Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об ораторском искусстве 2 страница




31. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.

 

Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Поза

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Жесты

Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

ь Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)

ь Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.)

ь Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Приведем несколько примеров:

Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. В этом случая менеджер может помочь собеседнику разговориться, задав ему вопрос или обратив внимание на его позу с помощью утверждения: «Я вижу, вы не во всем согласны со мной». Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос, скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера.

Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений.

Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.

Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты.

Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты - собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты - указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию.

Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.

Наиболее часто употребляемые движения головы - это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой. Исследования, проведенные с слепоглухонемыми от рождения людьми показывают, что они также пользуются этими жестами, и это дает повод считать, что эти жесты являются врожденными.

Выделяют три основных положения головы. Первое - прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе - голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И, наконец, третье - когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т.д.

Мимика

Мимика - движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

32. Коммуникативный кодекс.

 

Представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев.

Главные принципы:

  1. Принцип кооперации Грайса
  2. Принцип вежливости Лича

 

Принцип Кооперации объединяет некоторое множество постулатов (или максим) как своеобразных предписаний или рекомендаций коммуникантам [1].

Постулат Количества

1). Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

2). Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

Постулат Качества

1). Не говори того, что ты считаешь ложным.

2). Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Постулат Отношения / Релевантности

Не отклоняйся от темы.

Постулат Способа

1). Избегай непонятных выражений.

2). Избегай неоднозначности.

3). Будь краток (избегай ненужного многословия).

4). Будь организован.

Принцип Кооперации П. Грайс понимает как своего рода договор, аналогичный нормам не только речевого, но и внеречевого поведения. У участников совместной деятельности любого типа есть общая ближайшая цель. Предполагается согласованность, взаимозависимость вкладов участников. В каждом взаимодействии на некоторое время устанавливается некое (иногда имплицитное) соглашение.

Г.П. Грайс не настаивает на строгом соблюдении всеми говорящими во всех случаях языкового взаимодействия всех сформулированных им максим. Постулаты Принципа Кооперации могут либо соблюдаться, либо же намеренно и открыто нарушаться.

В диалогическом дискурсе говорящий может:

а) соблюдать данный постулат;

б) обойти его каким-то образом;

б) сознательно нарушить постулат, эксплуатировать его, что порождает разговорную импликатуру.

 

Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуни­кации — принцип вежливости,представляющий собой сово­купность ряда максим. Кратко охарактеризуем их.

1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает опреде­ленную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т. д.).

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клят­вой. Хороший коммуникативный акт не должен быть диском­фортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оцен­ке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай дру­гих»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодей­ствие, определяется не только позициями собеседников по от­ношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (по­зитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуника­тивной стратегии.

4. Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертыва­ния коммуникативного акта является реалистическая, по воз­можности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя ре­шения более серьезной задачи, а именно — сохранения пред­мета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной кор­рекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного пред­метного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему представляет так на­зываемый безучастны и контакт, когда собеседники, не буду­чи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает осно­вание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуа­ции с намечающимся конфликтом.

 

33. Нравственные установки участников речевой коммуникации.

 

Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные
примеры некорректных, конфронтационных речевых актов. Неумение и нежелание вести
конструктивный диалог нередко приводят к размежеванию тех сил, которые должны объединяться,
становиться единомышленниками. Энергия зачастую тратится не на решение жизненно важных
задач, а на уничтожение оппонента, что приводит к самоуничтожению сторон.

Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является
отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к
окружающему миру.

Нравственная установка — это готовность личности действовать в соответствии с
определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной
ответственности, справедливости, долге и т. д. Нравственная установка личности формируется в
процессе социализации, то есть воспитания в семье, при получении образования, усвоении
соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали.

Следует отметить, что начиная с античных времен теоретики и практики ораторской речи,
специалисты по общению придавали и придают большое значение нравственной позиции
говорящего. Например, в «Российской риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается, что оратор
должен иметь нравы добрые и наклонности честные, что «слово его не меньше должно быть
вывескою его добродетели, как и просвещения».

Е. Н. Зарецка*., автор книги «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации» (1998),
утверждает, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися
друг к другу, невозможно, даже

если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне
корректными речами. Истинные чувства, проявляясь непроизвольно в мимике, жестах, интонации,
будут изобличать их и деструктивно действовать в процессе общения. Так как сознательные и
бессознательные установки трансформируются в чувства, которые непроизвольно актуализируются
жестами, мимикой, движениями, голосом, то, о чем бы мы ни говорили с другим человеком, мы
одновременно сообщаем ему и наше отношение.

Психологи отмечают, что, улавливая несоответствие между установками и поведением, человек
начинает ощущать некоторое напряжение («диссонанс»), чувство дискомфорта. При этом, даже
если разум влечет его к согласию с оппонентом, то чувство дискомфорта вызывает протест и,
казалось бы, нелогичное намерение к конфронтации, капризному упрямству. Опыт показывает, что
максимизация эффективности общения достигается тогда, когда этические и эмоциональные
установки соответствуют содержанию речевого акта.

Отсутствие позитивных нравственных установок в речевом общении в известной мере является
следствием тоталитарного режима в нашей стране. Многие нравственные проблемы решались на
основании всем известного принципа: нравственно то, что служит делу революции, делу
строительства коммунизма. На этом фундаменте строилась вся система ценностей и
деятельностных ориентиров. В последние годы ценностные установки российского общества
динамично меняются, происходит кардинальное переосмысление понимания общественного долга,
моральной ответственности личности. Как утверждают социологи, в России сейчас господствует
моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему
нравственных ценностей, свой моральный кодекс, который и определяет конкретную линию
поведения, в том числе и речевого. По мнению исследователей, это тревожный фактор
общественного развития.

Моральный плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером
для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении тех или иных вопросов.

Наиболее продуктивной базой формирования позитивных нравственных установок для
осуществления эффективной речевой коммуникации является новая этическая парадигма

 

сложившаяся в XX веке, — этика ненасилия, или сопротивление насилию ненасильственными
методами.

Согласно концепции этики ненасилия каждый человек является одновременно носителем добрых
и злых начал, находящихся в постоянном противоборстве. Проявление доброго и злого в поступках
людей нестабильно. По отношению к одному человек может проявлять доброту, по отношению к
другому — злобу, сегодня он может быть добрым, а завтра — злым. Взаимодействуя, люди по
законам подражательности заражают друг друга и добром, и злом. Душа человека отзывчива и на
злое, и на доброе. Добро и зло как бы переливаются от одного человека к другому. Люди
взаимосвязаны в добре и зле. Поэтому приверженец ненасилия, строя свои взаимоотношения с
другими людьми, исходит из установки, что они открыты и отзывчивы к добру и злу.

В процессе речевой коммуникации партнер должен активизировать добрые начала,
способствующие гармоничному сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции.

По утверждению философов, нравственная амбивалентность (двойственность) неустранима и
является основой человеческого общественного бытия.

Идеологи этики ненасилия сформулировали ряд принципов социального взаимодействия людей,
которые должны учитываться и в практике речевой коммуникации. К ним относятся: отказ от
монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссам; критика своего
собственного поведения с целью выявления того, что в нем

могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента; анализ ситуации глазами
оппонента с целые понять и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из
конфликта с честью; борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним; полная открытость
поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений,
тактических хитростей и др.

Таким образом, нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь
процесс организации речевого взаимодействия. Поэтому риторическое образование должно
сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием.

 

34. Организация речевого взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации.

 

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это
говорение, порождение речи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование,
понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой,
жестами, поведением и т. д.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.