Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры. Для сенсориков-решительных мобилизация — понятие сенсорное, описывающее физио­логическое, телесное состояние (мобилизация воспринимается ими как телесное




Гипотезы

Для сенсориков-решительных мобилизация — понятие сенсорное, описывающее физио­логическое, телесное состояние (мобилизация воспринимается ими как телесное напря­жение). Интуиты-решительные ощущают (и соответственно, описывают) состояние мо­билизации скорее как внутреннюю готовность, вдохновение и т. п. Аналогично, расслаб­ление для сенсориков-рассудительных — это физическое ощущение, отсутствие напря­жения в теле, а для интуитов-рассудительных на первый план выходит следование ритму, где противоположные состояния сменяют друг друга. При этом расслабленность может проявляться как отвлечение внимания, а мобилизация — как концентрация внима­ния.

Решительные осознают принятое ими решение как свое собственное, а обстоятельства — как сопутствующие факторы. Рассудительными решение часто осознается как вынуж­денное или невольное.

Рассудительные лучше, чем решительные, умеют распределять энергию и оценивать ее запас и расход; решительные лучше, чем рассудительные, выдерживают высокий уро­вень «заряженности» в течение длительного времени.

Решительные нередко предпочитают «аккордный» метод выполнения работ — когда нужно (например, ради большого вознаграждения) некоторое время — несколько дней, недель — напряженно работать, зато потом долго отдыхать. Для рассудительных «ак­кордный» режим работы является неестественным, они предпочитают, чтобы работа (большое дело) выполнялась «небольшими порциями».

Вертность усиливает проявления данного признака: экстраверсия усиливает решитель­ность, интроверсия усиливает рассудительность.

Рассудительные:

«Перед экзаменом в последний день я никогда не готовлюсь. Иду погулять, книжку почитаю какую-нибудь». «Специально не расслабляюсь, но и до шести утра точно сидеть не буду. Просто все рассчитано так, чтобы после десяти вечера уже все закончить. Вечер про­вожу как обычно, а что мне должно мешать?». «Если сильно устал — просто отдыхаю сколько нужно». «Над одной проблемой нельзя сидеть долго, надо отложить». «С моментом принятия решения все сложно. Он не отслеживается. Подготовительный этап и момент при­нятия решения происходят автоматически, а дальнейшее к этому не относится. Принятие решения — само по себе действие, к нему можно возвращаться в любой момент». «Обдумы­вание — это основная работа, после которой момент принятия решения не отслеживается. Если надо что-то еще делать… "задним числом" осознаю обстоятельства, которые меня все равно заставят это сделать. Сама себя "загоняю" в такую ситуацию». «Идет первичный от­бор: надо или не надо — а там как сложится. Решение как-то принимается, но неким неосоз­наваемым образом. А если оно принято, то это не значит, что до него руки дойдут». «Обду­мывание — это хорошо, пока не нужно принимать решение. Еще лучше, если после этого делать ничего не надо». «До принятия решения обсуждений много. Какие принимаются ре­шения, отследить не могу… "Прокрутила" в разных вариантах — уже виртуально сделала». «Если задается дело, его надо долго обдумывать. У меня нет такого момента, в который я решаю, что я буду что-то делать». «Главное в работе — свобода организации, свобода вы­бора». «Важна возможность восстановиться, не хочу перерабатывать». «Обязательно удоб­ное рабочее место и только мое».

Решительные:

«"Поднапряжемся" и сделаем — потом будем отдыхать». «Меня жутко выводило, когда перед экзаменом меня пытались отвлечь, как-то растормошить. Почему? Мешает со­средоточенности, так скажем, вдохновению». «Бывает, что так устанешь, что даже заснуть не можешь». «Диплом я писала непрерывно трое суток, а потом пришла домой и "выруби­лась"». «Принятие решения выделяю в отдельное действие. Всякие сомнения и колебания идут до момента принятия решения». «Каждый раз я отслеживаю момент принятия реше­ния. Если я принимаю решение, то дальше "падает гора на плечи", появляется ответствен­ность». «"Зависать" в процессе обсуждения не буду… Выделяется фаза принятия решения». «Если решил посмотреть фильм, то все равно посмотрю». «Естественно, я помню, когда принимал решение». «Человек что-то говорит — я воспринимаю как сигнал к действию, а это была просто идея… Решение — это промежуточный этап. Решение принято — это не зна­чит, что что-то сделано». «Я не понял — мы уже что-то решили или еще нет?». «Работа должна быть интересной. А деньги — ну это само собой!». «Я работаю ради денег, не счи­таю отдых ценностью. Работаю столько, сколько платят».

