КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Период институционализации связей с общественностью в России
В 1988 г. висполнительных комитетах Моссовета иЛенсовета появились первые отделы по СО. Вскоре были созданы аналогичные подразделения и в других властных структурах центра и регионов. Последующая реорганизация советов народных депутатов и органов исполнительнойвластинетольконепрервалаэтотпроцесс, нои, напротив, стимулировалаего: во вновь появляющихся городских и областных законодательных собраниях и администрациях сталисоздаватьсякомитетыпопечати, пресс-службы, отделынуправления по СО. Ещеактивнее институционализация СО происходила всфере зарождавшегося частного бизнеса. В 1989 г. вМоскве возникли PR-агентства «Никколо М» и «Миссия Л», годом позже — «Имиджленд Паблик рилейшнз». В 1991 г. петербургское агентство «Балт-Арт» объявило о новом направлении услуг — организации и проведении пресс-конференций, презентаций, осуществлении связей с прессой. В течение последующих нескольких лет произошла переориентация значительной части рекламных фирмвобластьСО. Во второй половине 1990-х гг. о создании PR-подразделений заявили РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», РАО «Норильский никель», группа компаний «Сибирский алюминий», ОАО «КамАЗ», ОАО «МДМ-банк», ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Рыбинские моторы», ГК «Росвооружение» и ряд других предприятий общероссийского значения. Названия для указанных подразделений выбирались самые разные: «центр»/«отдел»/«департамент»/«управление»/«служба по СО» (или общественных связей), «управление информации», «центр общественных и международных связей», «управление информации и СО», «управление корпоративных коммуникаций» ит. п. В то же время сталипоявляться соответствующие службы в органах исполнительной власти всех уровней и даже в силовых структурах, прежде традиционно закрытых для широкой общественности: Генпрокуратуре, ГУВД Москвы, Службе внешней разведки, Налоговой полиции России, МВДипр. [2]. В огромном количестве создавались PR-агентства, из которых наиболее ярко себя зарекомендовали «Никколо М», «Миссия Л», «Имиджленд Паблик рилейшнз», «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг», «Имидж-контакт», «Publicity PR», «SPN Granat», «STOP-PR иреклама»... Процесс складывания PR-рынка вРоссиинельзя счестьравномернымипротекающим всоответствиискакой-либосхемой. Так, например, периодсовторойполовины1990-хгг. был эпохой «PR-бума», когда специализированные агентства появлялись как грибы после дождя, а соответствующие отделы компаний и организаций создавались где надо и где не надо. Подобный ажиотаж на PR продлился, наверное, до начала 2000-х гг. Уже к 2002-2003 гг. происходитнекотороеохлаждение(правильнеебудетсказать, отрезвление) властныхструктур и хозяйствующих субъектов в отношении «модной» специальности: во многих компаниях и учреждениях отделы общественных связей сокращались или упразднялись [3]. Основным критерием для приема на работу соответствующих специалистов стали уже не только прежняя работа в СМИ и контакты, но и профессиональное образование, опыт работы по специальности. Многие агентства, появившиеся в конце 1990-х — начале 2000-х гг., также были либо закрыты, либо присоединены к другим, более крупным организациям. Некоторые агентства сталичастьюмеждународныхконгломератов: например, петербургскаякомпания «SPN Granat в 2004 г. вошла в состав международного агентства Ogilvy и сегодня именуется SPN Ogilvy. Вообще, номнению экспертов, впоследние годы в России обозначиласьтенденцияукрупнения субъектов рынка PR: крупные компании предпочитают иметь в своей структуре отделы, осуществляющиеполныйцикл работы по СО: теже, которыепользуютсяуслугами PR-фирм, предпочитают крупных игроков. В результате большинству мелких PR-компаний приходится уходить с рынка или переквалифицироваться в предприятия рекламного или издательского профиля. Таким образом, можно сказать, что к началу XXI в. в России произошел своеобразный передел рынка СО, установилось некое зыбкое равновесие. И это дало его игрокам возможности не только дальнейшего развития на отечественном поле, но и внешней экспансии. Так, например, российские PR-консультанты принимали активное участиевпредвыборных компанияхврядесоседнихгосударств: от УкраиныдоМонголии. Окончательно