Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение и общественная мысль в России в XVI в




Архитектура и изобразительное искусство в украинских землях в XIII- XV вв.

Архитектура и искусство – это две области, наиболее пострадавшие от татаро-монгольского нашествия. Строительство в Поднепровье фактически было прекращено и развивалось только на территории Галицко-Волынского княжества, основываясь на архитектуре времен Киевской Руси. Даниил Галицкий и его последователи возрождают градостроительство, возводят ряд новых крепостей и отстраивают старые, разрушенные ордынцами. Сюда из разоренных монголо-татарами городов устремились многие мастера. Они основывали ремесленные слободы и выполняли заказы князя.

Во второй половине XIII в. начинается строительство каменных замков: в Луцке, Кременце, Хотине. Новые тенденции появляются в культовом строительстве: храмы становятся подчеркнуто торжест­венными (церкви Успения и Ивана Предтечи в Холме, храмы Иоанна Богослова и Дмитрия в Луцке, церковь Николая во Львове и т.д.). В их архитектуре византийский стиль приобретает новые формы – переплетаются византийско-русский и готический стили, храмы обильно декорируются резьбой, иногда витражами (церковь Иоанна Златоуста в Холме) и фресками.

С конца XIV в. на архитектуру начинают оказывать влияние изменения в тактике ведения войны и развитие военной техники. Возникают замки, полностью выстроенные из камня и кирпича, укрепленные крепостными башнями и бойницами (в Луцке, Меджибоже, Кременце). Главными заказчиками становятся не только церкви, монастыри и крупные феодалы, но и шляхта, окрепшие городские и сельские общины. Укрепляются культурные связи с Западной Европой, в Украине упоминаются мастера из Венгрии и Польши. Все эти тенденции отражаются в строительстве и внутреннем убранстве бескупольных храмов, в которых вместе с продолжением традиций архитектуры Киевской Руси реализованы творчески переосмысленные достижения Запада.

В XV в. архитектура все чаще возвращается к киевским традициям. Строятся деревянные храмы: церковь Святого Духа в Петеличе, собор Благовещения в Ковеле. В небольших храмах, построенных городскими и сельскими общинами, ярко проявляется оборонный характер, вызванный набегами татар и усобицами феодалов. Типичным примером церкви – крепости является Покровская крепость в Сутковцах (XV в.).

К концу XV в. в общих чертах было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. На повестке дня стояла централизация огромной территории, подвластной московскому князю.

Превращение маленького удельного княжества в общерусское государство вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. Стремительное изменение жизни требовало серьезного осмысления. Неслучайно XVI столетие ознаменовалось особенно значимыми достижениями в идейном развитии. Характерной чертой древнерусской мысли было неразрывное единство общественно-политической, философской и религиозной сфер, охватываемое термином «философия» в древнерусском его понимании.

 

В 1520–1530 гг. монах расположенного близ Пскова Елеазарова монастыря Филофей в своем «Послании на звездочетцев» излагает концепцию о Москве как «Третьем Риме». Эта концепция продолжала идейную традицию русских мыслителей XV в., стремившихся показать преемственность власти «царствующего града Москвы» от прежних мировых столиц. В изображении Филофея Москва предстает последним оплотом истинного христианства, возвысившимся вместо Рима и Константинополя («второго Рима»), которые были низвергнуты Богом за грехи и отступничество. Москва стала «Третьим Римом», а четвертому «не бывать». Теория служила нуждам идеологического оформления независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия русского государства с монархиями Европы, еще раз подтвержденного в 1547 году, когда Иван Грозный принял титул царя, считавшийся в то время равным титулу императора.

Проблемы политического устройства и путей развития России нашли отражение в переписке Ивана Грозного и бежавшего в 1564 г. в Литву Андрея Курбского. Обвиняя царя в деспотизме и бессмысленной жестокости, князь Курбский выступает за создание государства, в котором бы центральная власть признавала права аристократии и осуществляла управление координируя действия с духовными и земскими соборами. Главным образом Курбский призывает считаться с родовой знатью, «сильными в государстве избранном», «воеводами». По мнению князя, именно они составляют силу Руси, их стараниями покоряются «прегордые царства» и города. Иван отвечает, что не знает, что это за «сильные», что государство держится Божьим милосердием и его государевой персоной, а не судьями и воеводами. Он самодержец, сторонник абсолютной, ничем не ограниченной монархии. «А жаловати есьмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же», – так формулирует царь Иван свое политическое кредо.

Точку зрения служилого сословия на устройство государства высказал известный публицист, выходец из русских дворян Великого княжества Литовского Иван Семенович Пересветов. В 40-х – начале 50-х гг. XVI в. он написал несколько произведений, в которых резкой критике подверглись бояре, «ленивые богатины», опутывающие царя лестью и пренебрегающие службой. Свои идеи Иван Пересветов излагал в аллегорической форме. В своем «Сказании о Магмет-салтане» он рисует образ некой идеальной страны, якобы Турции, в которой правит царь, «философ мудрый» Магмет-салтан. Мудрый царь строг к лживым вельможам. С продажных судей Магмет приказывает содрать кожу, набить ее бумагой и выставить получившиеся чучела в судах. «Без грозы нельзя правду в царство ввести. Как конь под царем без узды, так царство без грозы», – пишет Пересветов. Он сторонник сильной самодержавной власти. Однако его позиция существенно отличается от позиции Грозного. По его мнению, царь должен искать опору в служилом дворянстве, «воинниках». Только дворяне, чье благосостояние всецело зависит от царских пожалований способны на нелицемерную преданность государю. Царь должен ценить это и награждать за самоотверженную службу.

С особой силой разгораются в XVI в. религиозные споры. Противостояние «нестяжателей» и «иосифлян», начавшееся еще в XV в., втягивает в свою орбиту все новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек (Михаил Триволис) (1470 – 1556). Выходец из знатного греческого рода, получивший прекрасное образование, Михаил долгое время жил в северной Италии. Там он общался с деятелями культуры Возрождения, увлекался проповедями Савонаролы, затем постригся в монахи в католическом доминиканском монастыре Сан-Марко. Из Сан-Марко он переезжает на Афон, где принимает постриг в православном Ватопедском монастыре под именем Максим. В 1518 г. афонский книжник Максим по приглашению Василия III пребывает на Русь, где его, как и многих его соотечественников (например, иконописца Феофана), прозывают Греком. Келья Максима в Чудовом монастыре становится своеобразным «литературным клубом», «философским кружком». Наследие Максима Грека очень обширно: это и переводы, богословские труды, философские произведения. Благодаря его работе на Руси получили распространение многие сведения философского, исторического, лексикографического характера. Наиболее значительным его трудом как переводчика является Толковая Псалтырь, каждый из 151 псалма Максим снабдил символическими интерпретациями, принадлежавшими видным богословам древности: Оригену, Афанасию Александрийскому и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.