на семантическую структуру слова, на организацию лексико-семантических полей, на развитие парадигматических и синтаксических связей слова и актуализацию словаря.В методику были включены задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение системой грамматических значений, закрепление связей между словами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.