КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая специфика человеческого мышления
Многие исследователи выделяют у человека два принципиально разных уровня мышления. Конкретное, основанное на более древних мозговых структурах и абстрактное, продукт активности более молодых в эволюционном аспекте областей коры. Первый, конкретный уровень мышления, сводится к непосредственным, как бы «вынужденным» реакциям человека на ситуации и объекты, либо к нечетким, самым приблизительным впечатлениям от происходящего. Второй, абстрактный уровень мышления, предполагает избирательное и произвольное выделение отдельных свойств объектов и ситуаций, отношений между ними и формирования на языковой основе иерархии смыслов, объясняющих сущность познаваемых вещей. Мышление психически здорового человека может быть и конкретным, и абстрактным. Но мышление психически больного с поражением наиболее молодых областей коры ограничено только конкретным мышлением. Абстрактное мышление характеризуется следующими особенностями: 1) способностью отделять свое «Я» от своих внутренних переживаний и от внешнего мира; 2) произвольностью, т.е. способностью к самостоятельному умственному усилию (думаю, т.к. хочу думать); 3) способностью объяснить себе свои собственные действия; 4) способностью переключаться с одного аспекта ситуации на другой; 5) способностью удерживать в уме разные стороны ситуации; 6) способностью к рассмотрению отдельных сторон цельно и рассмотрению их в единстве друг с другом, во взаимозависимости; 7) способностью устанавливать понятия и мыслить понятиями, т.е. обобщенными в слове совокупными и сущностными знаниями, сгустками смыслов; 8) способностью мыслить с опорой на символы (например, если А=В, а В=С, то А=С). Конкретное мышление зеркально противоположно всем признакам абстрактного. Именно сейчас вы, уважаемый читатель, станете мыслить абстрактно, если к каждому из перечисленных выше восьми суждений добавите частицу «не», чтобы получить описание характеристик конкретного мышления. Высший уровень развития абстрактного мышления называется теоретическим. Этим мышлением пользуются ученые, работающие в фундаментальных научных областях, т.е. таких, которые исследуют основополагающие законы движения и существования материи. Высший уровень развития конкретного мышления называется эмпирическим. Им пользуются люди в повседневной жизни при решении текущих житейских и производственных задач (ремонт автомобиля, решение конфликта с женой и т.п.), а также исследователи, работающие в прикладных областях науки, т.е. в тех, где решаются частные научные задачи (например, разработка оптимальных методов сушки сухарей и т.п.).
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |