Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность речевой коммуникации




Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового
восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Правильная интерпретация
считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом
коммуникатора. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный текст, что именно хотел
сказать его автор с помощью всех использованных средств, можно утверждать, что он
интерпретировал текст правильно. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения у
отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки и принятия
решения, стать причиной нежелательных конфликтов.

Как отмечают исследователи, успешность речевого общения и его неудачи зависят не только от
выбора говорящими языковых форм. Большое влияние на эффективность речевой коммуникации
оказывают многие экстралингвистические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят
потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника,
близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел
(намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посторонних,
физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др.

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт
и взаимопонимание в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количество передаваемой
информации, ее точность увеличиваются в атмосфере доверия и открытости между участниками
общения.

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации
Г. П. Грайса и принципа вежливости Дж. Н. Лича, установление парт-
нерских отношений, а также применение ряда психологических принципов общения,
сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.

 

35. Доказательность и убедительность речи.

 

В процессе речевого взаимодействия коммуникатор, как правило, не просто передает
собеседнику новую информацию, а убеждает его принять ее, доказывает ему правильность своей
позиции, т. е. оказывает на него определенное убеждающее воздействие.

Доказывание и убеждение — это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом.
Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения, а убеждать— это создавать
впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей
единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.

Практика показывает, что в процессе общения возникают самые разные ситуации. Говорящий
логически правильно доказывает выдвинутый тезис, но это не убеждает оппонентов, так как
доказательство сложно для них и не воспринимается ими. Напротив, убеждают иногда
рассуждения, основанные не на доказательстве, а на предрассудках, на неосведомленности людей в
разных вопросах, на вере В авторитеты и т. д. Большое влияние оказывают красноречие
выступающего, пафос его речи, уверенность в голосе, внушительная внешность и т. д. Другими
словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и,
наоборот, убедить, не доказывая. Однако следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа
убедительности речи — ее доказательность, обоснованность, т. е. содержание доказательств.

Что же такое доказательство? В современном литературном языке это слово имеет два значения.
Они зафиксировачы в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: 1.
Факт или довод, подтверждающий, доказывающий что-нибудь. 2. Система умозаключений, путем
которых выводится новое положение.

В логике доказательство — это логическое действие, в процессе которого истинность какой-
либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Аристотель говорил, что люди тогда всего
более убеждаются, когда им представляется, что что-либо доказано. Умение доказывать он считал
самой характерной чертой человека. «...Не может не быть позорным бессилие помочь себе словом,
— писал Аристотель в «Риторике», — так как пользование словом более свойственно человеческой
природе, чем пользование телом».

Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или
положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, доводы
(положения, с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ
доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при
выведении тезиса из аргументов).

Различают доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис
обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство
предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего
положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего
делается заключение об истинности тезиса.

К прямому и косвенному доказательствам нередко прибегают одновременно. В этом случае говорящий обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса.

 

36. Основные виды аргументов.

 

Во время публичного выступления, в ходе презентации, при проведении беседы, переговоров
постоянно приходится отстаивать свою точку зрения, опровергать мнение оппонентов, убеждать, а
зачастую и переубеждать слушателей.

Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов
убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания — теория аргументации («новая
риторика»).

Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и
оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-
психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Исследователи выделяют в аргументации два аспекта — логический и коммуникативный.

В логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований (доводов) для
некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку зрения.

В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения
реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса
— формирование убеждения. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если
реципиент: а) воспринял, б) понял и в) принял тезис аргументатора.

Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе
общения используются различные виды аргументов

Начиная с античных времен принято делить доводы на логические, обращенные к разуму
слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие суждения:

—теоретические или эмпирические обобщения и выгоды;
—ранее доказанные законы науки;

— аксиомы и постулаты;

— определения основных понятий конкретной области знаний;
—утверждения о фактах.

В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение. Факт — это действительное,
невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение — суждение,
выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо
от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные
установки, личностные ориентиры, особенности характера, психологическое состояние, уровень
подготовки, степень осведомленности и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми,
необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надежными аргументами. К
мнениям же необходимо относиться критически, учитывая исторические и социальные условия,
которые оказали влияние на их формирование.