СО «прописались» в качестве самостоятельной сферы деятельности с появлением первого профессионального объединения. В 1991 г. в Москве была зарегистрирована Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), учредителями которой стали государственные и коммерческие организации, фонды, СМИ, банки, биржи. Сегодня РАСО объединяет свыше 100 членов — организаций и профессионалов — и является саморегулируемой общественной организацией. В 1997 г. РАСО вошла всостав Европейской Конфедерации PR (CERP), сотрудничает с рядом других зарубежных и международных ассоциаций. Вслед за РАСО возникали и другие профессиональные объединения, например, появившаяся в 1999 г. Российская ассоциация компаний-консультантов по СО. В 2003 г. при РАСО возникла Российская ассоциация студентовпосвязямсобщественностью (РАССО). Работа общественных объединений в области СО с самого начала и до сих нор продолжаетреализовыватьсяпонесколькимнаправлениям. Прежде всего, это научная и научно-практическая деятельность: исследования и консультациивпрофессиональнойсфере. Затемвопросысаморегулированиядеятельности PRспециалистов: в 2001 г. РАСО приняла «Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью», призванный упорядочить деятельность специалистов и сделать ее более достойной в глазах общественности. Наконец, в последние годы РАСО и другие профессиональные объединения все чаще поднимали вопрос о сертификации деятельности PR-специалистов с целью регулирования рынка СО и пресечения появления на нем недобросовестных и непрофессиональных деятелей, которые толькодискредитируютспециальностьвглазахклиентовиобществавцелом. Еще одним свидетельством институционализации СО стало постоянное проведение профессиональных мероприятий. В 1997 г. РАСО совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и Союзом журналистов России учредило премию «Серебряный лучник», до сих пор являющуюся главной профессиональной наградой в области отечественных СО. С 2000 г. в Петербурге стал проводиться конкурс на вручение премии «PRоба». В ряде регионов России также были организованы профессиональные конкурсы, например «Белое крыло» в Нижегородской области. Кроме того, периодически стали проходить конкурсы и вручаться премии в области СО по инициативе отдельных организаций и чреждений (являющиеся, впрочем, большерекламнымиакциямиэтихорганизацийиучреждений). ДругимнаправлениемобщественнойдеятельностивсфереСОстатипрофессиональные съезды, фестивали и т. и. Среди наиболее известных следует назвать «Дни PR в Москве», проводящиеся с 1999 г., PR-фестиваль «PR — профессия третьеготысячелетия» (Петербург, с 2001 г.), «Baltic PR Week-end», ставшийужемеждународнымсобытиемвсфереСО. Еще одно направление — специализированные выставки, регулярно проходящие в Москве и крупных региональных центрах. Чаще всего это — совместные выставки достижений в области и PR и рекламы, но периодически проводились и специализированные мероприятия по СО, как, например, московская выставка «ПР, консалтинг, выборные технологии», проводящаясяс1999 г. Наконец, в завершение темы следует упомянуть о профессиональных PR-изданиях, появившихся в России. В первую очередь, конечно, это возникшиевовторойполовине1990-х гг. журналы«Советник», «PR-диалог», «СО-общение», рядИнтернет-проектов (Sostav.Ru, Prnews идр.). Публикации в этих изданиях не только отражали современную ситуацию на рынке СО вРоссии, ноивносилисущественныйвкладвразвитие их теории. Вопросы для повторения: 1. В чем заключалась коммуникативная рольнародных собраний (Вече) на Руси? 2. Какие средства традиционно преобладали в деловой коммуникации в России дореволюционного периода? 3. Какие новые PR-структуры появились с приходом большевиков к власти? Что характерно для этого периода времени вразвитии методовустановления контактов с общественностью? 4. Когда в нашей стране появились первые представительства иностранных и международных PR-агентств? 5. Выделите основные тенденции развития рынка PR-услуг в 90-х годах XX века. Список литературы: 1. Марков С. PR в России больше, чем PR. Технологии, версии, слухи. – Ростов-наДону: Феникс, 2005. 2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефлбук; Киев: Ваклер, 1999. 3. Чумиков А., БочаровМ. Связи с общественностью (теория и практика). – М.: Дело, 2004.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |