Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактический материал. И форм косвенных падежей имен существительных




И форм косвенных падежей имен существительных

Синонимия имен прилагательных

Вопросы для повторения

 

1. В. В. Виноградов писал: «Судьба притяжательных (прилагательных) лишена перспективы». Согласны ли вы с мнением лингвиста? Аргументируйте свой ответ.

2. Почему притяжательные прилагательные не могут образовываться от существительных среднего рода? Докажите.

Делая выбор между сочетаниями: детский велосипед — велосипед для детей, индийский чай — чай из Индии и под., — необходимо учитывать, что хотя они и являются синонимичными, между ними могут существовать семантические (смысловые) различия. Так, в конструкциях первого типа («прилагательное + существительное») обычно подчеркивается характерный признак предмета: детский велосипед (маленький, хрупкий и т. д.). В конструкциях второго типа характерный признак предмета не является главным; кроме того, в такие конструкции добавочные значения привносят предлоги. Например, конструкции с предлогом из могут обозначать материал или вещество (платье из шелка, папка из кожи), происхождение (косметика из Франции, кофе из Бразилии), часть, выделенную из целого (глава из романа, ария из оперы); конструкции с предлогом для обозначают назначение (журнал для детей, оборудование для завода); сочетания с предлогом от служат для обозначения связи с предметом, но в отрыве от него (ствол от пулемета) и т. д.

Примечание. Следует помнить, что не всегда параллельные обороты являются синонимичными, так как расходятся в значениях, например: отцовский дом («принадлежащий отцу») — дом отца; но: отцовские чувства («свойственные отцу, такие, как у отца») — в данном значении нельзя заменить конструкцию сочетанием чувства отца.

 

I. Выделенные словосочетания замените, где возможно, сочетаниями двух существительных (с предлогами или без предлогов). Охарактеризуйте смысловые и стилистические различия полученных вариантов.

 

1. А направо было не облако, а ледяная гора (В. Г. Короленко). 2. Мой дом везде, где есть небесный свод (М. Ю. Лермонтов). 3. Вдруг хрипло, оборванной линией замолкла барабанная дробь (Л. Андреев). 4. Он принялся восхищаться рафаэлевскими фресками (М. Алданов). 5. Крылов взошел на кафедру, раскрыл кожаную папку (Д. Гранин). 6. «Присылаемого Рылеева содержать на мой счет», – писал государь крепостному коменданту (Д. Мережковский). 7. У матери Печорина Татьяны Петровны бывали детские вечера для маленькой дочери (М. Ю. Лермонтов). 8. Но островерхие сосны на мысу все так же спокойно качали кронами (В. Вахман). 9. Городские женщины, они ведь ой-ой-ой! (М. Горький). 10. Ее материнское сердце сжалось (М. Ю. Лермонтов). 11. С лукавой старческой усмешкой поглядывал [он] на книги городских поэтов (Н. Гумилев). 12. Сергей Иванович, умевший, как никто, для окончания отвлеченного и серьезного спора, неожиданно подсыпать аттической соли и этим изменять настроения собеседников, сделал это и теперь (Л. Н. Толстой). 13. Ничего не упомяну... о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара (Н. В. Гоголь). 14. Платов взял стальную блоху (Н. Лесков). 15. Она была одета в красную шелковую одежду (Н. Гумилев). 16. – То копоть пороховая! – обиженным голосом молвил Егорша (Ю. Герман).

II. Охарактеризуйте смысловые отношения, выражаемые беспредложными и предложными сочетаниями существительных с существительными. Возможна ли их синонимическая замена сочетаниями с прилагательными-определениями? Укажите стилистическую окраску тех и других сочетаний.

1. Журналы для детей делали великое дело: они становились наиболее активными посредниками между писателем и ребенком (Е. О. Путилова). 2. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором (К. Паустовский). 3. На одном краю этого поля дымилась труба завода (В. Г. Короленко). 4. И в бурсе появлялась каша из тыкв (Н. В. Гоголь). 5. Влажный зной леса веял дремотою (А. Грин). 6. Первое, что ощутил Гнор, была тупая боль сердца, позыв рассмеяться и гнев (А. Грин). 7: К нему подошла женщина с черными волосами (С. Писарев). 8. Старый метр был знаменит и, точно, никто не превзошел его в дивном искусстве музыки (Н. Гумилев). 9. Янтарь на трубках Цареграда (А. С. Пушкин). 10. Попоны из ценной парчи мерцают на спинах коней (Н. Гумилев). 11. Вчера прибыл ко двору посланник из Голландии (В. Вахман). 12. Здесь же стояли в один ряд лафеты от пушек (Ю. Герман).

III. К приведенным ниже сочетаниям двух существительных подберите соответствующие им сочетания с прилагательным-определением. С теми и другими вариантами составьте предложения. Укажите смысловые и стилистические различия полученных вариантов.

Велосипед для детей, стихи Надсона, джем из черники, апельсины из Марокко, косточка от персика, девушка со светлыми волосами, песни итальянцев, шуба из енота, мужчина двадцати восьми лет, должность директора, любовь матери, отара овец, помощь друга, забота брата, платье из шелка, шелк из Японии.

IV. Заключенные в скобки сочетания двух существительных замените сочетаниями с притяжательными прилагательными. Охарактеризуйте стилистические особенности последних.

 

1. Отец уже сидел, переодетый, вымытый и свежий возле (кресла матушки) (И. С. Тургенев). 2. Это были: караульная будка, у которой стоял солдат с ружьем, две-три (биржи извозчиков) и, наконец, длинные заборы (Н. В. Гоголь). 3. Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в (лачужку пасечника) (Н. В. Гоголь). 4. Безусловно, влияние на него оказала («Логика» Гегеля) (Научн.). 5. И в заключение из (груди матери) вырвался поистине трагический вопль (М. Е. Салтыков-Щедрин). 6. Я поднимаюсь и иду к (кабинету бабушки) (А. Криницына). 7. На крыльце сидела Лариска, (сестра Валерия), и вышивала крестиками по канве (В. Панова). 8. Мать не потерпела бы, чтобы чьи-нибудь руки прикасались к (гармони отца) (В. Панова). 9. Становясь взрослей и бойчей, я гораздо чаще стал нарушать (правила и наказы деда) (М. Горький). 10. (Земляк дяди Феди) сказал – видения бывают только у психических, но что действительно бывает, это предчувствия (В. Панова). 11. – Да ведь (начальник Петруши) – князь (А. С. Пушкин).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.