Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для семинаров. 1 Разработка индивидуального плана научно-исследовательской работы




1 Разработка индивидуального плана научно-исследовательской работы.

2 Разработка плана деятельности творческого коллектива (с распределением обязанностей).


Глава 10. Эффективность использования новых знаний и достижений науки, техники

Эффект, экономический – полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление. А эффективность – способность приносить эффект, оказывать действие [1].

Подобное толкование приемлемо для характеристики эффективности научно – исследовательской работы и опытно – конструкторских разработок (НИР и ОКР).

Исследователи выделяют следующие разновидности и особенности эффективности:

- Научно – технический эффект. Отражает прирост информации, предназначенной для внутреннего потребления, а также возможность использования результатов выполняемых исследований по другим направлениям НИР.

- Ожидаемый экономический эффект. Рассчитывается на стадии завершения НИР, по результатам НИР и нормативно – справочным показателям на планируемый объем внедрения.

- Предварительный экономический эффект. Определяется на стадии технико-экономического обоснования целесообразности внедрения исследований по укрупненным показателям на планируемый объем внедрения.

- Потенциальный экономический эффект. Это экономия совокупного труда, рассчитанная по нормативным или фактическим показателям локального внедрения на возможный объем внедрения.

- Социальный эффект НИР. Проявляется в улучшении психологических и организационных условий труда, развития здравоохранения, науки, образования, культуры.

- Фактический экономический эффект. Устанавливается после внедрения разработки по фактическим показателям отчетного периода.

- Экологический эффект НИР. Обнаруживается в отсутствии или в меньшей степени загрязнения окружающей среды при новых технике, технологиях, оборудовании, специализации и концентрации производства.

- Экономический эффект НИР. Характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в общественном производстве, полученной при использовании результатов НИР, в сопоставлении с затратами на их достижение.

- Эффективность фундаментальных теоретических исследований характеризуется такими атрибутивными признаками как возможность применения результатов исследований в различных отраслях народного хозяйства, новизне разработок, международном признании. Если оптимальным периодом для оценки прикладных исследований является срок до трех лет, то для получения полезного эффекта от фундаментальных требуется значительно больший период с момента начала работ.

- Эффективность работы одного научного работника определяется числом публикаций, новизной разработок, цитируемостью работ, количеством авторских свидетельств и патентов, стоимостью НИР выполненных за год и др.

- Эффективность работы научно – исследовательской группы, кроме позиций перечисленных выше, может оцениваться, также, по количеству внедренных тем и проданных лицензий. Валютной выручкой и экономическим эффектом. [2, 3, 4, 5]

 

Представляют интерес мнения ученых о современном состоянии НИР и роли науки в «новой экономике» России.

Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова В.Черковец, в своих исследованиях, приходит к выводу о том, что реформирование высшего образования в постсоветской России, развернувшееся в радикально – рыночном варианте, предопределило стихийный поток открытия вузов. По данным Минобрнауки России к настоящему времени зарегистрировано около тысячи университетов. Из них только пятая часть отвечает существующим стандартам высшей школы. Практика привела к утрате интереса преподавателей к НИР. И в конечном итоге, к дистанцированию от инновационного процесса новоявленных образовательных организаций. Черковец считает, что «…предназначение сферы образования в общественном развитии нельзя связывать с созданием стоимости. Ее главная и постоянно возрастающая роль в современном обществе проявляется в функциях более высокого, причем нерыночного, порядка». Речь ведется об активном влиянии образовательной сферы на «обстоятельства» (факторы) и через их посредство – на рост производительности труда. При этом производительность труда рассматривается как индикатор экономического прогресса человеческой цивилизации. Участие образовательной сферы в инновационной переориентации экономики, по мнению ученого, требуется по таким линиям, как:

- подготовка ученых соответствующих уровня и компетенции;

- развертывание вузовской науки, нацеливаемой на разработку новшеств естественно – научного, технического и гуманитарного характера;

- использование новейших научных заделов в преподавательской деятельности. [6]

Главный научный сотрудник ИЭ РАН М. Коробейников высказывает мысль о необходимости смелого теоретического прорыва, охватывающего все сферы научного знания об обществе и человеке. О потребности в обобщении экономических знаний, так как в стране сложилась экономическая система лишь с зачатками рынка. Сегодня российское общество подошло к очередному рубежу проблем, требующих незамедлительного решения. Традиционные методы производства научных знаний исчерпали себя. Требуются новые междисциплинарные научные направления. [7]

 

Обратимся к итоговым результатам конкретных современных научных исследований.