Достаточно весомыми логическими доводами считаются статистические данные. Однако
цифрами нельзя злоупотреблять. Обилие цифр оглушает слушателей, затрудняет восприятие
содержания речи. Важно, чтобы статистические данные отражали реальное положение дел, не
искажали действительность.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Если оратор в своем
выступлении затрагивает какие-либо чувства, то его речь больше воздействует на слушателей, она
лучше запоминается. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает
эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. И. Ильф и Е.
Петров в «Двенадцати стульях» великолепно показали, как Остап Бендер играет на честолюбивых
чувствах васюкинцев, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения
там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней
любовью».

Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться
желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы:

— довод к чувству собственного достоинства;

— довод от сочувствия;

— довод от обещания;

— довод от осуждения;

— довод от недоверия;

— довод от сомнения и т.п.

Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает
говорящему обращаться к низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить те. или
иные конфликты. К ним относятся злоба, зависть, алчность, агрессивность, тщеславие и др.

Необходимо учитывать, что психологические аргументы могут быть использованы
недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Вот некоторые из них:

— аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам
принуждения);

— аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);

— аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо
отношении);

— аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости,
человеколюбию, состраданию);

— аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и
т.п.) и др.

Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают
доводы сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, трудно опровергаемое,
называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводами без каких-либо уточнений,
значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется

теми целями, которые были поставлены.

Кроме того, чтобы добиться своей цели, надо хорошо знать того, к кому обращены доводы, и
приводить аргументы с учетом индивидуальных особенностей оппонента. Блестящее
подтверждение этому можно найти а поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», проследив, как Чичиков
искусно убеждает местных помещиков.

 

 

37. Особенности публичной речи.

 

В публичной речи используется публицистический стиль. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика (общественно- политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.


Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.


Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.


Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общественно-политические, нравственно-этические темы.

Для публичной речи и публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно- политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.


Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.


У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.


Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Соловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юристов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарскому), М. Шолохов, А. Толстой, JI. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев.


171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известного русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистического стиля, иллюстрируя их примерами из текста.


Господа судьи, господа присяжные заседатели!


Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсудимых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение вашей довольно продолжительной сессии приходилось встречаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, неразвитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка являлись причинами, привлекавшими их на скамью подсудимых. Совершив преступление, нарушив закон, они заслуживали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению преступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершенно иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, могли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлекает в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судебному следствию, избавляет меня от необходимости указывать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемыми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается приурочить один из подсудимых к целям общего блага и спокойствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.

 

38. Приемы управления аудиторией.

 

Как ни интересна была бы речь, внимание слушателей со временем притупляется, и они перестают воспринимать ее. Поэтому ритору необходимо знать приемы управления аудиторией.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. П. Сергеич указывает, что «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».

К специальным ораторским приемам относят вопросно-ответный ход. Ритор вслух рассуждает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает, выдвигает возможные предположения и возражения, приходит к определенным выводам.

Нередко юмор становится очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории. Чтобы достичь взаимопонимания со слушателем, в публичном выступлении используется прием сопереживания. Оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние. Благодаря приему соучастия оратор ссылается на совместное участие со слушателем в каких-либо мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах.

Выступающий может соглашаться или не соглашаться с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитировать его слова, обыгрывать их. Такой прием получил название апелляции к речи предыдущего оратора.

Ритор для пробуждения внимания аудитории может обратиться к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы, т. е. апеллировать к событиям.

Апелляция к погодным условиям – еще один прием управления аудиторией, когда оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную или теплую погоду и прочее, усиливая тем самым эффект от своей речи.

Чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, оратор приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических или общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, газеты, журналы, мнения авторитетных деятелей. Этот прием называется ссылкой на авторитеты или известные источники.

В некоторых случаях полезна апелляция к интересам аудитории. Оратор рассматривает тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений и т. п.

Выделяют также такой прием, как апелляция к личности оратора. В данном случае выступающий обращается при обсуждении каких-либо вопросов к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий.

Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, крылатые слова и фразеологизмы. Кроме того, помогает и обращение к аудитории. В управлении могут быть полезны голосовые приемы, т. е. повышение или понижение голоса, изменение его громкости, темп речи. Пауза здесь придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.

 

39. Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей. Взаимодействие оратора и аудитории. Проблема контакта.

 

Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей

 

Еще в античные времена словом аудитория называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую на театральное представление. Этот термин имеет прямую связь с латинскими словами аи/Иге (слышать) и auditor (слушатель). В современной научной литературе аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединенных интересом к предмету высказывания, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения. Это сложная социально- психологическая общность людей с очень своеобразными особенностями коллективных переживаний. Хорошее знание аудитории, в которой предстоит выступать, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении. Каковы же основные характеристики аудитории ораторской речи? Прежде всего это степень однородности/неоднородностиаудитории. Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями. Существенный признак аудитории — количественный составслушателей. Оратору далеко не безразлично, сколько человек его будет слушать. Поведение людей и их реакции в большой и маленькой аудитории различны. Вот что пишет по этому поводу Э. Джей в книге «Эффективная презентация»: «Главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они больше, тем больше похожи на одного человека. Вместо того чтобы стать более разрозненной, она становится более однородной». Автор подчеркивает, что с людьми в большой аудитории происходят две важные вещи, которых трудно добиться при других обстоятельствах: они объединяются и солидаризируются; они единодушно принимают и одобряют чье-либо лидерство. Когда одну французскую певицу спросили, как она реагирует на театр, полный людей, которые пришли послушать ее, она ответила: «Я стараюсь превратить их всех в одного человека, затем стараюсь заставить его полюбить меня. Если мне это не удается, я ухожу домой». который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его. Важная характеристика аудитории — мотив действияслушателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, заседания, митинги и т.п., руководствуясь определенными соображениями. Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают к посещению и слушанию выступлений. К первой группе они относят мотивы интеллектуально-познавательного плана (приходят, так как интересует тема выступления, хотят расширить свои знания по данной проблеме, выяснить неясные вопросы и т. п.), ко второй — мотивы морального плана (обязаны присутствовать на мероприятии, не хотят из-за отсутствия иметь неприятности, писать объяснительные и др.), третьей — мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора и т. д.). Естественно, что с самого начала слушатели, находящиеся в зале, по-разному настроены на речь выступающего. Те, кто пришел потому, что их интересует тема выступления, т. е. которые руководствуются интеллектуально- познавательными мотивами, гораздо больше готовы к восприятию речи, чем слушатели, присутствующие по обязанности. Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступление. Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение.   Следует иметь в виду, что большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает так называемая «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Отличительной особенностью маленькой аудитории является то, что она не представляет собой единого монолита, чего-то целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере является показателем успешного выступления. Малочисленной аудиторией легче управлять. Но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей. Для аудитории характерно и чувство общности,которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Во время выступлений можно наблюдать любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возникает легкий шум, и он быстро распространяется по всему помещению. Наш сосед одобрительно кивает выступающему головой, и это определенным образом влияет и на наше поведение, наше отношение к словам говорящего. 3 конце зала прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих (подражание), на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой,  

 

Взаимодействие оратора и аудитории. Проблема контакта Один из чеховских героев так вспоминает о своей лекторской деятельности: «Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти». Действительно, заветная мечта каждого оратора, самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями. По определению психологов, контакт— это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателями. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы — оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание,т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Внешне контакт проявляется прежде всего в поведении аудитории. Некоторые считают, что главный признак контакта — это тишина в зале. Однако это не так. Тишина бывает разной. Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но все прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте ораторах аудиторией.реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. Контакт может быть полным и неполным, т. е. охватывать всю аудиторию или только часть слушателей, а также устойчивым от начала до конца выступления или неустойчивым, меняться в процессе выступления. Какие факторы влияют на установление контакта? На первое место можно поставить актуальность обсуждаемого вопроса, новизну в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно они в значительной степени определяют успех ораторской речи.. Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия. Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий не ради красного словца, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Единство слова и дела — это нравственно-этический критерий деятельности оратора, одно из главных требований, предъявляемых ему, важное условие взаимопонимания. Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать, знать ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п. На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели — это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Зрительное внимание слушателей привлекают внешний вид оратора, его поведение во время речи, мимика, жесты, поза, движения. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор, как он преподносит материал — излагает его свободно или читает текст заготовленной речи. Все эти факторы влияют на установление контакта. Главные показатели взаимопонимания между говорящим и слушающими — положительная  

 

 

40. Коммуникативные качества речи. Точность речи. Понятность речи

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.