КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Колебания 2 страница
Нормы ударения в русском языке Задание 1. Определите место ударения в словах. Аноним, аргумент, арест, бармен, благовест, блудница, бюрократия, вероисповедание, вечеря, взапуски, втридорога, газопровод, гражданство, диспансер, догмат, договор, донельзя, досыта, дотронуться, доцент, еретик, жалюзи, завидно, запломбировать, знамение, издревле, иконопись, иначе, инсульт, искони, исстари, изобретение, каталог, квартал, корысть, мельком, назло, наискось, наотмашь, начать, некролог, новорождённый, облегчить, ободрить, оптовый, понял, принудить, принять, псевдоним, процент, премировать, пуловер, созыв, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайство, христианин, щавель, эксперт. Задание 2. Выберите правильный вариант. Арахис – арахис; догмат – догмат; фортель – фортель; форзац – форзац; эпиграф – эпиграф; кетчуп – кетчуп; колледж – колледж; коклюш – коклюш; щавель – щавель; пасквиль – пасквиль; генезис – генезис; менеджер – менеджер; фетиш – фетиш; безудержный – безудержный; каталог – каталог; украинский – украинский; отрочество – отрочество; ходатайство – ходатайство; надолго – надолго. Задание 3. Поставьте правильно ударение в существительных мужского рода. Алкоголь, алфавит, безмен, досуг, дефис, доллар, квартал, инсульт, коклюш, партер, нарост, портфель, триптих. Задание 4. Поставьте правильно ударение в существительных женского рода. Злоба, искра, камбала, курага, дремота, зевота, ломота, немота, свекла, щеколда, щиколотка, бюрократия, флюорография. Задание 5. Поставьте правильно ударение в существительных среднего рода. Возвеличение, захоронение, озвучение, квашение, обеспечение, сосредоточение, упрочение. Задание 6. Поставьте правильно ударение в наречиях. Донага, донельзя, завидно, мастерски, задолго, искони, издавна, исподволь, наотмашь, наискось, отчасти, щегольски, назло, мельком. Задание 7. Поставьте правильно ударение в прилагательных. Айвовый, альтовый, атомный, гладильная, грушевый, домовая, зубчатый, каталожный, кухонный, оптовый, сливовый, суповой, августовский, грошовый. Задание 8. Проверьте, совпадает ли место ударения в каждой группе слов.
Задание 9. Определите, какие акцентологические ошибки типичны при употреблении приведенных групп слов. Поставьте ударение, произнесите правильно. а) столяр, щавель, созыв, ревень, досуг, безмен, сабо, доцент; б) туфля, злоба, пройма, свекла, статуя; в) кедровый, сливовый, украинский, губчатый, пиковый, козырной, оптовый; г) присовокупить, облегчить, углубить, запломбировать.
Задание 10. Разделите слова на три группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге и с ударением на третьем слоге. Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, карлица, перекупщик, страховщик, кислица, танцовщица, роженица, ядрица, часовщик, баловница.
Употребление форм имен существительных Задание 1. Определите род имен существительных. Визави, домишко, кофе, шампунь, инкогнито, сирота, староста, жюри, умница.
Задание 2. Определите род аббревиатур. УВД, МГУ, МХАТ, ООН, МИД, ГЭС, ЭВМ, СНГ, ГАИ, ЖСК, НИИ.
Задание 3. Выпишите слова женского рода. Тюль, фрау, иваси, тушь, неженка, бремя, авеню, мозоль, глупышка, рояль, вуаль, мадемуазель, бра, табель, кенгуру.
Задание 4. Выпишите слова мужского рода. Воевода, юноша, хвастунишка, лакомка, глупышка, рантье, умишко, шимпанзе, подмастерье, сапожище, гений, толь, пони, отель, неряха.
Задание 5. Выпишите слова среднего рода. Знамя, носище, маслице, городишко, пьяница, кольраби, пепелище, безе, купе, клише, декольте, атташе, желе, жюри, кафе, неженка.
Задание 6. Выпишите несклоняемые имена существительные, определите их род. Жалюзи, бигуди, сопрано, депо, бюро, гастроли, хиппи, спагетти, метро, пальто, иваси, гетто, портмоне, бубны, домино, манго, бикини, желе, виски, рагу, пюре.
Задание 7. Распределите существительные слова на три группы: женского, мужского и общего рода. Конферансье, протеже, крупье, змея, судья, староста, свинья, врач, портье, зазнайка, умница, ябеда, воротила, тамада, голова, домина, недотрога, маэстро, брюзга, забияка, простофиля, какаду, денди, сластена, повеса, колибри, жадина, бродяга, коллега, малютка, невежа, невидимка, одиночка, пьяница, сирота, убийца.
Задание 8. Определите род имен заимствованных существительных. Мадам, кредо, пенальти, атташе, денди, салями, буржуа, леди, мисс, фламинго.
Задание 9. Разделите существительные на три группы: женского, мужского и среднего рода. Безе, денди, мозоль, иваси, какаду, бра, желе, лосось, моль, кольраби, пони, жюри, меню, тюль, пери, пемоксоль, фламинго, резюме, шампунь, филе, фойе.
Задание 10. Определить род имен существительных. Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР – ТАСС.
Задание 11. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных. 1. К завтраку был.. подан.. кофе с молоком. 2. Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл... 3. Читальн.. зал.. библиотеки хорошо проветривается. 4. В табел.. отмечается выполненная членами бригады работа. 5. Крыша сарая была покрыта тол... 6. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.. лев.. рельс...7. В магазине продается яблочн.. повидл... 8. Лесовоз проезжал по широк.. просек... 9. На лицо женщины был.. накинут.. траурн.. вуаль. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль.