 

Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, защищенные в период 2008 – 2011 годы.

Специальность 08.00.05- Экономика и управление народным хозяйством.

Управление инновациями.

Совершенствование организационно-экономического механизма привлечения и регулирования иностранных инвестиций в инновационное развитие регионов.

Проблема разработки современных организационно-экономических механизмов привлечения иностранных инвестиций в инновационную деятельность регионов носит открытый характер и имеет важное практическое значение.

Предложения и рекомендации по формированию организационно-экономического механизма привлечения иностранных инвестиций в инновационное развитие регионов могут быть использованы органами государственной власти субъектов федерации для обеспечения устойчивого и поступательного развития экономики и общества. Полученные в ходе проведенного исследования результаты вносят определенный вклад в изучение процесса управления инновациями и инвестиционной деятельностью. В работе предложен системный подход к формированию и совершенствованию механизма, обеспечивающего внедрение новых знаний и технологий с использованием иностранных инвестиций. Сформулированы базовые положения работы с инвесторами, позволяющие увеличить приток иностранного капитала. Разработаны предложения по повышению эффективности деятельности органов власти в сфере международного партнерства и инновационного развития регионов. Предложенная в диссертационной работе система показателей характеризующих способность экономики к устойчивому росту, а также, важнейших критериев и индикаторов безопасности, может быть использована для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития региона.

Результаты исследования применяются в преподавании курсов «Региональная экономика», «Риск-менеджмент», «Финансы» в учебном процессе.

За последние два года объем привлеченных инвестиций в экономику Калужской области составил 2,6 млрд. долларов США. Сегодня область имеет портфель согласованных инвестиционных проектов в размере порядка $4,5 млрд.

На территории области создано 6 индустриальных парков общей площадью около 2300 га - более тысячи гектаров предоставлено инвесторам. Все они имеют четко выраженный отраслевой профиль. Для 4 технопарков основными резидентами стали производители автомобилей и автокомпонентов. Например: в рамках технопарка «Грабцево» реализуется инвестиционный проект автомобильного концерна «Volkswagen AG». В рамках реализации проекта индустриального парка «Росва» в 2010 году начато производство автомобилей автозаводом «PSA Peugeot Citroen» и т.д.

Успешно функционирует более 40 инвестиционных проектов, создано свыше 4 тыс. новых рабочих мест. В реализацию проектов создания индустриальных парков вложено около 7 млрд. руб. государственных инвестиций. Прямой мультипликативный эффект от реализации проектов создания индустриальных парков в 2010 году составлял 5,7 рубля частных вложений на 1 рубль государственных вложений. Начиная с 2011 года, величина прямого мультипликативного эффекта от реализации проекта увеличилась до 17 рублей частных вложений на 1 рубль государственных инвестиций.

В настоящее время в регионе сформировалась целостная система поддержки инвестиционной деятельности. В систему вошли как сами индустриальные парки, так и механизмы административной поддержки, включающие индивидуальную работу с каждым инвестором, создание полноценной инфраструктуры для строительства промышленных предприятий, полную свободу при выборе подрядчика, предоставление налоговых льгот и другие. Необходимое условие успеха проекта индустриальных парков - наличие единого оператора по обеспечению взаимодействия с инфраструктурными компаниями.

 

Сфера услуг.

Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Вместе с тем, недостаточно разработанными остаются проблемы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере услуг на региональном и местном уровнях, малоисследованны вопросы о приоритетных направлениях и механизмах развития кооперативов в современных условиях и социально-экономической эффективности их деятельности.

Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке монографии «Инновационное предпринимательство» (М.: Изд-во «Ноосфера» 2008 г.), в деятельности Общенациональной ассоциации организаций финансовой взаимопомощи при создании потребительских кооперативов на сельских территориях регионов России.

