Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Иные преступления против жизни




1. Причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), отграничение от убийства и преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.

2. Доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ). Отграничение от убийства.

Литература

1. Борзенков, Г.Н. Как применять ч. 4 ст. 111 УК РФ / Г.Н. Борзенков // Уголовное право. – 2009. – № 5.

Задачи:

1. Ученики 5 класса средней школы выполняли контрольную работу по математике. Учительница Белецкая увидела, что Саша Пандерин время от времени смотрит себе на колени и куда-то вниз. Решив, что он списывает, она подошла и велела ему встать, однако Саша успел спрятать заранее вырванный из учебника листок, который он использовал в качестве шпаргалки, и уверял, что все это учительнице лишь показалось. Белецкая стала выяснять, где шпаргалка, назвала его «полудурком», заставила спустить брюки и, когда из брюк выпал листочек бумаги, два раза ударила по лицу. На перемене ребята из класса стали дразнить Сашу. Придя домой, он пошел в сарай и повесился. В ходе выяснения обстоятельств дела Белецкая заявила, что она хотела лишь проучить Пандерина, чтобы он «не списывал и не врал». Есть ли в ее действиях состав преступления?

2. Александрова, которой срочно нужно было уйти по делам, попросила соседку Пырьеву присмотреть за ее сыном четырехлетним Славой. Пырьева согласилась побыть со Славой в квартире Александровой в течение двух часов, предупредив, что потом она будет занята и не сможет следить за ребенком. Александрова уверила ее, что в течение этого времени она вернется. Однако обстоятельства сложились так, что свое обещание она не сдержала. Пырьева, добросовестно игравшая с ребенком два часа, потом ушла к себе, предоставив Славе полную свободу действий, но просила его из квартиры никуда не выходить. Слава, которому надоело сидеть одному дома, пошел на улицу и упал в открытый канализационный люк. В результате здоровью мальчика был причинен тяжкий вред, он стал инвалидом 1 группы. Александрова обратилась в прокуратуру с просьбой привлечь Пырьеву к уголовной ответственности «хоть за что-нибудь», считая ее виновницей происшедшего. Пырьева же, напротив, полагала, что ответственность должна нести мать ребенка, которая не явилась домой вовремя. Оцените данную ситуацию с уголовно-правовой точки зрения.

3. Студентки университета Филева и Дмитриенко отмечали окончание летней сессии со своими знакомыми Артемьевым и Солоповым в квартире последнего. Около полуночи к компании присоединились два приятеля Солопова, один из которых - Романовский - уединившись в комнате с Дмитриенко, предложил ей вступить в интимные отношения. Дмитриенко отказалась, сказав, что она подруга Артемьева. Несмотря на ее возражения, Романовский двинулся к ней и перекрыл ей путь к двери. Дмитриенко пыталась кричать, но в соседней комнате на полную громкость был включен магнитофон, и ее криков никто не услышал. Тогда Дмитриенко взобралась на подоконник и предупредила Романовского, что выпрыгнет из окна, если он приблизится к ней. Однако тот не обращал внимания на ее слова. Когда он подошел к Дмитриенко, она толкнула раму окна и прыгнула вниз с третьего этажа. В результате падения на землю Дмитриенко получила повреждения, не совместимые с жизнью, и через полчаса скончалась. При расследовании обстоятельств дела Романовский заявил, что он до последнего момента полагал, будто Дмитриенко шутит и кокетничает с ним, набивая себе цену, и что ее поступок явился для него полной неожиданностью. Мать Дмитриенко просила привлечь Романовского к ответственности за убийство. Есть ли в его действиях признаки какого-либо состава преступления? Изменится ли решение, если Дмитриенко выбросилась не с третьего этажа, а с восьмого? Если она не погибла, а благодаря своевременной медицинской помощи осталась жива?

4. Несовершеннолетние Гамов, Бухтояров и Клочков вступили в драку с Крупниным и Вышегородцевым из-за того, что последние во время совместного распития спиртных напитков себя назвали «крутыми», а их - «молокососами». Во время драки обе стороны толкали друг друга, избивали кулаками; в результате двух ударов кулаком по голове, нанесенных Бухтояровым Крупнину, у того произошел перелом височной кости, и через несколько часов он скончался в больнице. Все другие участники драки получили лишь телесные повреждения, относящиеся к легкому вреду здоровью. В ходе расследования уголовного дела Бухтояров показал, что удары он наносил не преднамеренно в голову, а бил по тем частям тела, которые попадутся под руку. Как квалифицировать действия Бухтоярова? Каким будет решение, если благодаря медицинской помощи смерть потерпевшего не наступила? Изменится ли квалификация, если будет установлено, что удары Крупнину Бухтояров наносил с таким расчетом, чтобы попасть именно в голову?

 

Литература ко всем темам дисциплины

1. Плаксина, Т.А. Объективные признаки убийства: общая характеристика: монография / Т.А. Плаксина, Л.С. Ярцева. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.

2. Российское уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / под ред. В.С. Комиссарова. – СПб., 2008.

3. Уголовное право России. Особенная часть: учебник для вузов / под ред. А.И. Рарога. – М., 2010.

4. Плаксина, Т.А. Вопросы квалификации приготовления к убийству / Т.А. Плаксина, А.И. Лызлов // Уголовное право. – 2010. – № 4.

5. Алексеев, А.И. Покушение на убийство двух или более лиц / А.И. Алексеев // Уголовный процесс. – 2007. – № 6.

6. Бавсун, М. Убийство двух или более лиц: совокупность или единое преступление? / М. Бавсун, Н. Куличенко // Уголовное право. – 2007. – № 3.

7. Ситникова, А. Проблемы квалификации убийства женщины при ошибке в свойствах ее личности / А. Ситникова // Уголовное право. – 2008. – № 2.

8. Романовский, Г.Б. Юридическое определение момента возникновения права на жизнь / Г.Б. Романовский // Государство и право. – 2007. – № 11.

9. Павлуцкая, С.В. Убийства, совершаемые при отягчающих обстоятельствах, характеризующих особенности субъективной стороны: автореф. дис. … канд. юрид. наук / С.В. Павлуцкая. – Владивосток, 2009.

10. Егорова, Н.А. К вопросу о новых мотивах совершения преступлений / Н.А. Егорова // Уголовное право. – 2008. – № 1.

11. Тарбагаев, А. Квалификация убийства, совершенного с участием малолетнего или невменяемого / А. Тарбагаев, Д. Куренев // Уголовное право. – 2011. – № 2.

12. Крылова, Н. К вопросу об определении момента окончания жизни в уголовном праве Российской Федерации / Н. Крылова, В. Сафонов // Уголовное право. – 2010. – № 3.

13. Борзенков, Г.Н. Как применять ч. 4 ст. 111 УК РФ / Г.Н. Борзенков // Уголовное право. – 2009. – № 5.

14. Трошкин, Е. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля / Е. Трошкин, С. Токмаков // Уголовное право. – 2009. – № 5.

15. Бавсун, М. Проблемы квалификации убийства во время родов / М. Бавсун, П. Попов // Уголовное право. – 2009. – № 3.

16. Марцев, А. Вопросы совокупного вменения разбоя или вымогательства и преступлений против жизни / А. Марцев, Р. Токарчук // Уголовное право. – 2008. – № 2.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.