Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная судебная процедура рассмотрения споров. 1 страница




Телемедицина в сочетании с Интернет - технологиями позволит более рационально использовать научный и практический потенциал медицины и здравоохранения.

Через Интернет можно производить трансляцию процедур и операций в образовательных целях. Тем не менее, Интернет не может рассматриваться, как основная база для непрерывного обучения, но можно использовать его возможности, как составную часть этого процесса. Благоприятные условия создаются лишь в том случае, если соединение не требует длительного времени, т.е. при наличии каналов, отвечающих довольно высоким требованиям, чему соответствуют в основном оптоволоконные или спутниковые линии связи.

 

Слайд 2

Международная судебная процедура используется как для рассмотрения межгосударственных споров, так и для толкования сложных международно-правовых проблем, обеспечении международных стандартов прав и свобод человека, включая рассмотрение индивидуальных обращений, а также при осуществлении уголовного преследования лиц, совершающих международные преступления.

 

Слайд 3

К настоящему времени сложились и функционируют следующие судебные учреждения:

1. Международный Суд Организации Объединенных Наций,

2. Международный трибунал по морскому праву,

3. Суд Европейских Сообществ (Суд ЕС),

4. Экономический суд Содружества Независимых Государств,

5. Европейский Суд по правам человека,

6. Межамериканский Суд по правам человека,

7. Международный трибунал по бывшей Югославии,

8. Международный трибунал по Руанде.

9. Международный уголовный суд

 

Слайд 4

Названные учреждения можно классифицировать по трем основаниям.

1. По субъектно-пространственной сфере — универсальные, охватывающие международное сообщество в целом (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и региональные (Суд Европейского Сообщества, Экономический суд СНГ).

2. По предметному содержанию — общей юрисдикции (Международный Суд ООН, Суд Европейского Сообщества) и специальной юрисдикции (Международный трибунал по морскому праву, Европейский Суд по правам человека, Международный уголовный суд).

3. По субъектно-юрисдикционным ориентирам — для разрешения межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический суд СНГ), для рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений лиц (Европейский Суд по правам человека), для уголовного преследования лиц, совершивших международные преступления (Международный уголовный суд).

Слайд 5

Следует иметь в виду, что в прошлом существовали такие судебные учреждения, как Постоянная палата международного правосудия (1922—1940 гг.), Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками (Нюрнбергский трибунал, 1945—1946 гг.), Международный военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками (Токийский трибунал, 1946—1948 гг.).

Слайд 6

Правовой основой организации и деятельности международных судебных учреждений являются, как правило, договорные акты в форме конвенций или уставов (статутов). Несколько примеров:

Международный Суд ООН — Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда ООН, образующий неотъемлемую часть Устава;

Международный трибунал по морскому праву — Конвенция ООН по морскому праву, включающая в себя в виде приложения VI Статут Трибунала;

Европейский Суд по правам человека — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (в новой редакции, сформулированной Протоколом № 11 к Конвенции).

Договорные акты для подобных целей применялись и в прошлом. Так, Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками имел в качестве учредительных актов Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. и приложенный к нему Устав Международного военного трибунала. В настоящее время появились внедоговорные варианты учредительных документов. Ныне действующие международные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде учреждены резолюциями Совета Безопасности в 1993 и 1994 гг.; одновременно были утверждены уставы (статуты) обоих трибуналов.

 

 

Слайд 7

К процедуре судебного разбирательства — в зависимости от компетенции и статуса судебного учреждения — могут обращаться государства, международные межправительственные организации, юридические лица, международные неправительственные организации, индивиды, группы лиц. Постановления (решения) международных судебных учреждений обязательны, как правило, для участвующих в деле сторон и относятся к рассмотренному спору (ст. 94 Устава ООН, ст. 59 Статута Международного Суда, ст. 33 Статута Международного трибунала по морскому праву, ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод — применительно к Европейскому Суду по правам человека).

 

Слайд 8

2. Международный Суд ООН

 

Международный суд является главным судебным органом Ор­ганизации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН в 1945 г. для достижения одной из главных целей ООН: «прово­дить мирными средствами, в согласии с принципами справедливо­сти и международного права, улаживание или разрешение между­народных споров или ситуаций, которые могут привести к наруше­нию мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который явля­ется частью Устава, и своим Регламентом.

 

Слайд 9

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидер­ланды). Из шести главных органов ООН он является единствен­ным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опе­ке и Секретариат.

 

Слайд 10

 

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответст­вии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых уполномо­ченными органами и специализированными учреждениями Органи­зации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, избираемых сроком на 9 лет, и его обслуживают Секретариат и ад­министративный аппарат. Официальными языками являются анг­лийский и французский.

 

Слайд 11

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного пра­восудия (ППМП), учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 г. стал Международный суд.

С учреждением Лиги Наций после Первой мировой войны воз­ник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятст­вия.

Юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия основывается на согласии сторон передавать споры на ее рассмотре­ние. Однако новация в процедуре производства в параметрах По­стоянной палаты международного правосудия заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который мог воз­никнуть в будущем в отношениях с другим государством, сделав­шим такое же заявление. Таким образом, государство могло обра­титься в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбира­тельству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Па­латы.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она со­стояла из постоянных судей, которые представляли главные право­вые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Со­ветом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она тем не менее не являлась ча­стью Лиги, и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государст­во — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Стату­та ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты при­знали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 г. она вынесла решения по 29 спорам между государ­ствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в разви­тие международного права.

Деятельность Палаты была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. она была распущена вместе с Лигой Наций.

Создание в рамках Организации Объединенных Наций ново­го Международного суда. Участники Конференции в Сан-Фран­циско 1945 г., на которой было принято решение об учреждении ООН и Международного суда, привели несколько причин необхо­димости образования нового судебного органа, в число которых входят следующие: поскольку суд должен являться главным судеб­ным органом ООН, а все государства — члены ООН — участника­ми его Статута, было признано нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование; несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не бы­ли представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Кон­ференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая США и СССР); ППМП ассоциировалась со старым по­рядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового Суда позволит сделать круг его участников более универ­сальным.

 

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемствен­ность между ППМП и Международным судом (МС). Статут МС является практически идентичным Статуту ППМП, как и Рег­ламенты обоих учреждений; правда, в 1978 г. Суд принял пере­смотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбира­тельств.

Слайд 12.

Процесс передачи полномочий от ППМП к Международному суду. В октябре 1945 г. ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который так­же должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 г. судьи ППМП ушли в отставку, и 5 февраля 1946 г. Генеральная Ас­самблея и Совет Безопасности ООН избрали первых членов МС.

В апреле 1946 г. ППМП была официально распущена, и МС, собравшись па первое заседание, избрал своего председателя — су­дью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значи­тельной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд про­вел свое первое открытое заседание 18 апреля 1946 г. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 г. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Слайд 13

Связь между Судом и другими органами Организации Объе­диненных Наций, в функции которых входит поддержание мира. Устав ООН возлагает главную ответственность за поддержание ме­ждународного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать во­просы, касающиеся поддержания международного мира и безопас­ности, и выносить рекомендации. При осуществлении своих функций как СБ так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связан­ным с поддержанием международного мира и безопасности и пред­ставленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рас­сматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Слайд 14

Процедура избрания членов Суда. Поскольку суд является главным судебным органом ООН, последняя проводит выборы его членов.

Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (члены которого не обладают правом вето для целей выборов). Эти органы проводят голосование одновре­менно, но независимо друг от друга.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить аб­солютное число голосов в обоих органах. В связи с этим зачастую возникает необходимость проводить голосование несколько раз.

В целях обеспечения определенной преемственности в составе суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

Судьи, избираемые в ходе проводимых раз в три года выборов (как правило, осенью), приступают к выполнению своих обязанно­стей 6 февраля следующего года, т. е. с даты, когда первые судьи МС вступили в должность в 1946 г.

Если во время срока своих полномочий судья умирает или ухо­дит в отставку, то специальные выборы для избрания судьи на ос­тавшийся неистекший срок полномочий проводятся как можно ско­рее.

 

Слайд 15

Требования, которым должны удовлетворять судьи. В Стату­те Суда предусматривается, что Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требовани­ям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным ав­торитетом в области международного права.

На практике до избрания многие члены Суда были юрискон­сультами в министерствах иностранных дел их стран, профессора­ми международного права, послами или судьями Верховного суда.

 

Слайд 16

Соблюдение в суде географического баланса. В состав Суда не может входить более одного гражданина одного и того же госу­дарства. Кроме того, весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных пра­вовых систем мира.