Результаты исследования используются в курсах лекций по дисциплинам «Основы бизнеса», «Финансы предприятия» в учебном процессе НОУ ВПО Тульского института управления и бизнеса.

Научные рекомендации по нейтрализации влияния финансово-экономического кризиса на деятельность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, связанные с организационно-правовыми и экономическими особенностями некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи:

Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации предполагает формирование для этого экономических методов, активизирующих ее функционирование. Среди них: выделение субвенций на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; прямая финансовая или иная материальная помощь кооперативам от фондов, агентств или институтов социально-экономического развития; создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков); ограничение дополнительной ответственности пайщиков по обязательствам кооператива в пределах 10-кратного размера величины паевого взноса, контроль со стороны аудиторских союзов и другие.

Совершенствование развития сельской кредитной кооперации РФ через повышение финансовой устойчивости и надежности функционирования отдельного кредитного кооператива возможно на основе разработанного механизма саморегулирования как совокупности инструментов, направленных на удовлетворение финансовых и иных потребностей каждого пайщика и одновременно кооператива в целом. Экономическими методами развития отдельного кредитного кооператива могут служить: увеличение ресурсов кооператива посредством развития политики привлечения сбережений, создания структур системы сельской кредитной кооперации и специальных фондов (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков); применение методик оценки кредитного риска и финансовой устойчивости по совокупности показателей: доля удовлетворения материальных потребностей членов кредитного кооператива, охват рынка сельской кредитной кооперации, коэффициентом автономии и другие.

Приоритет в отношении финансируемых или поддерживаемых СКПК проектов должен отдаваться проектам в ключевых отраслях с целью стимулирования самодостаточности российского сельского хозяйства и увеличения экспорта на рынках, где Россия имеет традиционные преимущества.

В условиях возможных панических настроений, вызванных кризисными явлениями, когда вкладчики могут забирать средства не только из банков, но и из СКПК, у кредитных потребительских кооперативов нет возможности одномоментно извлекать все деньги из займов и расплачиваться с вкладчиками, т.к. денежные средства находятся в работе. Для финансовой устойчивости кооперативы рекомендуется формировать денежные резервы, обеспечивающие ликвидацию кассовых разрывов, которые возникли вследствие досрочного расторжения договоров (вкладов) по инициативе пайщиков-вкладчиков. Некоторые пайщики (как вкладчики, так и заемщики) забыли, что по уставу СКПК они несут солидарную ответственность за финансовую стабильность кредитного кооператива, членами (собственниками) которого они являются. В перечень антикризисных мер целесообразно включить приостановление начисления процентов по вкладам. Деньги будут передаваться пайщикам с сохранением ставок на уровне 1 октября 2008 года. После этого, и до момента выдачи вклада, будет начисляться ставка 12%. При утверждении таких условий СКПК обязуется расплачиваться со всеми пайщиками в течение 18 месяцев. Деньги будут возвращаться вкладчикам по мере поступления средств, выданных по кредитам. Кроме того, целесообразно минимизировать административные расходы. Сократить часы работы офисов, уменьшить количество сотрудников, закрыть ряд допофисов, принять четкие меры по устранению задолженности пайщиков. Принять иные конкретные меры по сокращению расходов и оптимизации бизнеса.

Нельзя забывать, что кредитные кооперативы – это не банки, которые в своих кредитных договорах оставляют за собой право изменять условия кредитования в одностороннем порядке, даже если заемщик аккуратно исполняет обязательства. В кредитных кооперативах такие условия, как правило, не применяются, поэтому, если член СКПК, получивший заем аккуратно исполняет свои обязательства по погашению, то принудить его вернуть заем досрочно практически невозможно. В то же время, владельцы кооперативов имеют больше прав, чем клиенты банков по контролю над финансово-хозяйственной деятельностью своих СКПК. Контроль, как и в других общественных организациях, осуществляется через выборные органы, а также через выражение своего мнения на общих собраниях. Если члены СКПК посчитают, что руководство непрофессионально выполняет свои функции, его могут переизбрать. Но делаться все должно без паники, тогда быстрее и с меньшими потерями можно будет преодолеть сложный период.