ВЕСЕЛОСТЬ — СЕРЬЕЗНОСТЬ (субъективизм — объективизм)

Веселые, они же субъективисты (I и II квадры):

Веселые хорошо осознают общий эмоциональный фон, сопутствующий общению с ка­кими-либо людьми (например, воодушевление, веселье, напряжение и т. д.). Веселье (как, вероятно, и вообще какие-либо эмоциональные переживания) у них выделено в отдель­ный вид деятельности (могут, например, на вопрос о том, чем они были заняты — отве­тить: «Мы веселились» — воспринимают эмоциональное общение как отдельный род за­нятий).

Веселые не воспринимают знакомство как особый вид деятельности (в отличие от серьез­ных, у которых знакомство представляет собой некий ритуал). Хорошо осознают, зачем знакомятся (цель знакомства — интересы, дело и пр.). В отличие от серьезных, не склонны делить «процесс знакомства» на некие последовательные этапы. Могут сразу устанавливать в общении любую дистанцию и регулировать ее по собственному усмот­рению. Для преодоления границ между «своими» и «чужими» используют повышение эмоционального накала (это может быть совместно пережитая радость либо горе). Имя при знакомстве имеет второстепенное значение, первостепенен интерес к человеку, от­ношениям и т. д. — поэтому не считают формальные представления необходимым эле­ментом знакомства.

Субъективист, в отличие от объективиста, не склонен выводить «объективно верные» закономерности (обобщая для этого свой и чужой опыт). Допускает, что у других людей могут быть иные критерии, свой взгляд на любую ситуацию, поэтому определяет свои/чужие действия как верные либо неверные, обязательно сопоставляя их с «субъек­тивным» взглядом — оценивает в привязке к личной концепции, «своей системе», наме­рениям. Субъективисты склонны предлагать (или навязывать) другим людям не «пра­вильный» способ действий, а целостную концепцию по этому поводу — то есть предла­гают не просто «делать по-другому», а «взглянуть на ситуацию по-другому». Не считают, в отличие от объективистов, что есть ситуации, когда существует лишь один «объек­тивно верный» вариант решения задачи — на любую ситуацию, по их мнению, можно смотреть по-разному. Увидев, что что-то делается «не так», спросят, скорее: «А что ты делаешь?» (вместо объективистского «Кто ж так делает?»). Говорят об оптимальности, имея в виду оптимальность в рамках своей концепции, субъективного подхода (с какой точки зрения более оптимально, по отношению к чему). Поэтому стремятся сверить чу­жой взгляд со своим и объяснить собственную позицию (сверить концепции): «Если име­ется в виду это, то делаем так, а если что-то другое — по-другому».

«Сверка концепций» — общее явление для субъективистов, оно касается не только спо­собов действий, но и понятий, терминологии и т. д. Субъективисты в большей степени настроены на то, что под одним и тем же словом, термином разные люди могут понимать разные вещи. Воспринимают терминологию (как и действия людей), как часть субъек­тивной концепции — неотрывно от личного взгляда, занимаемой позиции, намерений и т. д.: «Мы договорились, что мы это называем так». В отличие от объективистов, кото­рые воспринимают терминологию как «объективную», субъективисты понимают раз­ницу терминологий (это может касаться даже устоявшихся терминов) и стремятся све­рить понятия («Это вы так говорите, а я считаю, что это так (не так)»).

Лексика: при описании своих действий или обсуждении совместной деятельности упот­ребляют выражения «изложу точку зрения», «согласно моему представлению», «собст­венные критерии», «соответствует убеждениям», «я заключила», «он настоял» и т. д. То есть подробно описывают вербальную коммуникацию — как именно происходит (или почему не происходит) их вмешательство в ситуацию.