Этот принцип отражен в следующем распределении мест в Суде по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Ла­тинской Америки, три члена от Азии, пять членов от Западной Ев­ропы и других государств (включая Канаду, Соединенные Штаты, Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы (включая Россию). Это распределение соответствует распределе­нию мест в составе Совета Безопасности.

Хотя ни одно государство не имеет автоматического права на членство, в состав Суда всегда входили судьи, являющиеся гражда­нами государств — постоянных членов Совета Безопасности, за единственным исключением — Китая, национальная группа кото­рого не назначала кандидата из Китая в течение 1967 — 1984 гг.

Слайд 17

Независимость состава Суда. После избрания члены Суда не представляют ни правительства своих стран, ни любую другую власть. Они являются независимыми судьями, и их вступление в должность связывается с торжественным заявлением на открытом заседании Суда — выполнять свои обязанности «беспристрастно». Нередки случаи, когда судья голосует против позиции, занятой его страной в деле, в котором она является одной из сторон.

Слайд 18

Порядок назначения председателя и вице-председателя. Председатель и вице-председатель Суда избираются их коллегами каждые три года путем тайного голосования.

Для избрания требуется абсолютное большинство голосов, и ус­ловия, связанные с их гражданством, не применяются. Председа­тель руководит работой Суда и осуществляет надзор за его админи­стративным управлением при помощи Административно-бюджетного и других комитетов, в которых работают все члены Суда. Вице-председатель замещает председателя в его отсутствие в случае, если председатель не может выполнять свои функции, или в случае, если место председателя становится вакантным.

Правило старшинства в Суде. После председателя и ви­це-председателя члены Суда имеют старшинство в соответствии с датой, с которой начинает истекать их срок полномочий.

Если два судьи вступают в должность в один и тот же день, старшинство имеет старший по возрасту судья. Член Суда, который имеет старшинство после председателя и вице-председателя, назы­вается «старшим судьей».

Когда суд проводит открытое заседание, судьи, имеющие самый большой стаж работы, сидят рядом с председателем и вице-предсе­дателем. Недавно избранные члены Суда рассаживаются по обеим сторонам судейского стола.

Вместе с тем при осуществлении своих функций (например, при составлении текстов решений Суда) члены Суда имеют равный статус, независимо от возраста, времени выборов или продолжи­тельности срока службы.

Слайд 19

Порядок проживания членов Суда. В Гааге должен проживать лишь председатель. От других членов Суда требуется только то, чтобы они постоянно находились в распоряжении Суда. На практи­ке большинство членов Суда проживают в Гааге.

Недопустимость выполнения определенных профессиональ­ных функций, выходящих за рамки их функций как членов Суда. Члены Суда не могут выполнять никакие политические или адми­нистративные функции или заниматься какой-либо деятельностью профессионального характера. Они не могут выполнять функции представителя, поверенного или адвоката в каком-либо деле или участвовать в рассмотрении какого-либо дела, которым они ранее занимались в каком-либо качестве.

С учетом обязательств судей перед Судом судья может высту­пать в качестве арбитра в делах, которые не могут быть переданы на рассмотрение МС, может участвовать в работе научных обществ и время от времени читать лекции.

Слайд 20

Институт дипломатического иммунитета состава Суда. Судьи при выполнении функций членов Суда пользуются дипломатиче­скими привилегиями, иммунитетами и льготами.

В Нидерландах председатель Суда имеет старшинство перед всеми послами, аккредитованными при короне Нидерландов, вклю­чая дуайена дипломатического корпуса. Последний имеет старшин­ство сразу после него, за ним следует вице-председатель Суда, и после них старшинство чередуется между членами дипломатического корпуса и членами Суда.

Статус судей. Государство, являющееся стороной в рассматри­ваемом Судом деле и не имеющее в судебном присутствии судьи, являющегося его гражданином, может выбирать специального су­дью (ad hoc) для этого конкретного дела, хотя оно не обязано де­лать это. Судья ad hoc необязательно должен быть (и часто не явля­ется) гражданином государства, которое его назначило.

Судья ad hoc при вступлении в должность делает то же торже­ственное заявление, что и члены Суда, участвует в принятии реше­ния по делу на основе равенства с его коллегами, имеет право голо­са и получает от Суда вознаграждение за каждый проработанный день.

Как и члены Суда, судья ad hoc должен находиться в распоря­жении Суда и присутствовать на заседаниях по делу, в рассмотре­нии которого он/она участвует.