Кредитная кооперация как сегмент финансового рынка продолжит свое существование, потому что есть рыночные ниши, в которых, как показывает российский и мировой опыт, кооперация является более эффективным инструментом, чем другие. История развития кооперации доказала, что в условиях кризиса сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы всегда демонстрировали свою действенность и эффективность развиваясь высокими темпами при поддержке государства.

Экономическая безопасность.

Стратегия повышения экономической безопасности региона

Остались неразработанными конкретные методы, механизмы и инструменты взаимодействия органов региональной и федеральной власти по предотвращению и нейтрализации кризисных ситуаций, обеспечивающих региональную экономическую безопасность. Отсутствуют критерии оценки деятельности по созданию эффективной системы экономической безопасности региона.

Практическая значимость работызаключаются в том, чтопредложенная стратегия повышения экономической безопасности в регионе используется органами государственной власти субъектов федерации для обеспечения стабильного, устойчивого и поступательного развития экономики и общества. Полученные в ходе проведенного исследования результаты вносят определенный вклад в изучение экономической безопасности. В работе предложен системный подход к определению региональной экономической безопасности; проведена классификация показателей; разработан алгоритм деятельности по обеспечению экономической безопасности, построенный на взаимодействии органов государственной власти с обществом.Предложенная в диссертационной работе система показателей экономической безопасности используется для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития регионов, а также проектов бюджета субъектов федерации.

Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.

Результаты функционирования системы проявятся в следующем:

- создание единой информационной базы данных (системы индикаторов);

- определение основных угроз и разработка мер по их устранению;

- координация и методическое руководство деятельностью администраций городов и районов, государственных предприятий и учреждений региона, общественных организаций по вопросам, антикризисного управления;

- внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;

- выработка единых стандартов и методов антикризисного управления;

- разработка программ развития проблемных территорий региона.

Основными преимуществами предлагаемой системы являются:

- возможность непрерывно отслеживать негативные изменения в социально-экономических отношениях региона;

- малозатратность при ее создании и функционировании;

- стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества;

- высокая эффективность функционирования, за счет коллегиального принятия решений, четкого распределения ответственности за возникновение кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными министерствами и ведомствами.

В ходе исследования обоснована необходимость принятия областной целевой программы по обеспечению экономической безопасности, как инструмента предотвращения и нейтрализации кризисных явлений, а также определены критерии оценки ее эффективности.

В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.

Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона. Как показало исследование, именно системные проблемы в различных сферах региона и являются источником кризисных ситуаций, преодоление и предотвращение которых является главной задачей обеспечения экономической безопасности.

Кроме того, региональная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на преодоление и предотвращение кризисных ситуаций установленных в процессе мониторинга экономической безопасности в конкретных ее сферах. При этом каждая подпрограмма должна быть направлена на предотвращение или преодоление кризисных ситуаций в конкретной сфере безопасности, а их количество должно соответствовать количеству сфер, в которых выявлены угрозы безопасности.

Преимуществами разработки и реализации региональных программ по обеспечению экономической безопасности над остальными являются:

- логическая обоснованность решения о разработке и утверждении, которая заключается в том, что программа принимается только в случае возникновения угроз экономической безопасности;

- целевая направленность на те социально-экономические сферы региона, в которых угрозы безопасности наиболее существенны и их предотвращение является наиболее приоритетной задачей;

- возможность исключения большого количества разнонаправленных областных целевых программ, цели которых схожи;

- экономия средств областного бюджета в связи с уменьшением общего количества областных целевых программ;

- возможность улучшения региональными органами власти экономической безопасности области с помощью программных мероприятий;

- возможность определения эффективности как всей программы в целом, так и отдельных подпрограмм;

- возможность внесения изменений и дополнений в целевые программные мероприятия в случае недостаточной их эффективности.

При разработке критериев эффективности региональной целевой программы по обеспечению экономической безопасности использовались показатели мониторинга экономической безопасности (интегральные показатели и их пороговые значения). Целью мониторинга является определение сфер, в которых наблюдаются кризисные явления. Каждой из этих сфер будет соответствовать подпрограмма, целевой программы по обеспечению экономической безопасности (далее подпрограмма), в которой будут определены мероприятия по повышению безопасности этой сферы.