Серьезные, они же объективисты (III и IV квадры):

Серьезные плохо осознают общий эмоциональный фон; не воспринимают эмоционально окрашенные понятия (например, «веселье») обособленно и подменяют их интерпрета­циями, не имеющими прямого эмоционального окраса (вместо слова «веселье» говорят «развлечение», «отдых», «удовольствие» и т. п.). Не воспринимают эмоциональное об­щение как отдельный род занятий, и склонны смешивать его с другими совместными де­лами (могут веселиться на работе или заниматься серьезными делами, веселясь).

У серьезных знакомство с новым человеком представляет собой особый «ритуал», необ­ходимый для сближения с ним (если ритуал не пройден, то серьезный не считает себя «познакомленным», например: «Нас не представили»). В ситуации знакомства серьезным проще, если степень близости контакта задана извне — то есть знакомство существенно облегчатся при наличии какого-либо посредника (человека или ситуации-посредника) — это позволяет «перескочить» первые фазы знакомства, сразу начать более близкое обще­ние. Для преодоления границ между «своими» и «чужими» серьезные создают (или ис­пользуют уже существующие) специальные «правила» и «ритуалы» для поэтапного сближения. Хорошо осознают весь процесс и фазы знакомства (как из «чужого» человек становится «своим»). Для сближения серьезному важно знать имя, какую-либо иную ин­формацию, характеризующую нового человека, — поэтому формальное представление является необходимым этапом знакомства.

У объективиста существует представление об «объективно известных» фактах, законо­мерностях в общем опыте, он считает, что существуют «верные вообще», «всегда пра­вильные» закономерности. Допускает, что у других людей может быть свой взгляд, своя позиция, но не считает, что любое действие может оцениваться как верное/неверное только с определенной точки зрения (допускает существование «объективно верных» действий). Поэтому, с точки зрения объективиста, действия могут быть разными — «субъективными», связанными с личными мотивами и предпочтениями, и «объектив­ными» (когда есть только один «правильный», наиболее эффективный способ что-либо сделать). Объективисты определяют свои/чужие действия как верные либо неверные, сопоставляя их со своим представлением о том, как «объективно правильно». В тех слу­чаях, когда они считают, что в ситуации существует лишь один оптимальный вариант решения задачи, склонны предлагать (или даже навязывать) именно способ деятельно­сти (не свой взгляд, как субъективисты), кажущийся им наиболее целесообразным: «Нет, ты так сделай — так правильно». Говоря об оптимальности, имеют в виду опти­мальность вообще — «объективную» оптимальность (считают, что знают «правильные», «оптимальные вообще» способы действия). При совместной деятельности предлагают «наиболее эффективный» способ; при несогласии прежде всего не «сверяют концепции», а выясняют, знает ли собеседник о том, «как правильно».

В отличие от субъективистов, не настроены на «сверку концепций». Объективисты по­лагают, что устоявшиеся термины, понятия имеют единственно возможное толкование («правильное», «верное») — зачастую не задумываются о том, что другой человек может воспринимать их иначе, в рамках другой концепции. Оперируют такими понятиями как «объективной данностью», как однозначными фактами, не стремясь в этом случае «све­рять концепции»: «Это называется так». Считают при этом, что знают, как пра­вильно, как есть «на самом деле» (считают определенную «картину мира» единственно верной): «Это вы так говорите, но на самом деле это так (не так)».

При описании своих действий или обсуждении совместной деятельности вместо «объяс­нительной» лексики приводят массу примеров (все «верные» и «неверные» действия опи­сывают на примерах).

Примечание

В процессе исследования не подтвердилась гипотеза о квадровом характере развле­чений. Также оказалась несостоятельной распространенная трактовка данного признака, за­ключающаяся в том, что серьезные не будут прилюдно играть и вести себя «по-детски». Ве­роятно, в большинстве таких случаев (например, незнакомые друг с другом взрослые люди катаются с горки) мы имеем дело с типичной «ситуацией-посредником», когда снимаются внутренние барьеры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.