Функции судей ad hoc (специальных судей). Институт судей ad hoc отражает один из основополагающих принципов, регулирующих функционирование Суда, т.е. принцип строгого равенства сторон.

Поскольку член Суда, который имеет гражданство одной из сторон, сохраняет свое право участвовать в разбирательстве дела, видимо, было бы несправедливо по отношению к другой стороне (если в Суде нет члена, имеющего его гражданство), если бы она не имела права выбрать то или иное лицо в качестве судьи ad hoc.

Как судьи, которые имеют гражданство одной из сторон, так и судьи ad hoc могут помогать Суду более глубоко понять позиции одной из сторон в деле.

 

Слайд 21

Функции Секретариата Суда. Секретариат является постоян­ным административным органом Суда. Он подотчетен лишь Суду. Его возглавляет секретарь, которому оказывает помощь замести­тель и который замещает его в его отсутствие.

Секретарь, который по своему положению соответствует долж­ности помощника Генерального секретаря ООН, и заместитель сек­ретаря избираются Судом на семилетний срок. Они могут быть пе­реизбраны.

В штат Секретариата входят сотрудники по правовым вопро­сам, письменные и устные переводчики, архивариусы, типограф­ские рабочие, библиотекари, сотрудники по вопросам обществен­ной информации, бухгалтера, компьютерные специалисты, административные помощники, машинистки, посыльные, телефонистки и охранники.

Поскольку МС одновременно является судебным органом и ме­ждународным органом, задачи Секретариата носят юридический, дипломатический, а также административный характер.

Значительная часть функций Секретариата носит правовой ха­рактер, в частности, в связи с тем, что члены Суда не имеют сотруд­ников или помощников по правовым вопросам, а имеют только по­мощников-секретарей. Другая часть его работы связана с лингвис­тическим обслуживанием: поскольку в Суде используются два официальных языка — французский и английский, — существует потребность в большом объеме высококачественного письменного перевода.

Обязанности секретаря Суда. Секретарь, который должен жить в Гааге, руководит работой Секретариата и отвечает за все его подразделения. Он отвечает за связь с Судом и помогает поддержи­вать отношения между Судом и государствами, международными организациями и ООН. Он обновляет общий список дел Суда, при­сутствует на заседаниях Суда, обеспечивает ведение протоколов, скрепляет подписью решение Суда и хранит печать Суда.

Он отвечает за архивы и показания Суда, составляет проект его бюджета и отвечает на запросы, касающиеся Суда и его работы.

Статус должностных лиц Секретариата Суда. На всех долж­ностных лиц Секретариата, будь то сотрудники с постоянными или срочными назначениями, распространяется действие Положений о персонале, которые почти идентичны Положениям и Правилам о персонале ООН.

Условия их работы, оклады и пенсионные права соответствуют условиям работы, окладам и пенсионным правам сотрудников ООН эквивалентной категории и класса. Они пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены дипломатических представительств в Гааге сопоставимого ранга.

 

Слайд 22

Процедура заседания Суда. Суд заседает постоянно. Он не имеет фиксированных перерывов, хотя обычно прерывается на часть лета и в конце года.

Помимо открытых заседаний, которые представляют собой ви­димую часть их работы, члены Суда участвуют в большом числе внутренних заседаний разного рода: обсуждениях, заседаниях, по­священных зачитыванию проектов решений, административных за­седаниях и заседаниях комитетов.

Суд обычно выполняет свои функции в полном составе (кворум составляет девять судей, исключая судей ad hoc). Однако он может также создавать постоянные или временные (ad hoc) камеры.

В Статуте предусматривается, что Суд ежегодно назначает пять судей (включая председателя и вице-председателя) для образова­ния Камеры упрощенного производства в целях ускорения разре­шения дел. Суд может также образовывать одну или несколько ка­мер в составе по меньшей мере трех судей для разбора определен­ных категорий дел. В 1993 г. Суд образовал Камеру по экологиче­ским вопросам в составе семи судей. В статуте также предусматривается, что Суд может образовать Камеру ad hoc для разбора отдельного дела после консультаций со сторонами относительно количества и кандидатур ее членов, кото­рые затем будут заседать на всех этапах рассмотрения дела до его завершения, даже если за это время они перестанут быть членами Суда. Это положение впервые было применено в 1982 г. в деле, ка­сающемся делимитации морской границы в районе залива Мэн ме­жду Канадой и Соединенными Штатами, и оно использовалось в трех последующих делах.