Для расчета критериев эффективности подпрограмм введено логическое условие, связанное с особенностью пороговых значений.

Сравнивая полученные значения критерия с границами степеней эффективности, предложенными выше можно оценить степень эффективность областной целевой программыпо обеспечению экономической безопасности в целом.

Результаты исследования применяются в преподавании курсов «Региональная экономика», «Основы бизнеса» в учебном процессе НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий г. Калуга.

АПК и сельское хозяйство.

Повышение конкурентоспособности продукции перерабатывающих предприятий АПК (на материалах Калужской области).

Теоретические аспекты и методологические основы этой проблемы в мясопродуктовом подкомплексе изучены недостаточно полно. Практически не исследованы прикладные аспекты и специфические особенности конкурентной среды отрасли. Политика предприятий по повышению конкурентоспособности мясоколбасной продукции до сих пор представляет отдельные предложения и рекомендации, не связанные в единый механизм создания конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивости предприятия.

Анализ работ российских авторов позволяет сделать вывод, что не существует единого подхода к оценке конкурентоспособности мясоколбасной продукции. Существующие методики учитывают некоторые экономические и финансовые показатели при анализе конкурентоспособности, но не выявляют их взаимосвязь и возможность одновременного управления конкурентоспособностью продукции и финансово-экономической устойчивостью предприятия.

На данный момент наблюдается недостаток в экономической литературе, посвященной решению проблемы производства отдельных видов продукции, в частности мясоколбасной продукции. В последние годы научные разработки касаются в большей степени перспектив развития сельского хозяйства при вступлении в ВТО, где не в полной мере оценены последствия по обеспечению производства мяса-сырья и мясопродуктов с выгодными конкурентными преимуществами и дальнейшая роль их конкурентоспособности в политической и социально-экономической жизни страны.

Практическая значимость результатов проведенного исследования определяется возможностью широкого использования разработанных рекомендаций и методик в процессе управления показателями конкурентоспособности мясоколбасной продукции. Они нашли применение при обосновании развития животноводства в Калужской области и других регионах России.

Главной составляющей общей устойчивости предприятия АПК является устойчивость его экономической подсистемы (экономическая устойчивость),отражающая стратегические возможности перехода предприятия к устойчивому развитию, прежде всего, за счёт более эффективного управления имеющимся экономическим потенциалом, что отличает её от финансовой устойчивости,которая в основном ориентируется на результаты деятельности предприятия.

Существующие методики определения экономической и финансовой устойчивости предприятий не в полной мере соответствуют современным экономическим условиям и тенденциям.

Несомненно, анализ классических показателей финансово-экономической устойчивости дает достаточно полную характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но не учитывает их отраслевую особенность и не выявляет существующие проблемы отдельных отраслей экономики России.

Учет особенностей отрасли, региона, предприятия дает возможность выявления искомых резервов и грамотного продуктивного управления объектом.

Так, по мнению автора, помимо классических показателей, характеризующих финансово-экономическую устойчивость предприятия в условиях усиления конкуренции и перспективного вступления в ВТО, необходимо учитывать показатель зависимости производителей от импортного сырья.

На наш взгляд, неоправданно отсутствие должного внимания к данному вопросу. Экономистами производится расчет финансовой независимости, основываясь на том, что у предприятия должно быть достаточно собственных средств, чтобы не стать финансово зависимым от внешних контрагентов. Но не производится расчет наличия собственных источников сырья для предприятия, без которого, также как и без денежных средств невозможно производство. Вследствие чего в условиях достаточного длительного ценового преимущества импортного мяса на российском рынке и недостаточной поддержке со стороны государства наблюдается достаточно плачевная картина в развитости собственного сельского хозяйства. Таким образом, увеличение цен на сырье приведет или к увеличению себестоимости продукции и соответственно ее цене или к отказу от импортного сырья в пользу отечественного, которое на современном этапе не в состоянии удовлетворить спрос на него. Данная ситуация и в первом, и во втором случаях приведет к сокращению объемов выпускаемой продукции и возможности внедрения на освободившийся рынок иностранных производителей готовой продукции без особых усилий.

