Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительное искусство Украины в XVII в.в




Изобразительное искусство. Сохраняя в значительной мере церковный характер, живопись Украины в этот период начинает все больше отражать влияние местных светских элементов, приобретает черты, развивающиеся в украинской живописи в более позднее время. Значительное место в ней начинают занимать изображение быта, портрет, пейзаж.

Книжная миниатюра обогатилась не только чисто художественно. В ней появились жанровые мотивы с введением в «инициалы» (заглавные буквы) изображений людей, передающих местный типаж и быт. Прежний плетеный орнамент сменился орнаментом, изображающим животных и птиц.

Украинская живопись в XVII в. продолжала развиваться, основываясь на достижениях и традициях древнерусского искусства, обогащаясь достижениями русской и белорусской живописи. Сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Украину в 1654 и 1656 гг., поражался шедеврами живописи в Киеве (росписями церквей, иконами). Он отмечал совершенство и красоту произведений местных мастеров.

В украинской живописи отражались новые общественные интересы, возникшие вследствие воссоединения Украины с Россией. Тематика изобразительного искусства расширялась. Этому способствовали достижения народных художников. Живопись все больше и больше освобождается от теологических уз, отходит от канонических византийских образцов, приближается к реальной жизни. Художники того времени даже в картинах «страшных судов» воплощали антифеодальные настроения, изображая угнетателей как носителей зла, которое каралось, а простых людей помещали в рай, т.е. признавали их моральное превосходство над господами, экономами, судьями, попами и т. д. Народная живопись обращалась чаще всего к образам казаков — защитников от угнетателей.

Ведущее место в монументальной стенописи занимали художники-мастера Киева, которые принимали участие в росписи многих храмов Киева, Чернигова, Полтавы, Переяслава, Нежина и других городов Украины. Живописью украшали общественные здания, а также жилища преимущественно старшины и богачей. Так, росписи на исторические, мифологические и морально-бытовые сюжеты сделаны в Киевской академии, Переяславской семинарии, дворце архиереев в с. Андрушах на Переяславщине и других сооружениях того времени.

В Успенском соборе Печерской лавры в конце XVII в. была собрана портретная галерея гетманов, старшин и другой знати. При этом украинские художники делали стенопись по типу стенописи московского Кремля, что свидетельствовало о художественных связях Украины с Россией. Монументальная стенопись появилась во многих сооружениях Кирилловского, Межигорского, Выдубицкого, Рустинского, Мгарского монастырей, а также на западно-украинских землях — во Львове, Жолкве, Ските Манявском и т. д. С местными мастерами над росписью храмов и дворцов работали мастера-живописцы из России, Италии, Франции, Голландии, Польши и других европейских стран. В совместном труде происходил взаимообмен опытом.

В области станковой живописи особое место занимала иконография. На иконах все чаще изображались простые люди с их ежедневными заботами. Но заметно и стремление феодалов увековечить себя па иконах, показать этим свое превосходство над простыми людьми. Портретное искусство постепенно выделяется в отдельный жанр и в нем явно преобладают черты реализма. Со второй половины XVII в. внимание портретистов начала привлекать личность Б. Хмельницкого. Замечателен, в частности, его портрет во весь рост, выполненный неизвестным художником на стене Успенского собора Печерской лавры. К шедеврам того же времени принадлежит и портрет жены одного из старшин — Евдокии Жоравко (из Новгорода-Северского), созданный художником II. Паевским.

Воспитанниками Академии художеств в Петербурге были выходцы с Украины художники Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Лосенко, К. Головачевский, И. Саблуков и др. Целую эпоху в украинской и русской портретной живописи представляло творчество художников Д. Левицкого и В. Боровиковского. Д. Левицкий возглавлял портретную мастерскую в Академии художеств, А. Лосенко стал в ней профессором и директором.

Искусство графики также развивалось в направлении реального изображения действительности. Среди известных графиков талантом славились И. Щирскнй, И. Мигура, братья О. и Л. Тарасовичи, М. Зубрицкий и др. Братья Тарасовичи работали не только на Украине, но и в России. В частности, Л. Тарасович в Москве создал ряд композиций, посвященных Крымским походам конца XVII в. Патриотизмом проникнута и гравюра «Тезисы Обидовского» И. Щирского.

Своеобразным мастером украшения рукописной книги стал В. Григорович-Барский, который оставил иллюстрированное описание своих путешествий по многим странам мира. Мастера графики работали при типографиях Киева, Львова, Чернигова, Новгорода-Северского, Екатеринослава и других городов.

Резьба по дереву, изготовление посуды, кафеля, ковров, полотенец (рушников), золотых, стеклянных и медных изделий, вышивание одежды в руках умельцев становились настоящим искусством. Творческие приобретения в декоративном искусстве обогащали культуру украинского народа.

28. Культурный переворот Петровской эпохи: сущность, содержание, главные итоги. ЗДЕСЬ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ: НАДО ПОДЛИТЬ ВОДУ ИХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ ПО ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХЕ. ЧТО-ТО ОБОБЩИТЬ, ЧТО_ТО ВЫДЕЛИТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ РАССКАЗАТЬ В КРАТЦЕ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.