Слайд 23

Решения, вынесенные камерами, считаются решениями самого Суда.

Ни один судья не может участвовать в рассмотрении какого-ли­бо дела, в котором он ранее принимал участие в любом ином качест­ве (например, в качестве поверенного).

Кроме того, если член суда считает, что по какой-либо особой причине (например, родство) он не может участвовать в рассмотре­нии дела, он должен информировать об этом председателя. По­скольку в МС должность заместителя судьи отсутствует, никто не заменяет судью, который не участвует в заседании. Из этого следу­ет, что количество судей, рассматривающих то или иное конкретное дело, может быть меньше 15. И, напротив, оно может быть больше 15, если назначаются судьи ad hoc.

Однако после того, как определен состав Суда для того или иного конкретного этапа производства по делу (например, предва­рительные возражения или рассмотрение по существу) и были про­ведены слушания в рамках этого этапа, состав Суда уже не меняет­ся до вынесения решения в отношении этого этапа. Судья, который УХОДИТ в отставку или умирает, не заменяется во время этого этапа. В принципе, судья, который заболел, лишь возобновляет свое уча­стие в данном этапе рассмотрения дела, если он не пропустил какого-либо важного аспекта разбирательства. Если выборы проводятся после открытия слушаний на том или ином конкретном этапе рас­смотрения дела, те члены, сроки полномочий которых истекли, продолжают заниматься рассмотрением дела до тех пор, пока не бу­дет вынесено решение.

Регламент Суда предусматривает, что, если председатель Суда является гражданином одной из стран-сторон в том или ином деле, он должен отказываться от выполнения функций председателя в связи с этим делом в пользу вице-председателя.

Кроме того, как и любой другой судья, председатель может об­ратиться с просьбой освободить его от участия в разбирательстве по особой причине. Любые сомнения или разногласия разрешаются определением Суда.

Процедура назначения экспертов. Суд может поручить любо­му лицу или органу по своему выбору задачу проведения расследо­вания или вынесения экспертного заключения. Он может также по­сетить место, где происходит спор.

Понятие общего списка Суда. Общий список Суда — это ре­естр, в котором представленные на рассмотрение Суда дела пере­числяются в хронологическом порядке.

Список включает в себя, среди прочего, название дела, сторо­ны, дату, когда дело было представлено на рассмотрение Суда, сро­ки, установленные для подачи состязательных бумаг, дату слуша­ний, какие-либо побочные разбирательства и решение по делу.

О деле говорят, что оно «находится на рассмотрении», когда оно рассматривается Судом и он еще не вынес окончательного решения.

Слайд 24

Источники права, применяемые Судом. Источники права, ко­торые применяет Суд, определены в ст. 38 его Статута: междуна­родные конвенции и договоры; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; судеб­ные решения и доктрины наиболее квалифицированных специали­стов по публичному праву. Кроме того, если стороны достигнут со­гласия, Суд может решать дело на основе спра­ведливости, т. е. не ограничивая себя действующими нормами меж­дународного права.

 

Слайд 25

Процедура рассмотрения споров заключается в рассмотрении Международным судом юридического спора, переданного ему госу­дарствами.

В соответствии со ст. 34 Статута лишь государства могут быть сторонами споров, рассматриваемых Судом, и, следовательно, только они могут представлять их на рассмотрение.

Поэтому Суд не может рассматривать споры между государст­вом и международной организацией или между двумя международ­ными организациями и не может рассматривать многочисленные письменные и устные заявления частных субъектов, юридических лиц (например, корпораций или неправительственных организа­ций) или физических лиц, которые получает Секретариат, сколь бы обоснованными или волнующими они ни были.

Международный суд может рассматривать дело лишь в том слу­чае, если соответствующие государства определенным образом да­ли согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде (принцип согласия сторон). Это - основополагающий принцип, регулирующий процедуру разрешения международных споров. Го­сударства являются суверенными субъектами международного права и имеют свободу выбора средств разрешения споров между ними.

 

Слайд 26

Государство может выразить свое согласие следующими тремя разными способами:

специальное соглашение: два или более государств - сторон спора по тому или иному конкретному вопросу могут достичь согла­шения относительно его совместного представления Суду и заклю­чить специальное соглашение с этой целью;

статья в договоре: в нескольких договорах содержатся статьи (известные как юрисдикционные статьи), в которых государст­во-участник заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством-участником относи­тельно толкования или применения договора в будущем;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.