В работе предложена методика расчета коэффициента сырьевой зависимости при определении устойчивости предприятия.

В ходе апробации представленной методики, автором был проведен анализ финансово-экономической устойчивости лидера калужского рынка по производству мясоколбасных изделий – ЗАО «Калужский мясокомбинат».

Анализ мясоперерабатывающих предприятий Калужской области, в частности ЗАО КМК показал, что доля импортного мяса, применяемого в производстве, в два раза превышает запас финансовой прочности на предприятиях. Это свидетельствует о неустойчивости функционирования предприятий, несмотря на достаточно высокие показатели объемов продаж, прибыли, рентабельности.

Методика управления конкурентоспособностью мясоколбасной продукции во взаимосвязи с показателями устойчивости предприятия:

Предприятие в ходе своей деятельности не должно стремиться только к финансово-экономичнской устойчивости или только к достижению конкурентоспособности продукции, так как эти процессы взаимосвязаны. Оно должно управлять данными характеристиками одновременно, учитывая факторы, результаты и единство системы.

Таким образом, при анализе конкурентоспособности продукции помимо качественных характеристик продукции необходимо учитывать основные показатели деятельности предприятия, такие как: рентабельность продаж, доля рынка и обратный показатель коэффициента сырьевой зависимости - коэффициент сырьевой независимости, так как именно независимость от привозного сырья обеспечивает должный уровень конкурентоспособности продукции предприятий АПК.

Показатель сырьевой независимости влияет на конкурентоспособность продукции и устойчивости функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Причем при анализе конкурентоспособности продукции необходимо учитывать долю собственного сырья в производстве мясоколбасных изделий в процентах для соблюдения единства показателей по единицам измерения.

Предложенная в данной диссертации модель была апробирована при оценке и планировании конкурентоспособности продукции ЗАО КМК и позволило сделать выводы о том, что при управлении конкурентоспособностью продукции на предприятии необходимо учитывать не только качественные, но и количественные характеристики, учитывающие возможность дальнейшего развития предприятия и его устойчивость, а также единого управления всей системой для увеличения показателей конкурентоспособности предприятия и продукции, увеличения объема продаж, повышения прибыльности деятельности предприятия, что было предложено для внедрения на ЗАО «КМК»

Основные результаты диссертации внедрены в деятельность ПО Воротынский комбинат «Пищепром», а также в учебный процесс «Московского гуманитарно-экономического института» и используются при чтении дисциплин: «Финансовая политика организации», «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски». [8]

 

Мнение о проведенных исследованиях и практических результатах.

Общенациональная ассоциация обществ финансовой взаимопомощи (НАО ФВП), учрежденная Лигой кооператоров и предпринимателей России, Обществом купцов и промышленников России. В качестве соучредителей выступили Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса, Союз производственных кооперативов, Союз старателей России. А также, объединения, и представляющие структуры предпринимателей пятидесяти регионов России. Президент ассоциации Гутмана М.Б., сформулировал следующее мнение о применении результатов научно-исследовательской деятельности, проводимой в Институте управления, бизнеса и технологий ( ИНУПБТ ) г. Калуги.

Совместная деятельность НАО ФВП и ИНУПБТ осуществляется с 2006 года в рамках соглашения. Предметом соглашения является реализация научно-исследовательских работ в сфере малого и среднего бизнеса Калужской области и других регионов Российской Федерации.

Теоретическая значимость научных результатов, полученных в ходе исследований, определяется тем, что она углубляет теоретические положения комплексного устойчивого социально-экономического развития регионов, обогащая их выработанными методическими положениями по ускорению процесса создания региональных систем в основе на стратегию государственно-частного и государственно-кооперативного партнерства.

Практическая значимость проведенных исследований состоит в том, что полученные результаты позволили сформировать рекомендации по решению целого ряда проблем, связанных с выводом регионов на траекторию устойчивого социально-экономического развития [9].

 

Литература.

