Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ стадий (периодизация)




Этот вариант структурно-диахронного анализа направлен на раскрытие внутреннего временного строения процесса. В основе анализа стадий лежит отождествляющее абстрагирование. Выделяются качественно определенные ступени, стадии или фазы, вразвитии процесса, а также однотипные события, образующие функционирующие в нем подсистемы событий (исторические ситуации). Индикатором перехода одной стадии в другую служат события (точнее информация о них в источниках) с качественно новыми сущностными характеристиками, по сравнению с предшествующими событиями. Иногда такие границы могут иметь вполне материальное воплощение. Например, при рассмотрении археологической культуры как исторического процесса, стадии воплощаются в стратиграфии культурного слоя.

Одной из распространённых ошибок, допускаемых при использовании данного вида анализа – навязывание стадий одного исторического процесса другому. Ошибка заключается в перенесении на все исторические процессы во всех сферах общественной стандартного поэтапного деления исторического прошлого, принятого в учебниках. Например, периодизацию истории России XX века принято привязывать к революциям, войнам, и смене глав государства. Однако периодизация истории страны в целом может не подходить для периодизации всех событий во всех сферах жизни и культуры во всех регионах и для каждого отдельного объекта или явления в этих регионах. Развития каждого исторического явления подчинено собственной логике развития, которая может не совпадать или не полностью совпадать с логикой развития страны в целом. Например, развитие какого-либо жанра искусства или направления в науке очень тесно связано с деятельность ведущих лидеров в этих сферах, и этапы в судьбе этих лидеров могут не совпадать с этапами в развитии страны в целом. Для проверки отсутствия или наличия таких совпадений используется другой метод структурно-диахронного анализа – изучение одной системы на фоне развития других систем (или одного процесса на фоне другого).

В анализе стадий важной проблемой является вопрос о границах процессов. Когда конкретно начинается и заканчивается изучаемое историческое событие (процесс)? Этот вопрос применительно к конкретному событию может подразумевать несколько альтернативных ответов, то есть несколько равноправных дат. Важно, чтобы эти даты были обоснованы – именно обоснованиями разных подходов к пониманию начала и конца исторического события и интересен анализ стадий. Начало и конец макрособытий представляют собой либо макрособытия меньшего масштаба, либо микрособытия. Например, начало войны можно начинать с момента неофициального окончательно принятия решения о её начале, с момента её официально объявления, с момента выхода войск в поход, с момента первого сражения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.