Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления и качество ума




Мышление в решении задач

Мышление начинается там, где перед человеком возникает проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что в ней не даны все необходимые условия для ее решения. Их надо отыскать с помощью мышления.

Реальный процесс мышления начинается с анализа того, что нам известно, а что не известно, не дано в условиях проблемной ситуации. Здесь, как только удается отделить известное от неизвестного, проблемная ситуация переопределяется в задачу. Задача есть проблема с конкретными условиями.

Следующий этап – это определение этапов решения, выдвижение гипотез, т.е. предположений о возможных путях решения задачи.

Само решение может иметь характер перебора вариантов, случайных попыток или внезапного озарения. Этот, третий этап, определяется тактикой решения.

Четвертый, заключительный, этап представляет собой проверку полученного результата путем сопоставления с исходными условиями. Главные стратегии мышления при решении задач, это: случайный перебор вариантов, т.е. путем проб и ошибок; рациональный перебор, т.е. определение типологии задачи, сужение круга поисков до нахождения ключевого момента; систематический перебор, когда человек охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез, а не только наиболее подходящие. Это – самая фундаментальная стратегия. Интуиция, или озарение, когда, мгновенно обобщая все признаки и условия правильного решения человек открывает требуемый способ умственных действий.

 

В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С этой стадии начинает развиваться мышление младенца. Наглядно-действенное мышление в своем высшем развитии присуще людям профессий, требующих практического анализа, думанья, относящегося к предметам и действию с ними в пространстве: конструкторам, механикам.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение мыслительной задачи происходит с помощью оперирования предметами, включая в себя действование и манипулирование с образами этого оперирования. Сравнение, анализ, обобщение в этом виде мышления осуществляется на основе предметно-практических процедур.

Наглядно-образное мышление – это мышление, которое опирается именно на образ как целостное представление о предмете или явлении и оперирует, прежде всего, образами. Наглядно-образное мышление свойственно, прежде всего, художникам, актерам, поэтам, людям искусства.

Роль наглядно-образного мышления состоит в том, что оно позволяет человеку красочно, ярко и разнообразно отражать жизнь. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, который отличается опорой на понятия, т.е. на оформленные в словах значения предметов и явлений, которые не имеют прямого чувственного основания. Словесно-логическое мышление осуществляется на базе языка и использует логические конструкции (силлогизмы). Представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Именно в словесно-логическом мышлении формируются различные виды обобщений.

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными отличиями, которые называются качествами ума, иными словами ум – это индивидуально-психологическая характеристика мышления конкретного человека.

Наиболее существенными качествами человеческого ума являются: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность и скорость.

Самостоятельность проявляется в умении человека увидеть проблему, поставить вопросы, сформулировать задачу и решить ее своими силами.

Критичность – свойство ума, сущность которого проявляется в способности человека объективно оценивать положительные и отрицательные аспекты тех или иных явлений, тщательно и бесстрастно проверять истинность решений.

Гибкость – это свойство ума, которое позволяет человеку быстро пересматривать свои решения и действия, а также стратегию решения задач, находить новые, нестандартные способы действий.

Глубина ума – это такое его свойство, которое позволяет человеку проникать в сущность происходящего, видеть проблему там, где другие ее не замечают, и находить решения, которые исчерпывают проблему, а также прогнозировать развитие событий.

Широта ума – это способность человека охватить, осмыслить разнообразные аспекты явлений и проблем, мыслить о многом, и не только в пределах одной области знаний. Широта ума обеспечивает интеллектуальную разносторонность человека, его эрудированность.

Последовательность ума – это способность человека строго придерживаться порядка мыслей, не подменять предмет мышления, рассматривать задачу в соответствии с определенным планом, не допуская противоречивости и сбоев в способах рассуждения.

Скорость ума – это быстрота мыслительных операций и принятия решений. Скорость ума не следует смешивать с поспешностью и суетливостью, свойственных необоснованным решениям. Скорость ума зависит от знаний, умения мыслить, гибкости и подвижности нервных процессов.

Все качества человеческого ума проявляются и формируются в деятельности. Развитие мышления бесконечно, как бесконечен процесс познания бесконечной Вселенной.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «мышление».

2. Приведите четыре основных свойства человеческого мышления, отличающие его от мышления животных. Укажите главную особенность теоретического мышления.

3. Обоснуйте социальную природу человеческого мышления.

4. Опишите основные этапы эволюции мышления от животных к человеку.

5. Дайте характеристику двух основных уровней мышлении и перечислите их особенности.

6. Назовите и охарактеризуйте основные формы мышления, принятые в логике.

7. Охарактеризуйте и приведите примеры простейших алгоритмов умозаключения, а также мыслительных операций.

8. Дайте описание этапов мышления при решении задач.

9. Приведите примеры профессий, требующих различных видов мышления.

10. Обоснуйте, какими качествами ума должен обладать современный гуманитарий.

Глава 7. Речь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 3320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.