1. Большой экономический словарь/. Под ред. А.Н. Азрилияна.-3 – е изд. М.: Институт новой экономики. 1998.

2. Брылев А.А., Чаусов Н.Ю., Лобода Н.Т., Полпудникова О.В. Основы научно-исследовательской работы студентов: Учебное пособие/ Калуга: Издательство «Гриф», 2000.

3. Коптев В.В., Богомягких В.А.,Трифонова М.Ф.Основы научных исследований и патентоведения.- М.: Колос, 1993.

4. Тростников В. Конец науки – начало познания. – М., 1993.

5. Чернявский В.О. Вопросы эффективности и оптимальности. – М., 1977.

6. Черковец В.Н. Образовательная сфера: взаимодействие с материальным производством в инновационном развитии экономики. //Российский экономический журнал № 9-10.- 2009.

7. Коробейников М. Крестьянство и власть: ответственность и интерес //Вопросы экономики № 2. – 2010.

8. Материалы аспирантуры НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий (ИНУПБТ). Калуга. – 2010.

9. Письмо президента НАО ФВП М.Б. Гутмана на имя руководителя Калужского научного центра (КНЦ), члена – корреспондента РАН А.В. Дерягина. Калуга. Архивы КНЦ. 2008.

 

Дополнительно рекомендуемая литература

1. Гельфанд М. "Четыре презумпции. Вступительное слово к содокладам"

2. Глазьев С. Как добиться экономического роста? // Российский экономический журнал №7. -1999.

3. Иванов Н. Научные исследования в региональной экономике. – М.: Экономика.- 1998.

4. Казанский А."Почему Центры Перспективных Исследований (что это, каковы цели и возможные методы их достижения)".

5. Корнышев А. "Наука, образование и академическая карьера в континентальной Европе, Британии и США: сравнительный анализ" (основной доклад)

6. Круглов В.Н., Крутиков В.К. Актуальные проблемы управления и инновационного развития регионов. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2008

7. Круглов В.Н., Крутиков В.К. Региональная инвестиционная политика: проблемы перспективы. Калуга: Изд-во «Эйдос», 2008

8. Крутиков В.К., Сухарев А.Н., Федорова О.В Иностранные инвестиции. Учебно-методическое пособие. Калуга Издательство «Эйдос». 2008

9. Обшая дискуссия о перспективах развития фундаментальной науки в России Заключительные слова А.Корнышева и М.Гельфанда

10. Салтыков Б. "Надо строить науку в соответствии с той экономико-политической средой, в которой вы живете".

11. Соболев А."О мерах по повышению международного уровня и влияния российских фундаментальных исследований показателям"

12. Стенограмма Рождественского семинара, проведенного факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ им.М.В. Ломоносова 26 декабря 2006 г. - 15 мая 2007 г. (http:// www.scientific.ru /monitor/ monitoractions. html)

13. Фейгельман М. "Апелляция к государству бесполезна... ".

14. Фишер П. Промышленный прогресс и прямые иностранные инвестиции // Российский экономический журнал. № 5-6.- 1999.

15. Фрумкина Р. "Несколько слов о нынешней ситуации в гуманитарных науках".

16. Цирлина Г. "Несколько слов об опыте наших соседей: Организация науки в Восточной Европе".

17. Штерн Б. " Формальные показатели, их польза, вред и разумное место ".

Контрольные вопросы

 

1 Понятие эффективности НИР и ОКР

2 Разновидности и особенности эффективности

3 Роль науки в инновационной переориентации экономики

4 Потребности исследований в новых междисциплинарных научных направлениях

5 Формулирование недостаточно разработанных направлений исследований (по материалам диссертаций)

6 Применение положений, выводов, рекомендаций научной работы для разработки законодательства (по материалам диссертаций)

7 Использование материалов научных исследований в учебном процессе (по материалам диссертаций)

8 Внедрение научных разработок в деятельности субъектов хозяйствования (по материалам диссертаций)

9 Применение научно обоснованных показателей в реальной экономике (по материалам диссертаций)

10 Научные рекомендации в предотвращении кризисных явлений в экономике (по материалам диссертаций)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.