Задание 12. Словосочетания, приведенные во множественном числе, поставьте в форму единственного числа. Высокие жирафы, ужасные неряхи, красные георгины, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, домашние тапочки, белые босоножки, огромные домины, узкие ботинки, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, ранние овощи, железнодорожные плацкарты, веселые запевалы. Задание 13. Определить закономерность употребления окончаний –а-/-ы- в формах множественного числа именительного падежа имен существительных. а) адрес, директор, доктор, купол, мастер, паспорт, профессор; б) договор, инженер, лектор, месяц, токарь, торт, офицер, слог; в) инспектор, инструктор, лагерь, прожектор, сектор, хлеб, цех. Задание 14. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных. Адрес, директор, доктор, купол, мастер, бухгалтер, шило, флигель, тормоз, корпус, редактор, паспорт, профессор, договор, инженер, лектор, токарь, торт, верх, лыжня, шофер, дно, офицер, фельдшер, отпуск, выбор, знание, ребенок, человек, жир, газ, пропуск, колено, хлеб, лист, образ. Задание 15. Разделите приведенные существительные на три группы: с окончанием во множественном числе –а(-я), с окончанием во множественном числе –ы(-и), с вариативным окончанием. Бухгалтер, выбор, борт, буфер, цех, инструктор, инспектор, герб, шофер, образ, адрес, цвет, крендель, инженер, контейнер, директор, инспектор, свитер, штабель, маклер, офицер, купол, округ, ордер, порт, токарь, трактор. Задание 16. Образуйте именительный падеж единственного числа приведенных имен существительных. Пельмени, банкноты, клавиши, курицы, манжеты, оладьи, санатории, ставни, шпроты, тапки, туфли, клипсы, вафли. Задание 17. Составьте словосочетания прилагательное + существительное со следующими словами: Визави, судья, жюри, желе, госпиталь, тополь, такси, тюль, кафе, кофе, пони, леди, мозоль, шампунь, бандероль, сирота, староста, умница, какаду, белоручка, зазнайка, кенгуру, колибри, моль, бра. Задание 18. Поставьте имена существительные в творительном падеже. Поэт Пушкин, город Пушкин, композитор Бородин, поле Бородино, писатель Чехов, город Чехов, А.И. Герцен, Чарльз Дарвин, Жюль Верн, Чарли Чаплин, Шевченко, Грэм Грин, Седая, Белых, Лиля Гинзбург, Кромвель, Кравчук, Даль, Гайдай, Шопен, Станиславский, Жорж Санд, Абашидзе, Акопян, Карина Сарьян, Внуково, Клин, Рахманинов, Кунцево, Киев, Бетховен, Мопассан, Херсон. Задание 19. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных. Носки, грузины, килограммы, апельсины, мандарины, баклажаны, джинсы, макароны, помидоры, очки, плечи, войска, места, яблоки, валенки, шпроты, шаровары, чулки, тапки, сапоги, сандалии, партизаны, солдаты, туфли, брызги, дела, дрязги, копья, шорты, вафли, погоны, гейши, сходни, ясли, судьи, простыни, абрикосы, бананы, ботфорты, клипсы, колесики, консервы, лампасы, гектары, георгины, гольфы, граммы, кроссовки, манжеты, места, ведомости, кухни, полотенца, цапли, дупла, блюдца, подмастерья, партизаны, опята, западни, бюллетени. Задание 20. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм падежа имен существительных. 1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой актер. 2. Современная наука творчески освоила многое из того, что создано Дарвиным. 3. Купите мне пару чулок и две пары носок. 4. Яблоневый сад занимает свыше ста гектар. 5. Собран большой урожай помидор. 6. Разделите все это на несколько равных доль. 7. Мы находились в самом большом цеху завода. 8. Документы нужно представить к первому августу. 9. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй дроби. 10. Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 11. Сегодня на небе можно было ясно увидеть Сириуса. Употребление форм имен прилагательных Задание 1. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Это самый новейший проект. Завод оказался более передовым. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. Вариант заместителя оказался более худшим. Он сделал эту работу более лучше. В комнате теперь более светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане.
Задание 2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением. Мой брат очень (талантливый, талантлив) и (способный, способен). Сделать уборку быстро не удалось, потому что пылесос оказался (неисправный, неисправен, неисправным). Кто из вас (виноват, виноватый), кто (прав, правый), -- разберемся беспристрастно. Он один из тех людей, которые (способные, способны) на самопожертвование. С возрастом угловатая девушка превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшую) девушку. Этот перевал наиболее (опасный, опасен, опаснейший) для перехода в зимнее время. Как показала проверка, сведения, указанные в письме, (верны, верные). Эта женщина всегда (мила, милая) и (очаровательна, очаровательная). Дети остались очень (довольны, довольные, довольными), что экскурсия состоялась. В Никитском ботаническом саду растут (редчайшие, наиредчайшие, самые редкие) породы деревьев. Уроки русского языка стали удивительно (интересные, интереснейшие, интересны). Необходимо завершить работу в (самое близкое, ближайшее) время и в (кратчайшие, наикратчайшие) сроки.
Задание 3. Найдите ошибки в употреблении форм имен прилагательных и запишите предложения в исправленном виде. Ученик был способный к математике. Подобный ответ бессмысленен. Мы были ещё в более худших условиях. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. Комната низкая для такой мебели. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. Его вклад в работу был существенен. Самый способнейший студент. Это произведение более худшее. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный – в следующем. У мальчика появились и более худшие привычки. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. Шляпка гриба была полная воды. Он был образованнее Гринёва. Встреча старых фронтовиков была очень тепла. От этого Мцыри кажется более таинственнее. В детстве мальчик был очень полон, потому что не любил заниматься спортом. День был по-осеннему сыр. Наш город красивый в любое время года. Его белые соцветия подобные свечам на праздничной ёлке.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |